ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 520057-01-2021-000122-51Д от 02.06.2021 Шарангского районного суда (Нижегородская область)

УИД № 52RS0057-01-2021-000122-51 Дело № 2-94/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июня 2021 года р.п. Шаранга Нижегородской области

Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой О.А., с участием заместителя Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Щелокова А.В., при секретаре судебного заседания Латышевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п. Шаранга Нижегородской области гражданское дело по иску Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области об обязании в пределах своих полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, предусмотреть финансирование мероприятий муниципальной программы «Профилактика наркомании и токсикомании на 2020-2022 годы», утвержденной постановлением администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области от 28 февраля 2020 года № 10,

установил:

Шарангский межрайонный прокурор Нижегородской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области об обязании в пределах своих полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, предусмотреть финансирование мероприятий муниципальной программы «Профилактика наркомании и токсикомании на 2020-2022 годы», утвержденной постановлением администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области от 28 февраля 2020 года № 10, указывая, что Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области проведена проверка реализации органами местного самоуправления Шарангского муниципального района Нижегородской области полномочий в сфере профилактики наркомании и токсикомании, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Законом Нижегородской области от 3 сентября 2019 года № 90-З в Закон Нижегородской области от 28 марта 2002 года № 16-З «О профилактике наркомании и токсикомании» (далее - Закон Нижегородской области № 16-З) внесены изменения, касающиеся формы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Так, п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона Нижегородской области № 16-З с учетом внесенных изменений предусматривает, что система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя в числе прочего разработку и реализацию муниципальных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Относительно компетенции органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании полномочия по разработке и реализации антинаркотических планов, предусмотренные п. 1 ст. 8 Закона Нижегородской области № 16-З, заменены на разработку и реализацию муниципальных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона Нижегородской области № 16-З органами местного самоуправления осуществляется координация деятельности организаций, реализующих муниципальные программы, направленные на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Закон Нижегородской области № 16-З имеет своей целью, согласно статье 1, предотвращение незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Нижегородской области, а также сокращение числа больных наркоманией и токсикоманией и связанных с ними правонарушений.

По смыслу норм Закона Нижегородской области № 90-З органам местного самоуправления принадлежит одна из наиболее значимых ролей по координации сил общества в борьбе против наркомании. Данная деятельность должна находить свое отражение в изучении и распространении опыта борьбы с наркотической зависимостью, разработке муниципальных программ, реализация которых должна способствовать привлечению для решения данной проблемы сил общественности, религиозных, молодежных, спортивных организаций, средств массовой информации, образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 323-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в числе прочего разрабатывают и реализуют программы, направленные на формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни.

Согласно ст. 33 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу 15 сентября 1990 года, государства - участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Установлено, что постановлением администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области от 28 февраля 2020 года № 10 утверждена муниципальная программа «Профилактика наркомании и токсикомании на 2020-2022 годы», направленная на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании в целях формирования у взрослых и детей мотивации к здоровому образу жизни, противодействию употреблению наркотиков, в том числе несовершеннолетними.

В нарушение п. 4 ст. 8 Закона Нижегородской области от 28 марта 2002 года № 16-З экономические механизмы профилактики антинаркотической политики не разработаны, так как финансирование программных мероприятий не предусмотрено.

Отсутствие финансирования программных мероприятий привело к тому, мероприятия в полном объеме исполнены не были.

Так, не проводился с привлечением сотрудников ОП (дислокация пгт. Шаранга) МО МВД России «Уренский» и работников ГБУЗ НО «Шарангская ЦРБ» мониторинг наркоситуации и причин, способствующих потреблению наркотиков, необходимость проведения которого предусмотрена пунктом 1 перечня мероприятий программы.

Работа по выявлению фактов немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков молодежью в местах массового досуга граждан в соответствии с пунктом 3 перечня мероприятий программы в 2020 году не проводилась.

В 2020 году не проведено ни одного рейда в местах отдыха несовершеннолетних с целью предупреждения антиобщественного поведения подростков, в том числе употребления наркотических веществ. Данное мероприятие предусмотрено пунктом 7 перечня мероприятий программы.

Сроки проведения мероприятий в течение года не конкретизированы. При этом проведение мероприятий в короткие сроки может отразиться на качестве и эффективности реализации мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков.

По результатам проверки 1 марта 2021 года межрайонным прокурором на имя главы администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области Лежниной А.В. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

По результатам рассмотрения главой администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области Лежниной А.В. представление признано обоснованным.

В ответе от 31 марта 2021 года указано, что в целях разработки экономических механизмов реализации программных мероприятий в муниципальную программу «Профилактика наркомании и токсикомании на 2020-2022 годы», утвержденную постановлением администрации от 28 февраля 2020 года № 10, будут внесены в IV квартале 2021 года при составлении бюджета поселения на 2022 год.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области к исполнению возложенных на органы местного самоуправления полномочий по профилактике наркомании и токсикомании, являются недопустимыми, нарушают права неопределенного круга лиц, в связи с чем подлежат устранению.

Интересы неопределенного круга лиц сводятся к соблюдению органами местного самоуправления установленных на региональном уровне норм законодательства в сфере профилактики наркомании и токсикомании, исключению негативного влияния наркотиков на здоровье и жизнь граждан.

Кроме того, отсутствие финансирования программных мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании нарушает интересы муниципального образования, так как ведет к ненадлежащему исполнению органами местного самоуправления полномочий в данной сфере.

В соответствии с ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Просит обязать администрацию Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области в пределах своих полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, предусмотреть финансирование мероприятий муниципальной программы «Профилактика наркомании и токсикомании на 2020-2022 годы», утвержденной постановлением администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области от 28 февраля 2020 года № 10.

В судебном заседании заместитель Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Щелоков А.В. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Ответчик - представитель администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, причина неявки неизвестна.

Суд, выслушав заместителя Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Щелокова А.В. и его заключение, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованные, и они подлежат удовлетворению.

В части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрена судебная защита.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Законом Нижегородской области от 3 сентября 2019 года № 90-З в Закон Нижегородской области от 28 марта 2002 года № 16-З «О профилактике наркомании и токсикомании» (далее - Закон Нижегородской области № 16-З) внесены изменения, касающиеся формы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Так, п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона Нижегородской области № 16-З с учетом внесенных изменений предусматривает, что система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя в числе прочего разработку и реализацию муниципальных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Относительно компетенции органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании полномочия по разработке и реализации антинаркотических планов, предусмотренные п. 1 ст. 8 Закона Нижегородской области № 16-З, заменены на разработку и реализацию муниципальных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона Нижегородской области № 16-З органами местного самоуправления осуществляется координация деятельности организаций, реализующих муниципальные программы, направленные на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Закон Нижегородской области № 16-З имеет своей целью, согласно статье 1, предотвращение незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Нижегородской области, а также сокращение числа больных наркоманией и токсикоманией и связанных с ними правонарушений.

По смыслу норм Закона Нижегородской области № 90-З органам местного самоуправления принадлежит одна из наиболее значимых ролей по координации сил общества в борьбе против наркомании. Данная деятельность должна находить свое отражение в изучении и распространении опыта борьбы с наркотической зависимостью, разработке муниципальных программ, реализация которых должна способствовать привлечению для решения данной проблемы сил общественности, религиозных, молодежных, спортивных организаций, средств массовой информации, образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 323-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в числе прочего разрабатывают и реализуют программы, направленные на формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни.

Согласно ст. 33 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу 15 сентября 1990 года, государства - участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Как видно из представленных материалов, Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области проведена проверка реализации органами местного самоуправления Шарангского муниципального района Нижегородской области полномочий в сфере профилактики наркомании и токсикомании, в ходе которой выявлены нарушения закона.

В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области от 28 февраля 2020 года № 10 утверждена муниципальная программа «Профилактика наркомании и токсикомании на территории Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области на 2020-2022 годы», направленная на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании в целях формирования у взрослых и детей мотивации к здоровому образу жизни, противодействию употреблению наркотиков, в том числе несовершеннолетними (л.д. 28-34).

В нарушение п. 4 ст. 8 Закона Нижегородской области от 28 марта 2002 года № 16-З экономические механизмы профилактики антинаркотической политики не разработаны, так как финансирование программных мероприятий не предусмотрено.

Как установлено в судебном заседании, отсутствие финансирования программных мероприятий привело к тому, что мероприятия в полном объеме исполнены не были.

Так, не проводился с привлечением сотрудников ОП (дислокация пгт. Шаранга) МО МВД России «Уренский» и работников ГБУЗ НО «Шарангская ЦРБ» мониторинг наркоситуации и причин, способствующих потреблению наркотиков, необходимость проведения которого предусмотрена пунктом 1 перечня мероприятий программы.

Работа по выявлению фактов немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков молодежью в местах массового досуга граждан в соответствии с пунктом 3 перечня мероприятий программы в 2020 году не проводилась.

В 2020 году не проведено ни одного рейда в местах отдыха несовершеннолетних с целью предупреждения антиобщественного поведения подростков, в том числе употребления наркотических веществ. Данное мероприятие предусмотрено пунктом 7 перечня мероприятий программы.

Сроки проведения мероприятий в течение года не конкретизированы. При этом проведение мероприятий в короткие сроки может отразиться на качестве и эффективности реализации мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков.

По результатам проверки 1 марта 2021 года Шарангским межрайонным прокурором Нижегородской области на имя главы администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области Лежниной А.В. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 22-25).

По результатам рассмотрения главой администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области Лежниной А.В. представление признано обоснованным.

Согласно ответу главы администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области № 96 от 31 марта 2021 года в целях разработки экономических механизмов реализации программных мероприятий в муниципальную программу «Профилактика наркомании и токсикомании на 2020-2022 годы», утвержденную постановлением администрации от 28 февраля 2020 года №10, будут внесены в IV квартале 2021 года при составлении бюджета поселения на 2022 год (л.д. 26).

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем подходе должностных лиц администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области к исполнению возложенных на органы местного самоуправления полномочий по профилактике наркомании и токсикомании, являются недопустимыми, нарушают права неопределенного круга лиц, в связи с чем подлежат устранению.

Интересы неопределенного круга лиц сводятся к соблюдению органами местного самоуправления установленных на региональном уровне норм законодательства в сфере профилактики наркомании и токсикомании, исключению негативного влияния наркотиков на здоровье и жизнь граждан.

Кроме того, отсутствие финансирования программных мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании нарушает интересы муниципального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Таким образом, суд признает исковое заявление Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области, выступающего в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц, к администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области обоснованным.

В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При этом суд находит, что необходимо установить разумный и достаточный срок, в течение которого администрация Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области должна исполнить возложенные на нее обязанности.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области в пределах своих полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, в срок до 31 декабря 2021 года предусмотреть финансирование мероприятий муниципальной программы «Профилактика наркомании и токсикомании на 2020-2022 годы», утвержденной постановлением администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области от 28 февраля 2020 года № 10.

Решение может быть обжаловано или внесено представление в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения 7 июня 2021 года через Шарангский районный суд Нижегородской области.

Судья О.А. Рыжова