ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 540 от 11.04.2022 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело 54RS0-04

поступило в суд 02.02.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

Центральный районный суд <адрес> в составе:

судьи Поротиковой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Рябченко В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – отделению пенсионного фонда РФ по НСО о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилсь в суд с иском к государственному учреждению – отделению пенсионного фонда РФ по НСО о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика в назначении пенсии истцу было отказано, с решением об отказе не согласна, считает, что представленных ею документов достаточно для назначения досрочной страховой пенсии.

В судебном заседании истец, представитель истца, поддержав заявленные требования, настаивали на их удовлетворении и проси суд признать решение ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; возложить на ГУ ОПФ РФ по НСО обязанность по включению в специальный стаж истца периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также возложить на ГУ ОПФ РФ по НСО обязанность по назначению истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в отзыве, считала, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в возрасте 40 лет обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при этом пенсионный орган определил, что специальный стаж на соответствующих видах работ у истца составляет 12 лет 01 месяц 07 дней, общий страховой стаж составляет 23года 04 месяца 23 дня, ИПК 96,648.

В специальный стаж не был включен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 11 месяцев) в должности артистки концертной исполнительницы, т.к. пунктами 1 и 2 списка от ДД.ММ.ГГГГ указанная должность не предусмотрена.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 1.1 названного закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 21 пункт 1 статьи 27 этого закона).

Согласно подпункту 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.

Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 447 утвержден Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с пунктом 2 указанного выше Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 20 лет имеют артисты балета (в том числе балета на льду), артисты - исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах, артистки - вокалистки (солистки) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально - драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Право на досрочное получение пенсии законодатель связывает с работой в определенной сфере деятельности, при осуществлении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Таким образом, определяющее значение для возникновения права на досрочную трудовую пенсию имеет характер деятельности работника.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 20 лет творческую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности.

В соответствии с пунктом 11 Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).

В пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 указанного Закона, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 516, также указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из трудовой книжки истца, а также иных письменных материалов дела (приказов) усматривается, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности артистки концертной исполнительницы в ГУК «Новосибирская государственная филармония» ансамбль «Рождество», с ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание ГУК «Новосибирская государственная филармония» были внесены изменения, в соответствии с которыми с ДД.ММ.ГГГГ должность истца была переименована с артистки концертной исполнительницы на артиста-вокалиста (солиста), ведущего мастера сцены.

Необходимо отметить, что в трудовой книжке имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ именно о перенаименовании должности, в которой истец работала до внесения данных изменений, потому характер работы истца ввиду перенаименования ее должности не изменился и остался прежним.

При этом, периода работы истца в том же учреждении после пернаименования ее должности, с ДД.ММ.ГГГГ зачтены ответчиком в специальный стаж.

Таким образом, суд приходит к выводу, что характер выполняемой истицей работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и далее в качестве артистки-вокалистки (солистки) не менялся, а указание в спорный период на наименование выполняемой истцом работы в качестве артистки-концертной исполнительницы не свидетельствует об обратном, т.к. с ДД.ММ.ГГГГ наименование ее должности было изменено, т.е. без изменения характера работы труда, работодатель лишь привел наименование должности истца в соответствии с действующим законодательством. Факт того, что с ДД.ММ.ГГГГ произошло перенаименование должности, позволяет суду прийти к выводу, что в спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности артистки-вокалистки (солистки), данная должность поименована в соответствующем списке, потому данный период работы истца подлежит зачету в специальный стаж.

Кроме того, записи в трудовой книжке в совокупности с представленными письменными доказательствами - программами концертных мероприятий, буклетами, в которых истец указана как вокалистка - солистка, выдержек из статей периодических изданий и специализированных журналов, характеристик, уточняющих справок, выданных работодателем, приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец исполняла обязанности артистки-вокалистки (солистки), исполняющей сольные партии, должностные обязанности истца в период с ДД.ММ.ГГГГ не менялись.

Таким образом, специальный стаж истца на дату ее обращения ( ДД.ММ.ГГГГ), при включении в него спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял 20 лет 0 месяцев 7 дней, из расчета: 12 лет 01месяц 07 дней (включенный по решению ответчика) + 07 лет 11 месяцев (спорный период).

Данный стаж выработан истцом в январе 2021 года (ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ч.1.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

В приложении указано, что в случае возникновения права на пенсию в 2021 году, пенсия подлежит назначению не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

С учетом изложенного право истца на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 21 ч.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ и учитывая переходные положения закона, возникнет только по истечении 36 месяцев со дня возникновения права, т.е. не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оснований для назначения истцу пенсии с 14.011.2021 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение государственного учреждения – управления пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязав государственное учреждение – отделение пенсионного фонда РФ по <адрес> включить указанный период в специальный стаж ФИО1 для назначения пенсии.

В удовлетворении оставшейся части требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с даты подготовки решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Л.В. Поротикова