ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 550002-01-2022-003694-48 от 23.06.2022 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2617/2022

УИД № 55RS0002-01-2022-003694-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при ведении протокола судебного заседания и с организационным участием помощника судьи Савченко Н.В., с участием представителя административного истца Бодяко И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

23 июня 2022 года

материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора города Омска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной на интернет-ресурсах

https://nowar1.com/?utm_content=nowar1com&r=nowar1com&Wutm_source;=playbuy&utm_medium=pre-oll&utm_campaign=Priziv_ms&utm_term=priziv0504;

https://newsland.com/user/588444958/content/priznavaites-kto-khochet-otkosit/7600331;

https://kanaldom.tv/uehat-za-graniczu-ili-serezno-zabolet-kak-rossiyane-mogut-uklonitsya-ot-vojny-v-ukraine-video/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Омска обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с названными выше требованиями. В обоснование указано, что в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, о противодействии экстремизму и терроризму, установлено, что по указанным выше электронным адресам в сети Интернет размещена информация о противоправных способах уклонения от службы в вооруженных силах РФ, информация, побуждающая к совершению преступлений и административных правонарушений, в целях уклонения от службы в армии РФ, сведения дискредитирующие вооруженные силы РФ. Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов, скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. При проверке сведений на официальном сайте Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru/) установлено, что указанные интернет-сайты в Реестре не числятся. Административный истец признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на указанных страницах информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца ст. помощник прокурора г. Омска Бодяко И.С., заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и дала пояснения, аналогичные его содержанию. Дополнила, что на день рассмотрения дела информация, размещенная на указанных Интернет-сайтах, остается доступной неограниченному кругу лиц. Вход на сайты остается быть свободным. Указанная информация дискредитирует Российские вооруженные силы, призывает уклоняться от призыва на военную службу, в том числе на срочную службу, службу по контракту, от прохождения военных сборов лицами, пребывающими в запасе, а также на альтернативную военную службу. То есть побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений.

Управление Роскомнадзора по Омской области, Роскомнадзор, своих представителей для участия в судебном разбирательстве не направили. Просили рассматривать дело в свое отсутствие. Представитель Роскомнадзора по Омской области в отзыве на заявленные требования указал на их обоснованность.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, обозрев в судебном заседании заявленные в уточненном требовании интернет-ресурсы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.

В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ«О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон№ 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее - организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее - граждане) в этой области.

Статьей 7 Федерального закона № 53-ФЗ закреплена ответственность граждан и должностных лиц за нарушение данного Федерального закона.

В силу ст. 20.3.3 КоАП РФ установлена ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях.

В соответствии с главой 7 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за соучастие в совершении преступления, в том числе в виде подстрекательства и пособничества.

Уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы ст. 328 УК РФ.

Главой 31 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за преступления против военной службы.

Так, согласно положениям ст. 331 УК РФ преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации о противоправных способах уклонения от службы в вооруженных силах РФ, информации, побуждающей к совершению преступлений и административных правонарушений, в целях уклонения от службы в армии РФ, сведения дискредитирующие вооруженные силы РФ, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Таким образом, требования прокурора направлены на охрану общественного порядка, соблюдение принципа законности, поскольку распространение такой информации направлено на формирование и поддержание интереса к уголовно наказуемому деянию.

От установления данного факта зависит возможность включения сайтов в Единый реестр доменных имен для последующей блокировки к ним доступа.

Только судебное решение является основанием для включения в Единый реестр доменных имен запрещенной информации.

На момент судебного заседания, сведения о внесении в Единый реестр иограничении доступа к информации, размещенной на вышеуказанныхстраницах сайтов, отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru/). Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.

На основании ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Включение записи в единый реестр осуществляется на основании судебного решения, содержащего отметку о вступлении в законную силу. В соответствии с Правилами информация должна признаваться запрещенной на всей территории Российской Федерации.

С учетом изложенного, административные исковые требования о признании информации, распространяемую посредством сети Интернет и размещенную в сети на указанных выше интернет-ресурсах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации подлежат удовлетворению. Указанные интернет-ресурсы подлежат включению в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещенную на Интернет-страницах:

https://nowar1.com/?utm_content=nowar1com&r=nowar1com&Wutm_source;=playbuy&utm_medium=pre-oll&utm_campaign=Priziv_ms&utm_term=priziv0504;

https://newsland.com/user/588444958/content/priznavaites-kto-khochet-otkosit/7600331;

https://kanaldom.tv/uehat-za-graniczu-ili-serezno-zabolet-kak-rossiyane-mogut-uklonitsya-ot-vojny-v-ukraine-video/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Включить в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено в Российской Федерации Интернет-страницы:

https://nowar1.com/?utm_content=nowar1com&r=nowar1com&Wutm_source;=playbuy&utm_medium=pre-oll&utm_campaign=Priziv_ms&utm_term=priziv0504;

https://newsland.com/user/588444958/content/priznavaites-kto-khochet-otkosit/7600331;

https://kanaldom.tv/uehat-za-graniczu-ili-serezno-zabolet-kak-rossiyane-mogut-uklonitsya-ot-vojny-v-ukraine-video/.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись М.Л. Жидкова

Мотивированное решение составлено 04 июля 2022 года

Копия верна Решение вступило в законную силу _______________УИД № 55RS0002-01-2022-003694-48Подлинный документ подшит в деле № 2а-2617/2022Куйбышевского районного суда г. ОмскаСудья _____________________________ М.Л. ЖидковаСекретарь _______________________