ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 550002-01-2019-004077-15 от 02.01.2019 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №2-2929/2019

№55RS0002-01-2019-004077-15

Решение

Именем Российской Федерации

10 июля 2019 года г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего Бажиной Т. В. при секретаре Шарипове А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к АО «Петербургская сбытовая компания» о понуждении к совершению действий, о компенсации морального вреда, взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к АО «Петербургская сбытовая компания» о понуждении к совершению действий, о компенсации морального вреда, взыскании штрафа, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГг. он посредством почтовой связи обратился к ответчику с письменной претензией потребителя коммунальной услуги о замене прибора учета электрической энергии нового поколения на жилое помещение в месте общего пользования МКД (коридоре) от этой даты. Его претензия ответчиком получена ДД.ММ.ГГГГг. и проигнорирована по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГг. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Он стал собственником однокомнатной жилой благоустроенной квартиры по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГг. в результате приватизации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, и соответственно, не обязан был до ДД.ММ.ГГГГг. и после ДД.ММ.ГГГГг. производить установку или замену прибора учета электрической энергии на жилое помещение в месте общего пользования - коридоре МКД. Ранее собственником данного жилого помещения являлось муниципальное образование городской округ город Омск Омской области, которое не выполнило обязанность по установке или замене прибора учета электрической энергии на жилое помещение в месте общего пользования - коридоре МКД до ДД.ММ.ГГГГ<адрес> является в настоящее время организацией, оказывающей предоставление ему коммунальной услуги по энергоснабжению, в связи с чем является лицом, ответственным за замену прибора учета электрической энергии на его жилое помещение, в случае окончания срока эксплуатации прибора учета и его неисправности после ДД.ММ.ГГГГг. На момент его обращения с претензией к ответчику обязанность ответчика по замене прибора учета электрической энергии за его счет после ДД.ММ.ГГГГг. имелась, согласно п. 8, п. 9, п. 10 и п. 12 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Просил обязать ответчика произвести замену прибора учета электрической энергии нового поколения на его жилое помещение в месте общего пользования МКД (коридоре) по адресу: <адрес> за счет потребителя ФИО1 и с рассрочкой платежа - предъявлением платы за прибор учета электрической энергии нового поколения в ежемесячных квитанциях-счетах за электрическую энергию, за уклонение от дачи ответа на письменную претензию взыскать штраф с ответчика в пользу соответствующего бюджета.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. В порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования увеличил, просив обязать ответчика произвести замену прибора учета электрической энергии нового поколения – интеллектуальный прибор учета электроэнергии на его жилое помещение в месте общего пользования МКД (коридоре) по адресу: <адрес> за счет потребителя ФИО1 и с рассрочкой платежа - предъявлением платы за прибор учета электрической энергии нового поколения в ежемесячных квитанциях-счетах за электрическую энергию, взыскать с АО «Петербургская сбытовая компания» в свою пользу штраф, в счет компенсации морального вреда 15000 рублей.

Представитель АО «Петербургская сбытовая компания» ФИО4 /в соответствии с полномочиями доверенности/ исковые требования не признала, поддержав доводы письменных возражений на иск. Дополнительно пояснила, что ФИО1 в компанию по поводу установки прибора нового поколения не обращался. Не отрицала факт поступления от данного потребителя претензии, на которую компанией был дан своевременный ответ, направленный почтовой связью по адресу, указанному в претензии.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, не отрицалось сторонами и нашло свое документальное подтверждение, что ФИО1 является собственником <адрес> на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 22.05.2012г. /л.д.12/.

В квартире истца установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии 1991 года выпуска, который необходимо было заменить в связи с истекшим межповерочным интервалом.

Материалами дела подтверждается, что 10.04.2019г. в АО «Петербургская сбытовая компания» поступила письменная претензия ФИО1 о замене прибора учета электрической энергии нового поколения, в которой он просит АО «Петербургская сбытовая компания» в течение 10 дней с даты получения претензии произвести замену прибора учета электрической энергии нового поколения в жилом помещении по адресу: <адрес> /в месте общего пользования коридоре МКД/ за его счет и с рассрочкой платежа путем предъявления платы за прибор в ежемесячных квитанциях – счетах за электрическую энергию.

24.04.2019г. на данную претензию ФИО1 АО «Петербургская сбытовая компания» был подготовлен письменный ответ, который 29.04.2019г. был отправлен в его адрес почтовой связью.

В указанном ответе со ссылками на действующее законодательство ФИО1 разъяснен порядок замены прибора учета по истечении межповерочного интервала, а также разъяснен порядок оформления заявки на замену прибора учета.

Не получив письменный ответ от АО «Петербургская сбытовая компания», потребитель обратился в суд с настоящим иском, найдя свои права нарушенными.

Между тем, суд не находит нарушений в действиях ответчика в связи со следующим.

Согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г., оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В силу ч.ч.1,5,9 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа). До ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. С ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

По правилам п.п.145, 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г., обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно. В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

Проанализировав приведенные положения законодательства, суд соглашается с позицией ответчика о том, что обязанность по оснащению жилых помещений приборами учета потребляемой энергии в срок до 01.07.2012г. законом в первую очередь возложена на собственника жилого помещения, а в случае неисполнения им данного требования – на организации, осуществляющие снабжение соответствующими ресурсами, сети которых имеют непосредственное или опосредованное присоединение к энергопринимающим устройствам собственника жилого помещения многоквартирного дома.

АО «Петербургская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Омской области, оно осуществляет поставку электроэнергии покупателям электроэнергии на территории <адрес> по публичным договорам энергоснабжения или договорам купли – продажи /поставки/ электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим сетевым организациям или иным владельцам. Владельцем сетей, которые имеют непосредственное или опосредованное присоединение к энергопринимающим устройствам ФИО1, как собственника жилого помещения в многоквартирном <адрес> в <адрес>, АО «Петербургская сбытовая компания» не является, а потому на нее не может быть возложена в принципе обязанность по замене прибора учета электрической энергии нового поколения – интеллектуальный прибор учета электроэнергии в жилом помещении истца и с рассрочкой платежа - предъявлением платы за прибор учета электрической энергии нового поколения в ежемесячных квитанциях-счетах за электрическую энергию.

АО «Петербургская сбытовая компания» по заявке потребителя, после произведения им оплаты может произвести замену прибора учета. Однако, с данной заявкой ФИО1 в АО «Петербургская сбытовая компания» не обращался.

Не находит суд также нарушений ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в действиях АО «Петербургская сбытовая компания».

В соответствии с ч.1 ст.12 указанного нормативного акта письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как указывалось выше, претензия ФИО1 поступила в АО «Петербургская сбытовая компания» 10.04.2019г., ответ на данную претензию был подготовлен 24.04.2019г., отправлен в адрес ФИО1 29.04.2019г.

При таком положении основания для компенсации морального вреда и взыскания штрафа, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», у суда отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к АО «Петербургская сбытовая компания» о понуждении к совершению действий, о компенсации морального вреда, взыскании штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца.

КОПИЯ ВЕРНА

Решение (определение) вступило в законную силу ____________________________________________

УИД 55RS0002-01- 2019-004077-15

Подлинный документ подшит в деле № __________

Куйбышевского районного суда г.Омска

Судья _____________________________

Секретарь __________________________