Дело №2-373/2022
УИД №52RS0047-01-2022-000365-62
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2022 года город Семенов
Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ложкиной М.М.,
при секретаре судебного заседания Щелоковой Ю.Ю.,
с участием ст. помощника Семеновского городского прокурора Нижегородской области Комлевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании провести антикоррупционную экспертизу,
УСТАНОВИЛ:
Семеновский городской прокурор Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Семеновский районный суд Нижегородской области с иском к Администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании провести антикоррупционную экспертизу.
Заявленные требования мотивирует следующим.
Семеновской городской прокуратурой Нижегородской области проведена проверка деятельности администрации городского округа Семеновский, в ходе которой выявлены нарушения требований законов в сфере противодействия коррупции.
Постановлением администрации городского округа Семеновский Нижегородской области № 275 от 11.02.2022 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации городского округа Семеновский.
В соответствии с абз. 4 Порядка антикоррупционная экспертиза НПА проводится юридическим отделом администрации городского округа Семеновский при проведении правовой экспертизы. Правовая и антикоррупционная экспертиза проводятся в течение 7 рабочих дней со дня его поступления в юридический отдел администрации городского округа Семеновский.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории городского округа Семеновский нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме.
Так, администрацией городского округа Семеновский принято постановление от 11.02.2022 № 275 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации городского округа Семеновский».
В нарушение требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно-правового акта не проведена, заключение о проведении антикоррупционной экспертизы отсутствует в нарушение ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ.
В связи с изложенным истец просит суд обязать администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации городского округа Семеновский, утвержденного постановлением администрации городского округа Семеновский от 11.02.2022 № 275.
В судебном заседании ст. помощник Семеновского городского прокурора Нижегородской области Комлева О.М. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации г.о. Семеновский Нижегородской области в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав позицию явившегося лица, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 1 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-Ф3 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Согласно ч.1 ст.7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-3 «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В соответствии со ст. 14 Закона НО № 20-3 органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.
Постановлением администрации городского округа Семеновский Нижегородской области № 275 от 11.02.2022 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации городского округа Семеновский.
В соответствии с абз. 4 Порядка антикоррупционная экспертиза НПА проводится юридическим отделом администрации городского округа Семеновский при проведении правовой экспертизы. Правовая и антикоррупционная экспертиза проводятся в течение 7 рабочих дней со дня его поступления в юридический отдел администрации городского округа Семеновский.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Согласно п. 3 Правил результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по результатам правовой экспертизы, либо в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного управления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Как усматривается из материалов дела, Семеновской городской прокуратурой Нижегородской области проведена проверка деятельности администрации городского округа Семеновский, в ходе которой выявлены нарушения требований законов в сфере противодействия коррупции.
В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории городского округа Семеновский нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме.
Так, администрацией городского округа Семеновский принято постановление от 11.02.2022 № 275 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации городского округа Семеновский».
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно-правового акта не проведена, заключение о проведении антикоррупционной экспертизы отсутствует в нарушение ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ.
Указанное подтверждается представленным в материалы дела актом от 21.02.2022 г., объяснениями представителя ответчика от 21.02.2022 г., в рамках настоящего спора ответчиком не опровергнуто.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством.
В связи с чем, исковые требования Семеновского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.о. Семеновский о понуждение к совершению действий подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Семеновского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании провести антикоррупционную экспертизу, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации городского округа Семеновский, утвержденного постановлением администрации городского округа Семеновский от 11.02.2022 № 275.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.М. Ложкина