ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 520036-01-2020-000282-86 от 20.07.2020 Ковернинского районного суда (Нижегородская область)

Дело №2-129/2020

УИД № 52RS0036-01-2020-000282-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2020 года р.п. Ковернино

Ковернинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Козлова Н.В.,

при секретаре судебного заседания Купцовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ковернинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области об обязании обеспечить уличное освещение в ночное время,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ковернинского района Нижегородской области в соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании указанного ответчика обеспечить уличное освещение в ночное время.

В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой Ковернинского района Нижегородской области с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» проведена проверка законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве в части организации уличного освещения на территории <адрес>.

По результатам проверки установлено, что по состоянию на 22 час. 35 мин. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> полностью отсутствует уличное освещение на <адрес>, при этом не горят фонари уличного освещения на всем протяжении указанных улиц.

Полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, отнесены к полномочиям сельских поселений, в данном случае ответчика.

Результаты совместной проверки прокуратуры района и ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» свидетельствуют о неисполнении органом местного самоуправления требований вышеуказанного законодательства, поскольку из акта выявленных недостатков в содержании дорог от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уличное освещение на указанной территории в ночное время отсутствует на всем протяжении указанных улиц.

Непринятие мер по обеспечению уличного освещения в сельской местности может повлечь рост противоправных деяний, нарушает права неопределённого круга лиц, находящихся в ночное время на территории <адрес>, на безопасное передвижение, по улицам и дорогам в ночное время суток.

Прокурор Ковернинского района просил ответчика обязать организовать в ночное время уличное освещение в <адрес> на всем протяжении <адрес>; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Ковернинского района Нижегородской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд рассмотрел дело в отсутствие прокурора Ковернинского района и представителя Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области на основании ст. 167 ГПК РФ.

Изучив письменные материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст. 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 1 Закона Нижегородской области от 05.11.2014 N 150-З "О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения" на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями Нижегородской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-7, 11, 13, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 27, 31, 32, 33-34, 37, 38 и 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации № 35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер по его предупреждению.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам муниципального образования в ночное время.

Технические требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц установлены ГОСТом Р 50766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, Элементы благоустройства, общие требования».

Согласно требованиям п. 4.6.1.1 Р 50766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, Элементы благоустройства, общие требования» стационарное электрическое освещение предусматривается на участках дорог и улиц проходящих по населенным пунктам и за из пределами на расстоянии от них не менее 100 м. В темное время суток при интенсивности движения пешеходов не менее 40 чел./час и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 един./час. допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока (п. 4.6.1.15 ГОСТ).

Законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности предусмотрена как обязанность по обеспечению освещения дорог и улиц населенного пункта, так и возможность отключения до 50% светильников. При этом, не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Запрет на выключение уличного освещения в ночное время в сельской местности предусмотрен и иным, не относящимся к безопасности дорожного движения законодательством, а именно, в силу п. п. 7.43, 7.44 Свода правил "СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" (принятого в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») допускается в ночное время снижать уровень наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,8 кд/м2 или средней освещенности более 15 лк: на 30% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины. Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений.

Согласно положениям Устава муниципального образования Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области, к вопросам местного значения данного муниципального образования относится, также осуществление полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, во исполнение требований действующего законодательства на территории указанного муниципального образования утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Гавриловского сельсовета Ковернинского района (утверждены решением Сельского Совета Гавриловского сельсовета Ковернинского района от ДД.ММ.ГГГГ), согласно положениям которых (п.п. 16.1-16.8) освещение улиц, дорог, площадей должно выполняться в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к организации наружного освещения. Все системы уличного, дворового и других видов наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии. Количество неработающих светильников на улицах не должно превышать 10% от их общего количества. Массовое отключение светильников (более 25%) должно быть устранено специализированными организациями в течение суток, а на магистральных улицах в течение 2 часов.

Оценивая избранный прокурором способ защиты права, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем обязания организовать уличное наружное освещение возможно путем рассмотрения дела по правилам искового производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия по организации уличного освещения на территории муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ковернинского района Нижегородской области с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» проведена проверка законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве в части организации уличного освещения на территории <адрес>.

Обязанность по организации уличного освещения на территории <адрес> возложена на ответчика Администрацию Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области, которой работа по организации уличного освещения в полном объеме не проводится.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение указанных требований действующего законодательства на указанных улицах в <адрес> отсутствует в ночное время уличное освещение на всем протяжении <адрес>, при этом не горит полностью уличное освещение, т.е. не исправны наружные осветительные установки наружного освещения, отсутствует искусственное освещение.

Указанные нарушения подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский».

Результаты совместной проверки прокуратуры Ковернинского района и ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» свидетельствуют о неисполнении ответчиком требований действующего законодательства, что подтверждается вышеуказанным актом.

В свою очередь, непринятие мер по уличному освещению может повлечь рост противоправных деяний, нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в ночное время на указанной территории, на безопасное передвижение по улицам и дорогам в ночное время.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ относимых, допустимых и объективных доказательств, свидетельствующих об устранении во внесудебном порядке до судебного разбирательства выявленных нарушений, указанных в заявлении прокурора, ответчиком суду не представлено и судом не получено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц полностью. Судом на ответчика возлагается обязанность обеспечить уличное освещение в ночное время в <адрес> на всем протяжении <адрес>.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ, суд возлагает на ответчика обязанность совершения действий по организации указанного уличного освещения в течение 10-дней со дня вступления данного решения в силу. Суд находит данный срок разумным и достаточным для совершения указанных действий. Указанные требования ГПК РФ направлены на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ковернинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области об обязании обеспечить уличное освещение в ночное время, удовлетворить.

Обязать Администрацию Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области обеспечить уличное освещение в ночное время в <адрес> на всем протяжении <адрес>.

Установить Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области срок для совершения указанных действий в течение 10-дней со дня вступления данного решения в силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.В. Козлов

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.07.2020 г.

Судья Н.В. Козлов