Дело № 2-5365/2020
УИД № 50RS0026-01-2020-008477-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2020 года
06 ноября 2020 года мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Наследниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халиловой С. С. к Министерству образования Московской области об отмене решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что Распоряжением начальника Управления по опеке и попечительству администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГХалиловой С.С.ДД.ММ.ГГ р. назначены опекуны (приемные родители) ФИО и ФИО, принято решение о заключении с ними договора о передаче истицы на воспитание приемную семью.
Распоряжением Главы администрации <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГ истица принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На момент вынесения данного Распоряжения истица проживала совместно с опекунами (приемными родителями) по адресу: <адрес>.
В дальнейшем истица сменила место жительства, в связи с чем Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино №-р от ДД.ММ.ГГ ее место жительства с приемными родителями определено по адресу: <адрес>
Жилое помещение по данному адресу находится в собственности иного лица, что подтверждается Свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГ № ЕГРН №
В ДД.ММ.ГГ г. истцом на имя начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино подано заявление об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, по прежнему месту жительства и включении в аналогичный список по месту жительства в городском округе Люберцы Московской области.
Однако, Распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино №-Р от ДД.ММ.ГГ истцу отказано во включении в указанный список по новому месту жительства, в связи с тем, что она имеет место жительства в Московской области менее 5 лет.
В настоящее время истец достигла совершеннолетия, проживает в <адрес>, обучается по очной форме в высшем учебном заведении, ее бывшие опекуны проживают с ней, других родственников по прежнему месту жительства у истицы не имеется.
Истец полагает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушает ее право на однократное предоставление ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится ее место жительства и просит отменить распоряжение начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино №-Р от ДД.ММ.ГГ об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области и обязать включить ее по новому месту жительства в Московской области в указанный список.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино по доверенности ФИО в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Люберцы Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что Распоряжением начальника Управления по опеке и попечительству администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГХалиловой С.С.ДД.ММ.ГГ р. назначены опекуны (приемные родители) ФИО и ФИО, принято решение о заключении с ними договора о передаче истицы на воспитание приемную семью.
Распоряжением Главы администрации <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГ истица принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На момент вынесения данного Распоряжения истица проживала совместно с опекунами (приемными родителями) по адресу: <адрес>.
В дальнейшем истица сменила место жительства, в связи с чем, Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино №-р от ДД.ММ.ГГ ее место жительства с приемными родителями определено по адресу: <адрес>.
В ДД.ММ.ГГ г. истцом на имя начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино подано заявление об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, по прежнему месту жительства и включении в аналогичный список по месту жительства в городском округе Люберцы Московской области.
Однако, Распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино №-Р от ДД.ММ.ГГ истцу отказано во включении в указанный список по новому месту жительства, в связи с тем, что она имеет место жительства в Московской области менее 5 лет.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, в соответствии ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 4 и ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе, и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном законом Московской области № 248/2007-ОЗ от 29.12.2007г. «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.8 закона Московской области № 248/2007-ОЗ от 29.12.2007г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области. Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Частью 3.1 указанной статьи предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае: … 3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Судом установлено, что местом жительства Халиловой С.С. в настоящее время является квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности ФИО – тете истца и матери опекуна, в которую истец с опекуном были зарегистрированы в ДД.ММ.ГГ года, что подтверждается выпиской из домовой книги и отметкой в паспорте.
Во исполнение Федерального Закона № 159-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее Постановление Правительства РФ № 397).
Данным Постановлением утверждены Правила формирования списка указанных, которыми установлен порядок формирования данного списка, основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с подп. «в» п. 4 Правил формирования списка лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, подают заявление о включении в список по месту их жительства.
Согласно п. 23 Правил формирования списка при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Абзац второй данной правовой нормы предусматривает, что лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с таким заявлением.
Перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении об исключении из списка, а также необходимых приложений к заявлению перечислены в п.п. 24, 25 Правил формирования списка.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 34 Правил формирования списка орган по новому месту жительства не позднее 10 рабочих дней со дня поступления информации по запросам в соответствии с пунктом 30 Правил принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства (далее - решение о включении в список по новому месту жительства), либо об отказе во включении детей- сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства (далее - решение об отказе во включении в список по новому месту жительства).
Исчерпывающий перечень случаев принятия решения об отказе во включении в список по новому месту жительства перечислен в п. 35 Правил формирования списка.
При этом продолжительность наличия места жительства заявителя в Московской области, либо по какому-то иному новому месту жительства в качестве причин отказа в этот перечень не входит.
В соответствии с п. 38 Правил формирования списка орган по новому месту жительства включает детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список.
Аналогичные дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение в качестве мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены также Законом Московской Области от 29 декабря 2007 года N 248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (далее - Законом Московской Области N 248/2007-03).
Статья 8 данного закона, декларирует в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа все те же права, а также порядок их реализации, какие указаны в ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ, предусматривая, что жилые помещения предоставляются указанным лицам, имеющим место жительства в Московской области (п. 2 ст. 8); Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования, формирует список (абз. 1 п. 5); порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 5); прием заявления об исключении из списка при перемене места жительства осуществляется в случаях и порядке, определяемом Правительством Московской области (п. 5.2).
Каких-либо иных дополнительных условий по сравнению с установленными Федеральным Законом № 159-ФЗ для реализации прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дополнительных оснований для отказа во включении их в список (в том числе, при исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список в по новому месту жительства) Законом Московской Области N 248/2007-03 не устанавливает.
Во исполнение ст. 8 Закона Московской Области N 248/2007-03 Постановлением Правительства Московской Области от 13 февраля 2013 года N 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей"» (далее - Постановление Правительства Московской Области N 75/5) утвержден Порядок приема заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по новому месту жительства в Московской области при перемене места жительства (далее - Порядок приема заявлений) (абз. 4 п. 1 Постановления Правительства Московской области № 75/5).
Из п. 14 Порядка приема заявления следует, что по итогам приема поданного в письменной форме заявления об исключении из списка по прежнему месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и включении в список по новому месту жительства в Московской области и взаимодействия с уполномоченным органом по прежнему месту жительства заявителя территориальный орган опеки по новому месту жительства принимает решение о включении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в список по новому месту жительства либо об отказе во включении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в список по новому месту жительства.
При этом исчерпывающий перечень случаев принятия решение об отказе во включении в список по новому месту жительства, указан в п. 15 данного документа.
Продолжительность наличия места жительства заявителя в Московской области либо по какому-то иному новому месту жительства в качестве причин отказа в этот перечень не входит.
Таким образом, ни федеральное законодательство, ни законодательство Московской области, гарантируя однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не ставит реализацию данной гарантии в зависимость от длительности проживания субъекта права в каком бы то ни было регионе; не предусматривает возможности отказа надлежащему заявителю по данному основанию в получении такого жилья, включении его в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения его из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства с включением в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Вместе с тем, требование о наличии места жительства в Московской области более 5 лет имеется в п. 2 Порядка приема заявления, утвержденного Постановлением Правительства Московской Области N 75/5. Однако, в соответствии с буквальным толкованием рассматриваемого пункта, а также системным толкованием в сопоставлении с п.п. 1 и 3 этого же документа данное условие предусмотрено как обязательное исключительно для подачи заявления в письменной форме об исключении ребенка-сироты из списка по прежнему месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и включении его в список по новому месту жительства в Московской области, а также применимо исключительно при подаче такого заявления законным представителем ребенка-сироты при перемене им места жительства в территориальное структурное подразделение по опеке и попечительству центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере образования. При самостоятельной подаче такого заявления лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это условие обязательным не является.
Тем более, данное условие не является основанием для отказа в удовлетворении уже поданного и принятого уполномоченным органом к рассмотрению заявления о включении в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства в Московской области.
Право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельно обратиться в территориальный орган опеки по новому месту жительства с заявлением об исключении из списка, если их законные представители не обращались с заявлением об исключении из списка до достижения ими возраста 18 лет, предусмотрено п. 3 Порядка приема заявления, утвержденного Постановлением Правительства Московской Области N 75/5. При этом никаких дополнительных условий такого обращения (в том числе, наличия места жительства в Московской области более 5 лет) ни данным пунктом, ни иной нормой права не предусмотрено.
Как следует из представленных документов, истица самостоятельно обратилась в орган опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино с заявлением в письменной форме об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, по прежнему месту жительства и включении в аналогичный список по месту жительства в городском округе Люберцы Московской области.
На момент обращения истице исполнилось 18 лет.
Заявление истицы было принято уполномоченным органом к рассмотрению. Отказа в принятии заявления в связи с отсутствием у истицы места жительства в Московской области более 5 лет не последовало. Каких-либо замечаний о несоответствии заявления истицы требованиям нормативных актов, предусмотренной форме, о неточности, неполноте предоставленной информации или приложенных документов, а также об иных нарушениях процессуального характера, допущенных при подаче заявления, от уполномоченного органа не поступало. Сведения об этом также отсутствуют в оспариваемом распорядительном акте уполномоченного органа - Распоряжении начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино № 512-Р от 15.05.2020.
Следовательно, к истице не может быть применено требование о наличии места жительства в Московской области более 5 лет, установленное п. 2 Порядка приема заявления, утвержденного Постановлением Правительства Московской Области N 75/5 в качестве ограничивающего условия при подаче заявления в письменной форме об исключении из списка по прежнему месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и включении в список по новому месту жительства в Московской области.
Также несоблюдение требования о наличии места жительства в Московской области более 5 лет не может являться причиной отказа во включении истицы в список по новому месту жительства (в удовлетворении принятого заявления), поскольку данное основание для отказа не основано на законе (как федеральном, так и законе Московской области), нарушает право истицы на однократное предоставление ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится ее место жительства (п. 1 ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ, ст. 8 Закона Московской Области N 248/2007-03).
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из <адрес> Республики Башкортостан на постоянное место жительства в М. О., не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Халиловой С. С. к Министерству образования Московской области - удовлетворить.
Отменить решение Министерства образования Московской области №-р от ДД.ММ.ГГ. во включении Халиловой С. С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.
Обязать Министерство образования Московской области включить Халилову С. С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области по месту жительства в городском округе Люберцы Московской области.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течении тридцати дней со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Неграмотнов А.А.