ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 520006-02-2023-003202-92 от 18.10.2023 Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-4033/2023

УИД №52RS0006-02-2023-003202-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2023 года г. Н. Новгород

Сормовский районный суд в составе:

председательствующего судьи Солодовниковой С.В.,

представителя истца, представителя ответчика,

при секретаре Сухониной О. А.,

с участием пре6дставителя истца адвоката Ефремова А. В.. представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области о признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,

у с т а н о в и л :

Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором, с учетом уточненных исковых требований, просит признать незаконным и отменить заключение по результатам служебной проверки, проведенной в соответствии с приказом ГУ ФССП по НО от 06.02.2023г. в отношении ФИО2 от 23.03.2023г.;признать незаконным и отменить приказ Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области от 20.04.2023 г. о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

В обоснование иска указала следующее: 01.06.2020 г. истец назначена на должность заместителя начальника отдела государственной службы и кадров Главного Управления ФССП по Нижегородской области, имеет специальное звание – старший лейтенант внутренней службы. 20.04.2023г. по результатам служебной проверки к истцу применено дисциплинарное взыскание – замечание, за совершение дисциплинарного проступка, то есть за ненадлежащее выполнение по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей, а именно: невыполнения прямого распоряжения руководителя в части исполнения поручения ФССП России от 05.10.2022г. по организации и проведению конкурса научных работ, посвященных истории образования, развития и современной деятельности института судебных приставов в России и зарубежных странах, допустив бездействие, в результате чего в ФССП России не было направлено ни одной научной работы, что, в свою очередь, противоречит достижению цели раскрытия творческих способностей студенческой молодежи, сохранения и7телектуального потенциала молодых ученых, поддержки и развития интереса новых поколений юристов к проблемам исполнительного производства в России и принудительного исполнения судебных решений в зарубежных странах, повышению статуса ФССП России среди студенческого сообщества. Считает вынесенный приказ незаконным и подлежащим отмене, поскольку в рамках поручения ФССП России были направлены письма в учебные учреждения для предоставления работ, информация о проведении конкурса была направлена в структурные подразделения ГУ, произведены телефонные звонки в образовательные учреждения. Несмотря на принятые меры, работы в ГУ не поступили. Аналогичные меры истец предпринимала в 2020-2021гг. по итогам которых была представлена одна научная работа. В приказе от 20.04.2023г. отсутствуют сведения о том, какой из пунктов должностной инструкции истец нарушила. Кроме того, указывает, что не предоставление научных работ в Главное Управление не повлекло негативных последствий и не причинило вреда ответчику.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция труда в Нижегородской области.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала в полном объеме.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, свидетеля, изучив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

В порядке статьи 12 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ сотрудник органов принудительного исполнения обязан знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.

Согласно положениям части 1 статьи 45 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав, установленных, в том числе, законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа принудительного исполнения.

На основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарного устава органов принудительного исполнения, правил внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы в органах принудительного исполнения.

В силу части 8 статьи 50 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 52 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах принудительного исполнения (часть 3).

Приказом Минюста России от 30 мата 2020 года N 65 утвержден Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - Порядок проведения служебной проверки), который определяет организацию работы по проведению служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Таким образом, нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах принудительного исполнения и порядком проведения служебных проверок, определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение, установлены четкие и последовательные нормы, касающиеся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Как следует из пункта 24 Порядка проведения служебной проверки описательная часть заключения должна содержать: основания проведения служебной проверки; объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка; описание факта и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка; описание последствий совершенного сотрудником дисциплинарного проступка; наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона; факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника; материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника; смягчающие или отягчающие вину обстоятельства; иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

По делу установлено следующее: ФИО2 приказом директора Федеральной службы судебных приставов от 20.05.2020г. назначена на должность заместителя начальника отдела государственной службы и кадров.

06.02.2023 г. приказом ГУФССП России по НО в отношении ФИО2 назначено проведение служебной проверки по факту нарушения п.п. 4.1 п. 4 должностной инструкции, п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 01 октября 2019г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившихся в невыполнении распоряжения прямого руководителя, в части поручения ФССП России, основанием для которой послужила служебная записка начальника отдела государственной службы и кадров ГУФССП по НО от 30.01.2023г. С приказом ФИО2 ознакомлена 02 марта 2023г.

27.02.2023г. письмом начальника отдела государственной службы и кадров, ФИО2 было предложено предоставить объяснение по факту совершения дисциплинарного проступка.

03.02.2023г. ФИО2 представлено объяснение.

Служебной запиской начальника отдела собственной безопасности от 02.03.2021г., последний просил врио руководителя ГУФССП по НО продлить срок служебной проверки в отношении ФИО2 до 60 дней. Приказ о продлении срока проверки в материалы дела не представлен.

07.03.2023г. письмом начальника отдела собственной безопасности, ФИО2 было предложено предоставить объяснения в срок до 10.03.2023г.

10.03.2023г. ФИО2 представлено объяснение.

Заключением по результатам служебной проверки, утвержденным врио руководителя ГУФССП России по Нижегородской области 23 марта 2023 года, установлено, что 10.10.2022г. заместителю начальника отдела государственной службы и кадров Главного управления ФИО2 было отписано в работу с дублированием системе АИС ФССП России письмо ФССП России от 05.10.2022г. «О конкурсе научных работ». 17.10.2022г. ФИО2 указанное поручение принято к исполнению по журналу приема документов. Однако, ФИО2 должным образом не произведена работа по организации и проведению конкурса научных работ, посвященных истории образования, развития и современной деятельности института судебных приставов в России и зарубежных стран, тем самым не выполнено распоряжение прямого руководителя в части исполнения поручения ФССП России. В результате бездействия ФИО2 в ФССП России не было направлено ни одной научной работы, что противоречит достижению цели раскрытия творческих способностей студенческой молодежи, сохранения интеллектуального потенциала молодых ученых, поддержки и развития интереса новых поколений юристов к проблемам исполнительного производства в России и принудительного исполнения решений в зарубежных странах, повышению статуса ФССП России среди студенческого сообщества.

Действия истца комиссией признаны не соответствующими п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", также комиссия пришла к выводам о не исполнении сотрудником п.п. 4.1 п. 1 должностной инструкции.

20 апреля 2023 года на основании заключения по результатам служебной проверки от 23 марта 2023 года приказом УФССП России по Нижегородской области N 721-КО за совершение дисциплинарного проступка, ненадлежащее исполнение по вине сотрудника возложенных на нее служебных обязанностей, выразившихся в нарушении требований п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 01.10.2019г. № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 4.1, п. 4 должностной инструкции, ФИО2 привлечена к дисциплинарной ответственности, ей назначено дисциплинарное взыскание в виде замечания. С приказом ФИО2 ознакомлена 20 апреля 2023г.

Как следует из материалов дела, письмом ФССП России от 05.10.2022г. ГУ ФССП по НО извещено о проведении конкурса научных работ, посвященных истории образования, развития и современной деятельности института судебных приставов в России и зарубежных странах. Как следует из резолюции, письмо было передано в работу ФИО3, ФИО2(по выходу из отпуска).

ФИО3, в рамках исполнении я письма ФССП России, направлены информационные письма в ВУЗы. Как следует из материалов дела, ответы на письма из ВУЗов в адрес ГУ ФССП по НО не поступили.

Из объяснения ФИО2, при выходе из отпуска ею осуществлялись телефонные звонки в учебные учреждения с целью агитации предоставления научных работ для участия в конкурсе. Приказ о проведении конкурса был направлен в в структурные подразделения Главного управления. По сообщению ГУ ФССП по НО, книга учета исходящих телефонограмм в ГУ не ведется. В связи с отсутствием ответов из учебных учреждений на информационные письма, встречи с руководством образовательных учреждений не проводились. По результатам работы поступила работа от дочери ФИО4, заместителя начальника финансово-экономического отдела, однако данная работы не была принята к рассмотрению в связи с несоответствием требований к учебному учреждению, в котором обучался автор работы.

Как следует из заключения служебной проверки, ФИО2 предложено привлечь к дисциплинарной ответственности за нарушение пп.4.1 п. 1 должностной инструкции, приказом от 20.04.2023г. ФИО2 привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение пп.4.1. п. 4 должностной инструкции, а также п.2 ч.1 ст. 12 ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации».

При этом, как следует из п.4.1.4 должностной инструкции, заместитель начальника отдела должен соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. Какие нарушения п.4.1.4 должностной инструкции допустила истец, материалами служебной проверки не установлено, при этом заключением служебной проверки предложено привлечь ФИО2 к дисцмплинарной ответственности за нарушение пп.4.1 п. 1 должностной инструкции.

Принимая во внимание, что бремя доказывания правомерности применения дисциплинарного взыскания, соблюдение установленного порядка применения к сотруднику мер дисциплинарных взысканий, лежит на работодателе, в связи с чем, именно ответчик обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что при проведении служебной проверки в отношении истца, меры по объективному и всестороннему установлению обстоятельств совершения, или несовершения нарушений служебной дисциплины для привлечения сотрудника к ответственности были приняты, установленный порядок наложения дисциплинарных взысканий соблюден, при наложении взыскания учитывалась тяжесть допущенного нарушения служебной дисциплины, обстоятельства, при которых было допущено нарушение, отношение к службе и иные обстоятельства, имеющие значение для наложения взыскания, суд, установив значимые обстоятельства дела, касающиеся обоснованности применения в отношении ФИО2 дисциплинарного взыскания, пришел к выводу, что при определении вида дисциплинарного взыскания не приняты во внимание характер дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника. В результате проведенной служебной проверки не установлена причинно-следственной связи между должностными обязанностями истца, ненадлежащим исполнением истцом своих служебных (должностных) обязанностей и наступившими последствиями.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца обоснованными и подлежащим удовлетворению.

При этом доводы истца о том, что заместитель председателя комиссии ФИО5 являлась лицом, косвенно заинтересованным в результатах служебной проверки, судом не принимаются, поскольку доказательств указанного в материалы дела не представлено.

Судом дана оценка показаниям свидетеля Свидетель №1, пояснившей, что она работала в ГУ ФССП по НО, слышала, как ФИО5 говорила ФИО2, что последняя работать в организации не будет, однако данные показания не могут с достоверностью подтверждать заинтересованность ФИО5 в результатах служебной проверки в отношении ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить заключение по результатам служебной проверки, проведенной в соответствии с приказом ГУ ФССП по НО от 06.02.2023г. в отношении ФИО2 от 23.03.2023г.

Признать незаконным и отменить приказ Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области от 20.04.2023 г. о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья С. В. Солодовникова

Копия верна

Судья С. В. Солодовникова

Секретарь О. А. Сухонина

<данные изъяты>

Подлинник решения находится в материалах дела № 2-4033/2023 (УИД №52RS0006-02-2023-003202-92) в Сормовском районном суде г. Нижнего Новгорода.

Судья С. В. Солодовникова