Дело 54RS0№-05
Производство №
Поступило в суд 20.12.2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
________(дата)
Черепановский районный суд ________ в составе: председательствующего судьи Кузнецовой В.А.,
С участием
Истца ФИО1,
при секретаре судебного заседания Вааль А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» и администрации ________ о понуждении заключения договора на вывоз и переработку ТБО и организации условий приёма от населения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» о понуждении заключения договора на вывоз и переработку ТБО и организации условий приема от населения, указав, что
в связи переходом на новый способ сбора и переработки ТБО, также появления единою оператора с обращением ТБО, по законодательству РФ необходимо заключить договор на вывоз и переработку с единым оператором ТБО по ________ договор с каждым собственником жилого помещения. Обратившись к представителю ООО «Экология -Новосибирск» для заключения договора по обращению ТБО выдали типовой договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с физическим лицом. Законодательство РФ предусматривает заключать с каждым домовладельцем отдельные договора, согласно ГК РФ должно выражаться на свободной воли изъявлении, согласованными условиями и приемлемыми сторонами, поэтому просим решить проблему. В противном случае возникает недопонимание жителей к руководству МО и защиты интересов своих граждан. Поэтому просит обязать ООО «Экология - Новосибирск» заключить договор на вывоз и переработку ТБО в соответствии с ГК РФ на условиях приемлемых потребителям услуг в соответствии с утверждённым тарифом и фактического объёма переданного ТБО.
(дата) истец уточнил исковые требования, и просил суд обязать ООО «Экология - Новосибирск» заключить договор на вывоз и переработку ТБО в соответствии с ГК РФ на условиях приемлемых потребителям услуг в соответствии с утверждённым тарифом и фактического объёма переданного ТБО в соответствии с Гражданским кодексом РФ на условиях потребителя услуг на территории домовладений по ________, ФИО2, 51 и ФИО2, 53, в соответствии с утвержденным тарифом и фактическим объемом переданного ТБО в своей редакции; обязать администрацию ________ выдать разрешение и согласовать места складирования и накопления ТБО на территории принадлежащих ему домовладений в соответствии с правилами хранения и переработки ТБО.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении его уточненных исковых требованиях по доводам и основаниям, изложенным в исковых заявлениях, в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Экология-Новосибирск», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, и представил письменные отзывы, указывая, что не согласен с предъявленными требований и считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным договором. В соответствии с Федеральным законом от (дата) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ №) осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) отнесено к компетенции регионального оператора по обращению с ТКО. В соответствии с требованием ФЗ №, обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Зона деятельности регионального оператора определена постановлением ________ от (дата)№-п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, ________» - вся ________, дата начала осуществления деятельности с (дата)Согласно ст. 24.7 ФЗ №, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Также, в соответствии с ч.5 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, с региональным оператором регулируется постановлением Правительства РФ от (дата)№ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от (дата)№». Положения Постановления № предусматривают возможность складирования ТКО потребителями в пакеты или другие ёмкости. В соответствии с п. 54 постановления ________ от (дата)№-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории ________» при сборе ТКО по маршрутному графику региональный оператор определяет места сбора и накопления, а также периодичность вывоза твердых коммунальных отходов. Твердые коммунальные отходы передаются оператору по сбору и транспортированию в пакетах. Транспортирование твердых коммунальных отходов с территории индивидуальной жилой застройки на территории ________ осуществляется кольцевым (без контейнерным) способом ООО «Айсберг» в соответствии с графиком, размещенным на официальном сайте ООО «Экология-Новосибирск», в связи с чем осуществление вывоза ТКО на основании заявки потребителя не представляется возможным. Согласно положениям ст. 24.10 № 89-ФЗ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены постановлением Правительства РФ от (дата)№ "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". В соответствии с пунктом 6 Правил № в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил №, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах №. Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, которые определены в приложении № к Правилам №, применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Формула для расчета платы за указанную ком.услугу, которые определены в приложении № к Правилам №, применяются в зависимости от принятого на территории субъекта РФ порядка оплаты ком.услуги по обращению с ТКО. Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления поселений или городских округов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от (дата)№. Норматив накопления ТКО установлен приказом департамента по тарифам ________№ от (дата) и составляет на одного проживающего в индивидуальных жилых домах 2,38 куб.м. в год. Таким образом, заключение договора на условиях потребителя, исходя из фактических объемов переданных ТКО, не представляется возможным. Сроки и порядок оплаты услуги по обращению с ТКО также регламентируется Правилами №. Счета, счета-фактуры и акты выполненных работ направляются региональным оператором только в адрес потребителей- юридических лиц. Просят в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации ________, о месте и времени рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки суде не сообщил.
С учетом мнения истца и указанных обстоятельств, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, что предусмотрено пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществить в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Если условия публичного договора противоречат требованиям п. 2 ст. 426 ГК РФ, то такие условия признаются ничтожными и никаких правовых последствий не влекут (п. 5 ст. 426 ГК РФ).
Из анализа приведенных норм права усматривается, что условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, в противном случае это привело бы к нарушению требований п. 2 ст. 426 ГК РФ и повлекло ничтожность условий договора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1156 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанный договор является публичным, поскольку его условия по предоставлению работ, услуг являются одинаковыми для всех потребителей.
Представленный ответчиком проект Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с физическим лицом соответствует Типовому договору, следовательно ответчик ( ООО «Экология-Новосибирск») правомочен заключить с истцом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лишь в утвержденной форме и на условиях, заключаемых со всеми потребителями поэтому исковые требования в этой части не подлежат удовлетворению.
Требования к администрации ________ о возложении обязанности на администрацию ________ выдать разрешение и согласовать места складирования и накопления ТКО на территории принадлежащих ему домовладений в соответствии с правилами хранения и переработки ТКО, также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.8 ФЗ № в полномочия органов местного самоуправления муниципального района входит:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Обозначенные в данной статье полномочия органов местного самоуправления относятся к вопросам местного значения муниципальных образований на основании ст. 14,15,16 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Ф.».
Согласно п. 2 ст.63 данного Закона, финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ,
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от (дата)№ «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 54 постановления ________ от (дата)№-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов ( в том числе их раздельного сбора) на территории ________» при сборе твердых коммунальных отходов по маршрутному графику региональный оператор определяет место сбора и накопления, а также периодичность вывоза ТКО. ТКО передаются оператору по транспортированию в пакетах или других предназначенных для их сбора емкостях.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления выдавать разрешение и согласовывать места складирования и накопления ТКО на территориях домовладений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности.
Следовательно, в удовлетворению в части исковых требований к администрации ________ о выдаче разрешений и согласовании мест складирования и накопления ТКО на территории принадлежащих истцу домовладений следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» и администрации ________ о понуждении заключения договора на вывоз и переработку ТБО и организации условий приёма от населения, - о т к а з а т ь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Черепановский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья В.А.Кузнецова
Мотивированное решение составлено (дата)
Судья В.А.Кузнецова