УИД №52RS0057-01-2020-000201-89 Дело №2-123/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 сентября 2020 года р.п. Шаранга Нижегородской области
Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего - судьи Заблудаевой Ж.К., при секретаре Сухих Т.В., с участием помощника Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Шутова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п. Шаранга Нижегородской области гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок)
установил:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд к администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области с требованием о возложении обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в количестве 137 штук в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования и просит возложить на администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области обязанность по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в количестве в количестве 136 штук.
В обоснование своего иска истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выяснилось, что администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области не в полной мере исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В настоящее время на территории района существует потребность в 136 контейнерных площадках, которые не оборудованы, что в свою очередь негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние муниципального образования, способствует несанкционированному складированию ТКО на не оборудованных для этого местах
Отсутствие достаточного количества контейнерных площадок в Шарангском муниципальном районе Нижегородской области нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок.
В судебном заседании представитель истца - Нижегородского природоохранного прокурора помощник Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Шутов А.В. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области ФИО1, действующая по доверенности (л.д.47), исковые требования признала частично, суду пояснила, что на территории Шарангского муниципального района оборудовано 26 контейнерных площадок. В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории р.п. Шаранга и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Шарангский муниципальный район Нижегородской области, утвержденного постановлением администрации Шарангского муниципального района от 01.03.2019 г. № 93 требуется обустроить по Шарангскому району еще 136 контейнерных площадок.
В связи с отсутствием в местных бюджетах необходимых денежных средств основную часть расходов на обустройство контейнерных площадок взял на себя областной бюджет. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июля 2019 г. № 444 «О предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области на реализацию полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами» из областного бюджета бюджетам муниципальных районов на создание (обустройство) контейнерных площадок предоставляются субсидии в пределах средств, предусмотренных законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
В 2019 году на территории Шарангского муниципального района было оборудовано 26 контейнерных площадок. Из областного бюджета было выделено - 1556085,60 руб. (один миллион пятьсот пятьдесят шесть тысяч восемьдесят пять рублей 00 копеек), из районного бюджета - 81899,24 руб. (восемьдесят одна тысяча восемьсот девяносто девять рублей 24 копейки).
В 2020 году финансирование резко уменьшилось и в областном бюджете запланировано только 363724,62 руб. (триста шестьдесят три тысячи семьсот двадцать четыре рубля 62 копейки), в районном бюджете на обустройство контейнерных площадок предусмотрено 19143,40 (девятнадцать тысяч сто сорок три рубля 40 копеек). Стоимость оборудования одной контейнерной площадки в 2020г. составляет 76 572,00 руб. (семьдесят шесть тысяч пятьсот семьдесят два рубля 00 коп). Запланированных денежных средств хватит, чтобы обустроить только 5 контейнерных площадок. Для оборудования 136 контейнерных площадок администрации района потребуется около 10 миллионов. Предусмотреть такие денежные средства в районном бюджете не предоставляется возможным.
Для обустройства одной контейнерной площадки требуется около 4 месяцев (от оформления документации для определения подрядчика и до исполнения работ), таким образом для обустройства 136 контейнерных площадок потребуется около 1,5 года.
На 30.07.2020 г по Шарангскому муниципальному району установлено 125 контейнеров. Случаев несанкционированного размещения отходов на территории района за 2019-2020 годы не зафиксировано, жалоб от населения по вопросам размещения ТКО от населения в администрацию района не поступало.
Основываясь на изложенном, учитывая, что администрация Шарангского муниципального района, в силу своих возможностей, исполняет обязанности по обустройству контейнерных площадок, а финансирование для обустройства контейнерных площадок осуществляется за счет субсидий из областного бюджета, отсутствие случаев несанкционированного размещения отходов и жалоб населения вопросам по размещения ТКО, администрация Шарангского муниципального района просит предоставить срок для удовлетворения исковых требований Нижегородского природоохранного прокурора до 31 декабря 2023 года.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, поддерживает исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, срок исполнения исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах.
Изучив и исследовав представленные материалы дела, суд находит требования истца о возложении на администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области обязанности по созданию мест накопления ТКО в количестве 136 штук подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Данное положение вступило в силу с 01.01.2019.
Согласно ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» указано, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
В силу п.4 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и их ведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Постановлением администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от 01.03.2019 № 93 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории р.п.Шаранга и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Шарангский Муниципальный район Нижегородской области», утвержден реестр.
Постановлением администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от 17.06.2020 № 271, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденный постановлением администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от 01.03.2019 № 93, внесены изменения, а именно строки 45 и 106 изложены в новой редакции, строка 112 удалена (л.д.33-35).
Согласно информации администрации Шаранского муниципального района Нижегородской области от 09.09.2019 о потребности в обустройстве необходимого количества контейнерных площадок, а также о потребности необходимого количества контейнеров для Шаранского муниципального района на 2020-2021 гг. составляет на 2020 год – 90 шт., на 2021 год – 47 шт. (л.д. 50-52).
Места (площадки) размещения отходов, включенные в реестр, согласованы с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах.
Из заключения о соответствии/несоответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, выданных Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах №25 от 19.09.2019, имеющегося в материалах дела следует, что место (площадки) нахождения накопления твердых коммунальных отходов предполагается разместить (размещены): согласно предоставленного реестра для 232 контейнерных площадки. Таки образом, представленные материалы и документы, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам: п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 3.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.18 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", п. 2.4 СанПиН 2.4.43172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (л.д.68).
Согласно информации, представленной Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в течение 2019 года Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области несколько раз направлялись запросы об определении потребности в создании (обустройстве) контейнерных площадок органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. На сегодняшний день по поступившей от администрации Шарангского муниципального района информации потребность в создании (обустройстве) контейнерных площадок составляет на 2020 год - 90 шт., на 2021 год - 47 шт. Между министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и администрацией Шарангского муниципального района было подписано соглашение в 2019 году в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на создание (обустройство) контейнерных площадок», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 16.07.2019 № 444 и обустроены контейнерные площадки в количестве 26 шт. На сегодняшний день Законом Нижегородской области от 19 декабря 2019 года № 165-3 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и согласно внесенным изменениям Законом Нижегородской области от 2 апреля 2020 года № 21-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» средства на создание (обустройство) контейнерных площадок и приобретение контейнеров определены. О размере бюджетных ассигнований муниципальные районы и городские округа Нижегородской области проинформированы. Шарангскому муниципальному району в 2020 году предусмотрены средства из областного бюджета: на создание (обустройство) контейнерных площадок в размере 363 724,62 руб.; на закупку контейнеров для накопления ТКО в размере 126 403,20 руб. Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области согласованы представленные технические задания на 2020 год по созданию (обустройству) контейнерных площадок в количестве 5 шт., а также на закупку контейнеров для накопления ТКО в количестве 11 шт. (л.д.27-28).
Таким образом, суд находит, что заявленные исковые требования о возложении на администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области обязанности по созданию мест накопления ТКО в количестве 136 штук, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствие со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание существо заявленного спора, с учетом требований разумности и защиты интересов государства, муниципального образования, неопределенного круга лиц, а также тот факт, что администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области запланирована поэтапная установка контейнерных площадок при наличии софинансирования из областного бюджета в период времени с 2019 года по 2021 год включительно, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2021 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки понесённые судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Статьёй 89 ГПК РФ установлено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, администрация как орган местного самоуправления подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 67, 196-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), удовлетворить.
Обязать администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 136 контейнерных площадок.
Установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано или внесено представление в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в его окончательной форме 14 сентября 2020 года через Шарангский районный суд Нижегородской области.
Судья Ж.К.Заблудаева