ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 520057-01-2023-000206-25 от 09.08.2023 Шарангского районного суда (Нижегородская область)

УИД № 52RS0057-01-2023-000206-25

Дело № 2-141/2023 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 августа 2023 года р.п. Шаранга Нижегородской области

Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего - судьи Заблудаевой Ж.К.,

при секретаре судебного заседания Сухих Т.В.,

с участием помощника Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Булатова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п.Шаранга Нижегородской области гражданское дело по иску Шарангского межрайонного прокурора Шарангского муниципального округа Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шарангского муниципального округа Нижегородской области об обязании организовать и провести мероприятия по сносу расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>

установил:

Шарангский межрайонный прокурор Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Шарангского муниципального округа Нижегородской области об обязании организовать и провести мероприятия по сносу расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, указывая, что Шарангской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства органами местного самоуправления Шарангского муниципального округа по сносу расселенных аварийных домов, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по - стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (протокол от 24.12.2018 № 16).

В структуру национального проекта входит федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

В целях реализации указанного федерального проекта постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2023 годы» (далее - Программа).

Шарангский муниципальный район (округ) является участником Программы согласно паспорта данной программы.

В рамках реализации Программы предусмотрено расселение жителей многоквартирных аварийных домов, расположенных в Шарангском муниципальном районе (округе).

Основной задачей Программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Нижегородской области, а также переселение граждан из жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки. Вместе с тем, Задачами Программы, в том числе являются:

ликвидация (реконструкция) аварийных многоквартирных домов;

использование освободившихся земельных участков после сноса аварийных многоквартирных домов участниками Программы под строительство новых объектов недвижимости по итогам реализации Программы.

К ведению администрации Шарангского муниципального округа Нижегородской области относится организация выполнения работ по сносу расселенных аварийных домов.

Ввиду того, что Шарангский муниципальный район (округ) является участником Программы постановлением администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Шарангского муниципального района <адрес> на 2019 - 2023 годы». Между тем, постановлением администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> внесены изменения в муниципальную программу.

Согласно изменениям, предусмотрено расселение и снос аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данный многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу на основании постановления администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время все жильцы указанного аварийного дома расселены.

Вместе с тем, данный многоквартирный аварийный дом по настоящий момент не снесен, муниципальный заказ на снос расселенного аварийного дома не размещался, контракт на проведение работ по их сносу не заключался, условия региональной адресной программы в части сноса аварийного жилого фонда не выполнены, что было установлено в ходе проверки.

Непригодный для проживания дом ухудшает внешний облик поселения, сдерживает развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории.

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Шарангского муниципального округа Нижегородской области внесено представление об организации выполнения работ по сносу расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данное представление рассмотрено, признанно законным и обоснованным, однако, до настоящего момента нарушения не устранены. Кроме того, на основании ответа из администрации Шарангского муниципального округа установлено, что вышеуказанный дом, признанный в установленном порядке аварийным, планируется снести до ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит месячному сроку устранения выявленных нарушений, указанному в представлении.

Прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку наличие свободного доступа в неликвидированный аварийный жилой дом не исключает возможность совершения правонарушений в данном помещении, в том числе лицами, имеющими террористические намерения, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

Просит обязать администрацию Шарангского муниципального округа Нижегородской области организовать и провести мероприятия по сносу расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установить разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Булатов Д.А. исковые требования поддержал полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении, просит их удовлетворить. Полагает, что ответчику следует установить срок для совершения указанных в иске действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик – представитель администрации Шарангского муниципального округа Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, в представленном заявлении просит рассмотреть дело без его участия (л.д.44). В представленном отзыве на исковое заявление администрация Шарангского муниципального округа Нижегородской области с исковыми требованиями согласна, просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-56).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – представитель Отдела по управлению муниципальным имуществом администрация Шарангского муниципального округа Нижегородской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Заслушав объяснения помощника межрайонного прокурора Булатова Д.А., установив юридически значимые обстоятельства, изучив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Частью 10 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № З84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

По смыслу п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сносом здания или сооружения завершается жизненный цикл здания или сооружения, то есть период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно решению Совета депутатов Шарангского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области» в соответствии с законом Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ-З «О преобразовании муниципальных образований Шарангского муниципального района Нижегородской области» Совет депутатов решил реорганизовать муниципальное учреждение администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области в форме слияния с муниципальными учреждениями района с переходом всех прав и обязанностей к муниципальному казённому учреждению администрации Шарангского муниципального округа Нижегородской области, создаваемой в форме слияния (л.д. 60-61).

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано окончание процедуры реорганизации в форме объединения администрации Шарангского муниципального района и администраций поселений, зарегистрирована администрация Шарангского муниципального округа Нижегородской области (л.д.62-65).

Шарангский муниципальный округ Нижегородской области является участником государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2023 годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 № 168 и предусматривающей, помимо переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда.

Основными задачами государственной региональной адресной программы на 2019-2023 годы являются: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Нижегородской области; переселение граждан из жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки; ликвидация (реконструкция) аварийных многоквартирных домов; использование освободившихся земельных участков после сноса аварийных многоквартирных домов участниками Программы под строительство новых объектов недвижимости по итогам реализации Программы; развитие жилищного строительства.

Согласно постановлению администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ с целью реализации на территории Шарангского муниципального района государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Шарангского муниципального Нижегородской области на 2019-2023 годы» (л.д. 9-18).

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, постановлением администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 8).

Постановлением администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Шарангского муниципального Нижегородской области на 2019-2023 годы». Предусмотрено расселение и снос аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> по третьему этапу в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-23).

Данный многоквартирный дом в рамках реализации государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 168, расселен в 2022 году.

На момент включения в государственную региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», по адресу расселяемого помещения: <адрес>, был зарегистрирован и проживал ФИО1, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Большеустинского сельсовета Шарангского муниципального района и справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Большеустинского сельсовета Шарангского муниципального района (л.д. 56,57). ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия IV-TH , выданное Отдел ЗАГС Уренского района главного управления ЗАГС Нижегородской области (л.д.58).

На момент расселения по адресу расселяемого помещения:. <адрес>, никто не был зарегистрирован и никто не проживал, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Большеустинского сельсовета Шарангского муниципального района (л.д.59).

Гражданину, расселяемому в рамках вышеуказанной программы, и зарегистрированному по адресу расселяемого помещения: <адрес>, передано жилое помещение и заключен договор социального найма на предоставляемые жилые помещения, что подтверждается постановлением администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений» (л.д.54,55).

До настоящего времени расселенный многоквартирный дом по адресу: <адрес> не снесен.

По фактам выявленных нарушений Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы местного самоуправления администрации Шарангского муниципального округа Нижегородской области ФИО2 внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.24-27).

В ответе на представление, указано, что оно рассмотрено, признанно законным и обоснованным. В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства Нижегородской области и администрацией Шарангского муниципального округа Нижегородской области подписано соглашение о предоставлении в 2024 году субсидии из областного бюджета бюджету Шарангского муниципального округа на софинансирование мероприятий по сносу расселенных многоквартирных домов, многоквартирный дом, по адресу: <адрес>, признанный в установленном порядке аварийным и расселённым в 2022 году в рамках реализации государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года №168, планируется снести до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29).

В силу вышеуказанных нормативных актов к ведению муниципального образования Шарангского муниципального округа Нижегородской области относится выполнение работ по сносу расселенных аварийных домов.

Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено.

Администрация Шарангского муниципального округа Нижегородской области, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда. Поэтому в случае признания дома аварийным и не пригодным для проживания в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома, относящегося к муниципальному жилищному фонду. Такая обязанность не может быть поставлена в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Непринятие мер по сносу расселенного аварийного многоквартирного дома может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, поскольку наличие свободного доступа в неликвидированные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе лицами, имеющие террористические намерения, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

В качестве способа защиты нарушений прав статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрена судебная защита.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Суд, учитывая баланс интересов сторон, принимая во внимание социальную значимость данного вопроса, считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.

В соответствие со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание существо заявленного спора, с учетом требований разумности и защиты интересов государства, муниципального образования, неопределенного круга лиц, важность охраняемых общественных отношений, с учетом действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок суд считает обоснованным и достаточным для ответчика.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Статьёй 89 ГПК РФ установлено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, администрация Шарангского муниципального округа Нижегородской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шарангского межрайонного прокурора Шарангского муниципального округа Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию Шарангского муниципального округа Нижегородской области организовать и провести мероприятия по сносу расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарангский районный суд Нижегородской области.

Решение в окончательной форме принято 9 августа 2023 года.

Судья Ж.К.Заблудаева