ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 520047-01-2021-002753-60 от 22.02.2022 Семеновского районного суда (Нижегородская область)

№2-182/2022 (№2-1313/2021)

УИД №52RS0047-01-2021-002753-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2022 года город Семенов

Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ложкина М.М.,

при секретаре судебного заседания Щелоковой Ю.Ю.,

с участием заместителя Семеновского городского прокурора Нижегородской области Жукова Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновского городского прокурора Нижегородской области к администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании разработать и утвердить правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

Семеновский городской прокурор Нижегородской области обратился в Семеновский районный суд Нижегородской области с иском к администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании разработать и утвердить правовой акт.

Заявленные требования мотивирует следующим.

Семеновской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в деятельности администрации городского округа Семеновский. Выдача расчета потребности в древесине определяется непосредственно органом местного самоуправления. Вместе с тем, в процессе проверки прокуратурой выявлен факт бездействия администрации городского округа Семеновский, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по определению потребности граждан в древесине для собственных нужд. Данный факт лишает права граждан на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. По указанному факту городской прокуратурой 20.08.2021г. было внесено представление (исх). Согласно ответа администрации (исх от 20.09.2021г.), администрацией городского округа был направлен запрос в государственно-правовой департамент Нижегородской области о правовых основаниях возложения на органы местного самоуправления обязанности проводить расчет потребности в древесины, необходимый для строительства, ремонта, реконструкции объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности гражданина. При получении ответа будет решен вопрос о необходимости разработки соответствующего административного регламента. Таким образом, до настоящего времени представление городской прокуратуры не исполнено в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит обязать администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области (ИНН ОГРН ) разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги «Определение потребности граждан в древесине для собственных нужд» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель Семеновского городского прокурора Нижегородской области Жуков Д.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г.о. Семеновский Нижегородской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв в письменной форме на заявленные требования, в котором указали, что исковые требования признают в полном объеме, просят рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика.

В соответствие со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав позицию прокурора, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Как следует из положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № Ф3 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в делах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

При этом под оказывающими муниципальные услуги подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (п. 2, 8 ст. 2 Закона № 210-ФЗ).

Ст.ст.14-16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, с целью обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В силу ч.1 ст.30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч.4 ст.30 ЛК РФ).

Как определено в ч.1 ст.2 Закона Нижегородской области №143-3 от 01.11.2007 «О порядке и нормативах заготовки древесины, порядке заготовки и сбора не древесных лесных ресурсов, порядке заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд на территории Нижегородской области» граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, в том числе ремонта жилых домов и надворных построек, расширения жилой площади.

Согласно п.2.7 Административного регламента департамента лесного хозяйства Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Рассмотрение обращений граждан о выделении им древесины и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан», утвержденного Указом Губернатора Нижегородской области от 29 декабря 2015 года № 149, к заявке прилагаются указанные в абзаце шестом пункта 3.3 Порядка установления объема древесины на очередной год для заготовки гражданами для собственных нужд, рассмотрения обращений граждан о выделении им древесины и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11 февраля 2008 г. № 29, копии документов и материалов с предъявлением подлинников, подтверждающих заявленные цели использования и объемы древесины, необходимой для собственных нужд (документ, подтверждающий право собственности, пользования земельным участком, на котором планируется строительство (в случае, если данное право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), уведомление гражданином органа местного самоуправления о начале строительства, ремонте, реконструкции объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности гражданина, обратившегося с заявлением; расчет потребности в древесине, выданный органом местного самоуправления, необходимой для строительства, ремонта, реконструкции, справка о печном отоплении, документы, подтверждающие отношение к той или иной льготной категории граждан.

Установлено, что выдача расчета потребности в древесине определяется непосредственно органом местного самоуправления.

Вместе с тем, в процессе проверки прокуратурой выявлен факт бездействия администрации городского округа Семеновский, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по определению потребности граждан в древесине для собственных нужд.

Данный факт лишает права граждан на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

По указанному факту городской прокуратурой 20.08.2021 г. было внесено представление (исх).

Согласно ответа администрации (исх от 20.09.2021г.), администрацией городского округа был направлен запрос в государственно-правовой департамент Нижегородской области о правовых основаниях возложения на органы местного самоуправления обязанности проводить расчет потребности в древесины, необходимый для строительства, ремонта, реконструкции объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности гражданина. При получении ответа будет решен вопрос о необходимости разработки соответствующего административного регламента.

Таким образом, до настоящего времени представление городской прокуратуры не исполнено в полном объеме.

На основании изложенного, оценивая представленные по делу доказательства, в том числе позицию ответчика, указывающего на согласие с исковыми требованиями, суд приходит к выводу о необходимости требования Семеновского городского прокурора Нижегородской области к администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании разработать и утвердить правовой акт удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Семеновского городского прокурора Нижегородской области к администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании разработать и утвердить правовой акт удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области (ИНН ОГРН ) разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги «Определение потребности граждан в древесине для собственных нужд» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Семеновский районный суд Нижегородской области.

Судья М.М. Ложкина