ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 550005-01-2021-006304-94 от 22.03.2022 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-126/2022 (2-3506/2021)

УИД № 55RS0005-01-2021-006304-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2022 года г. Омск

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Бузуртановой Л.Б.,

при секретаре судебного заседания Маненко Я.Р.,

подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Мухачевой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Путина Андрея Владимировича к СНТ «Любитель» о возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Путин А.В. обратился в суд с названным иском к СНТ «Любитель», указав в обоснование заявленных требований, что он является собственником участка расположенного в СНТ «Любитель». 13.09.2021 он направил посредством почтового отправления заявление о предоставлении ему полагающиеся по закону документы. Однако ответа на него не последовало.

Просит суд обязать ответчика предоставить ранее запрошенные документы: бухгалтерскую (финансовую) отчетность о денежных средствах, поступивших и расходованных в СНТ «Любитель» за 2019, 2020, 2021 годы; письменные заключения ревизионной комиссии (ревизора) СНТ «Любитель» за 2019, 2020, 2021 годы; документ, подтверждающий назначение Зверева Сергея Леонидовича на должность и.о. председателя СНТ «Любитель»; протоколы общего собрания членов СНТ «Любитель» за 2019, 2020, 2021 годы; протоколы заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества СНТ «Любитель» за 2019, 2020, 2021 годы; трудовой договор и договор о полной материальной ответственности, заключенный между правлением СНТ «Любитель» и Зверевым С.Л.; документы, подтверждающие права СНТ «Любитель» на имущество, отражаемое на его балансе за 2019, 2020, 2021 годы; акт приема документов на имущество общего пользования и другие материальные ценности, составленный между Зверевым С.Л. и СНТ «Любитель»; финансово-экономическое обоснование размера членских взносов СНТ «Любитель» за 2019, 2020, 2021 годы; отчет об отслеживании в СНТ «Любитель» норм пожарной безопасности; отчет об отслеживании чистоты территории в СНТ «Любитель»; документ, подтверждающий техническое обоснование размещения в июне 2021 железобетонного столба, загораживающего проезд в ворота участка № 2 территории СНТ «Любитель»; обязать СНТ «Любитель» убрать вкопанный в июне 2021 года железобетонный столб, загораживающий проезд в ворота участка № 2 на территории СНТ «Любитель»; обязать СНТ «Любитель» убрать несанкционированную и пожароопасную свалку, расположенную рядом с участком № 2 на территории СНТ «Любитель».

В судебном заседании истец Путин А.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Суду пояснил, что уже в ходе рассмотрения спора по существу, в согласованный с ответчиком день - 25.12.2021, он приходил в Правление СНТ «Любитель» для ознакомления с документами, указанными в иске. В ходе ознакомления ему были представлены копии документов, а именно: копии письменных заключений ревизионной комиссии СНТ «Любитель» за 2019, 2020 годы; протокол № 13 заседания правления СНТ «Любитель» от 16.06.2019 об избрании исполняющего обязанности СНТ «Любитель» Зверева С.Л.; копия протокола общего собрания членов СНТ «Любитель» за 2019; протоколы заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества СНТ «Любитель» за 2019, и некоторые за 2020. Остальные документы, указанные в иске, ему не были представлены, а именно: бухгалтерская отчетность за 2019, 2020, 2021 годы; копии письменных заключений ревизионной комиссии СНТ «Любитель» за 2021; протоколы заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества СНТ «Любитель за 2021; трудовой договор и договор о полной материальной ответственности между СНТ «Любитель» и Зверевым С.Л.; документы, подтверждающие права СНТ «Любитель» на имущество, отражаемое на его балансе за 2019-2021; акт приема документов на имущество общего пользования и другие материальные ценности, составленный между Зверевым С.Л. и СНТ «Любитель»; финансово-экономическое обоснование размера членских взносов СНТ «Любитель» за 2019-2021; отчет об отслеживании в СНТ «Любитель» норм пожарной безопасности и отчет об отслеживании чистоты территории СНТ «Любитель»; документа, подтверждающий техническое обоснование размещения в июне 2021 железобетонного столба.

Относительно своих требований о возложении обязанности по ликвидации мусорной свалки, пояснил, что площадка для сбора мусора в СНТ не имеет твердого покрытия, по которому должна подъезжать машина для сбора мусора, не имеет ограждения, находится вблизи его участка, в связи с чем постоянно присутствует неприятный запах, кроме того, над ней расположена высоковольтная линия электропередач. Полагает, что организация данной площадки для мусора не соответствует санитарным правилам и нормам, в обоснование чего им представлено заключение специалиста. Считает, что будет правильным расположить площадки для сбора мусора в трех местах, как было ранее, и переместить эту площадку на расстояние 50 метров от его участка.

По требованию о демонтаже железобетонного столба им также представлено заключение специалиста, которое подтверждает нарушение санитарных норм при его установке. Также пояснил, что на момент приобретения им участка в СНТ был старый столб, который располагался вплотную к его забору, и уже заваливался на него. Новый столб, установлен за пределами его участка, но нарушает его права тем, что перекрывает въезд в ворота, которые открываются внутрь участка. На момент замены аварийного столба, забор и ворота на его участке уже были установлены, по периметру старого забора.

Представитель ответчика СНТ «Любитель» Клыгина В.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований в полном объеме. Суду пояснила, что документы, указанные в исковом заявлении, были предоставлены истцу для ознакомления в том объеме, в котором они имеются в СНТ. Иных документов в СНТ не имеется, а относительно документов, свидетельствующих о трудовых отношениях Зверева С.Л. и его материальной ответственности, пояснила, что они не могут быть выданы истцу, так как содержат персональные данные. Доводы иска о несоответствии расположения столба линии электропередач санитарным нормам и правилам не соответствуют действительности, поскольку необходимое расстояние от строения истца до железобетонного столба было соблюдено. А при установке входных ворот истец должен был соблюдать необходимые нормы и правила, и не размещать их вблизи опор линии электропередач. Расположение площадки для сбора бытовых отходов так же не нарушает прав истца, поскольку она размещена в месте, наиболее отвечающем всем требованиям, с соблюдением расстояния до участка истца, определенном решением членов СНТ, и в дальнейшем будет дооборудовано ограждением. Кроме того, место установки контейнеров для вывоза мусора согласовано с региональным оператором, с которым заключен договор на вывоз мусора.

В ходе рассмотрения спора по существу и.о. председателя СНТ «Любитель» Зверев С.Л., дал аналогичные пояснения и возражал по существу иска, поддержал письменные возражения, представленные суду.

Представители третьих лиц АО «Омскэлектро», ООО «Магнит», привлеченных судом к участию в деле, в судебном заседании участия не принимали, о слушании дела извещены надлежащим образом.

В ходе рассмотрения спора по существу представитель АО «Омскэлектро» Черкасова Ю.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что АО «Омскэлектро» не имеет отношения к спорному столбу, размещенному на территории СНТ «Любитель». Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 и ФЗ № 217 «О Садоводстве», все имущество, которое находится на территории СНТ, является собственностью СНТ, в том числе, и линии электропередач на территории СНТ находятся в зоне ответственности самого товарищества. Согласование с АО «Омскэлектро» установки опоры ЛЭП на территории СНТ не требуется, поскольку там имеется трансформаторная подстанция и отсутствует магистральная подача электроэнергии.

Из отзыва на исковое заявления, представленного ООО «Магнит» следует, что вопросы о ликвидации места несанкционированного размещения отходов не входят в компетенцию регионального оператора, а находятся в ведении собственника земельного участка. Заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО поступила от СНТ «Любитель» в адрес Регионального оператора 16.05.2020. В заявлении от 16.06.2020 СНТ «Любитель» уведомило ООО «Магнит» о приобретении бункера для накопления ТКО, в результате рассмотрения которого был сформирован и подписан договор № РГ0017372/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.07.2020 года, условиями которого предусмотрено продление на каждый календарный год на тех же условиях. В соответствии с п. 1.1. Договора, Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы объеме и месте, которые определены в настоящем договоре (Приложение № 1). Указанным приложением к договору место накопления ТКО определено, как Пушкинский тракт, СНТ «Любитель», г. Омск.

Выслушав участников процесса, исследовав материала гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Путин А.В. является членом СНТ «Любитель» и собственником земельного участка , расположенного в границах территории СНТ «Любитель» (том 1 л.д. 8, 9).

13.09.2021 Путин А.В. обратился в СНТ «Любитель» с письменным заявлением, содержащим требования, аналогичные указанным в настоящем исковом заявлении, о направлении ему на почтовый адрес документов, а так же с требованиями убрать железобетонный столб и свалку (том 1 л.д.7, 178).

На указанное заявление Путина А.В. 14.10.2021 и.о. председателя правления СНТ «Любитель» Зверевым С.Л. был дан письменный ответ, откуда следует, что вопрос о размере и порядке взимания платы с членов СНТ за изготовление копий документов товарищества не рассматривался общим собранием членов СНТ, в связи с чем Путину А.В. предложено ознакомиться с имеющимися документами в правлении СНТ в удобное для заявителя время, согласно режиму работы Правления. Так же заявителю даны разъяснения о том, что железобетонный столб для крепления проводов подачи электроэнергии был установлен на месте столба, находящегося в аварийном состоянии, а при размещении входных ворот он должен был руководствоваться действующими нормами и правилами, и не размещать ворота вблизи опор линии электропередачи, во избежание аварийных ситуаций. А место размещения площадки для сбора мусора равноудалено для всех членов СНТ, оборудовано подъездными путями для сбора ТБО региональным оператором, в соответствии с договором, заключенным с ООО «Магнит» (том 1 л.д. 42).

Из пояснений истца следует, что данные документы ему вручены не были. Факт получения им ответа он не оспаривал, пояснив, что до обращения с иском в суд, он приходил в часы работы Правления СНТ «Любитель», однако там было закрыто.

В силу п. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" члены товарищества имеют право знакомиться, и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона, копии:

1) устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц;

2) бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

3) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

5) протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

6) финансово-экономического обоснования размера взносов;

7) иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества.

В соответствии со ст. 21 вышеупомянутого закона ответственным лицом за ведение делопроизводства в товариществе является его председатель…

Протоколы общих собраний членов товарищества подписывает председательствующий на общем собрании членов товарищества…

Протоколы общих собраний членов товарищества, проводимых в форме заочного голосования, подписывает председатель товарищества (ч. 2)...

Протоколы заседаний правления товарищества подписывает председатель товарищества (ч. 3)...

Протоколы, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а также иные документы товарищества хранятся в его делах не менее сорока девяти лет (ч. 6)…

Заверенные копии протоколов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, или заверенные выписки из данных протоколов предоставляются членам товарищества по их требованию или по требованию лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (если в данных протоколах содержится указание на решения, принятые общим собранием членов товарищества по вопросам, предусмотренным пунктами 4 - 6, 21 и 22 статьи части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона), а также органам государственной власти или органам местного самоуправления в случае, если сведения, содержащиеся в таких протоколах, могут быть запрошены данными органами в соответствии с их полномочиями, предусмотренными федеральным законом…

Порядок ведения делопроизводства в товариществе, в том числе порядок передачи документов в связи с переизбранием, отстранением от должности лиц, избранных в органы товарищества, определяется уставом товарищества (ч. 8).

Пунктами 4 -6 Устава СНТ «Любитель» определено, что делопроизводство и хранение документов Товарищества организует правление. Ответственность за ведение делопроизводства и хранение документов Товарищества несет председатель правления. Ведение и хранение финансовых документов осуществляет бухгалтер од контролем председателя правления Товарищества.

В ходе рассмотрения спора по существу судом была назначена и согласована со сторонами дата предоставления ответчиком истцу для ознакомления и изготовления копий документов, указанных в иске.

Как следует из пояснений истца, содержащихся в протоколе судебного заседания по настоящему делу от 19.01.2022, ему 25.12.2021 были представлены ответчиком для ознакомления путем фотографирования: копии письменных заключений ревизионной комиссии СНТ «Любитель» за 2019, 2020 годы; протокол № 13 заседания правления СНТ «Любитель» от 16.06.2019 об избрании исполняющего обязанности СНТ «Любитель» Зверева С.Л.; копия протокола общего собрания членов СНТ «Любитель» за 2019; протоколы заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества СНТ «Любитель» за 2019, и некоторые за 2020. Однако иные документы: бухгалтерская отчетность за 2019, 2020, 2021 годы; копии письменных заключений ревизионной комиссии СНТ «Любитель» за 2021; протоколы заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества СНТ «Любитель за 2021; трудовой договор и договор о полной материальной ответственности между СНТ «Любитель» и Зверевым С.Л.; документы, подтверждающие права СНТ «Любитель» на имущество, отражаемое на его балансе за 2019-2021; акт приема документов на имущество общего пользования и другие материальные ценности, составленный между Зверевым С.Л. и СНТ «Любитель»; финансово-экономическое обоснование размера членских взносов СНТ «Любитель» за 2019-2021; отчет об отслеживании в СНТ «Любитель» норм пожарной безопасности и отчет об отслеживании чистоты территории СНТ «Любитель»; документа, подтверждающий техническое обоснование размещения в июне 2021 железобетонного столба, ему не были представлены.

Относительно документов, которые не были предоставлены истцу для ознакомления, СНТ «Любитель» сообщило либо об их отсутствии в архивах СНТ, либо об отсутствии обязанности СНТ по их предоставлению.

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества, получать от органов товарищества информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества.

Как следует из п. 2 Письма Минфина РФ от 25.10.1996 № 92 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами", садоводческие товарищества представляют бухгалтерскую отчетность в составе Бухгалтерского баланса (форма № 1) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2) один раз в году.

На основании изложенного суд полагает, что ознакомление истца с отчетом об исполнении сметы, что последний не оспаривал, не свидетельствует о предоставлении бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приведенной в законе.

Из п. 4 ст. 11 Федерального закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства…» следует, что плата, взимаемая товариществом за предоставление копий документов, указанных в части 3 настоящей статьи, не может превышать затраты на их изготовление.

Из пояснений стороны ответчика следует, что общим собранием членов СНТ «Любитель» вопрос о размере и порядке взимания платы с членов СНТ за изготовление копий документов товарищества не рассматривался.

Согласно п. 3 ст. 26 Устава СНТ «Любитель», копии протоколов общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства Товарищества, заверенные выписки из данных протоколов предоставляются для ознакомления членам Товарищества по их требованию.

В силу пп. 4 п. 3 ст. 11 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства…», на ответчике лежит обязанность по предоставлению документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе.

Доводы стороны ответчика об отсутствии в архиве СНТ документов подтверждающих права СНТ «Любитель» на имущество, отражаемое на его балансе, по причине того, что они не были переданы предыдущим председателем правления, суд находит несостоятельными, поскольку законом прямо предусмотрено право члена товарищества на ознакомление с указанными документами, кроме того ответчиком не представлено доказательств совершения действий направленных на возврат, истребование или восстановление данных документов.

Также, суд не может принять во внимание доводы стороны ответчика о том, что единственным документом, являющимся финансово-экономическим обоснованием размера членских взносов СНТ за 2019-2021, является решение общего собрания членов СНТ, которое было предоставлено истцу для ознакомления, поскольку законом прямо предусмотрено, что члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать заверенные копии финансово-экономического обоснования размера взносов (пункт 6 части 3 статьи 11 Федерального закона № 217-ФЗ).

Как указал Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики за 2010-2013 годы, с учетом правового регулирования и исключительного права общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения на установление размера членских и иных взносов, необходимо соблюдение со стороны общего собрания принципа равноправия при определении размера членских взносов. При этом размер членских взносов не может быть установлен произвольно, а должен иметь финансовое обоснование.

Как следует из части 8 статьи 14 названного Федерального закона, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества.

Поскольку законом предоставлено членам СНТ альтернативное право на ознакомление с документами товарищества и получение копий документов за плату, суд, учитывая отсутствие возражений со стороны истца на получение истребуемых документов для ознакомления и изготовления их копий самостоятельно, путем фотографирования, а так же положения Устава товарищества, полагает возможным частично удовлетворить исковые требования Путина А.В. и возложить обязанность на СНТ «Любитель» предоставить истцу для ознакомления следующие документы:

бухгалтерскую (финансовую) отчетность СНТ «Любитель» за 2019, 2020 и 2021 годы, а именно: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах;

документы, подтверждающие права СНТ «Любитель» на имущество, отражаемое на его балансе;

финансово-экономического обоснования размера взносов, установленного на 2019-2021 годы.

Относительно исковых требований о возложении обязанности по предоставлению письменных заключений ревизионной комиссии СНТ «Любитель» за 2019, 2020 и 2021 годы, суд отказывает, поскольку, указанные заключения за 2019 и 2020 годы были предоставлены истцу в ходе рассмотрения спора, а из пояснений стороны ответчика следует, что заключение ревизионной комиссии СНТ «Любитель» за 2021 год еще не составлено, так как на момент обращения истца в правление не закончился отчетный 2021 год, что свидетельствует об отсутствии нарушенного права истца на предоставление ему названного документа.

Так же суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении ему документа, подтверждающего назначение Зверева С.Л. на должность и.о. председателя СНТ «Любитель», протоколов общего собрания членов СНТ «Любитель» за 2019, 2020, 2021 годы; протоколов заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества СНТ «Любитель» за 2019, 2020, 2021 годы, поскольку, в ходе рассмотрения спора по существу истцу для ознакомления была предоставлена копия протокола № 13 заседания правления СНТ «Любитель» от 16.06.2019 об избрании Зверева С.Л. исполняющим обязанности СНТ «Любитель»; копии протоколов общего собрания членов СНТ «Любитель» за 2019; копий протоколов заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии СНТ «Любитель» за 2019 и 2020 годы.

Согласно положениям ч. 2 ст. 17 Устава СНТ «Любитель», общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) созывается правлением Товарищества по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Однако, как следует из пояснений стороны ответчика, общие собрания в СНТ в 2020 – 2021 годах не проводились в связи с пандемией. Так же, заседания правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества проводились до пандемии, а в 2021 не проводились, в связи с чем протоколы указанных собраний и заседаний отсутствуют, в связи с чем не могут быть представлены. Приведенные доводы суд считает заслуживающими внимания, в связи с чем не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности представить истцу данные документы.

Суд так же полагает, что не подлежат удовлетворению требования истца о предоставлении ему трудового договора и договора о полной материальной ответственности, заключенных между правлением СНТ «Любитель» и Зверевым С.Л.; акта приема документов на имущество общего пользования и другие материальные ценности, составленного между Зверевым С.Л. и СНТ «Любитель»; отчета об отслеживании в СНТ «Любитель» норм пожарной безопасности; отчета об отслеживании чистоты территории в СНТ «Любитель»; документов, подтверждающих техническое обоснование размещения в июне 2021 железобетонного столба, загораживающего проезд в ворота участка № 2 территории СНТ «Любитель» ввиду следующего.

Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен конкретный перечень документов, копии которых ответчик обязан предоставить истцу, ни федеральным законом, ни Уставом СНТ «Любитель», ни решениями общих собраний не предусмотрена обязанность ответчика по предоставлению иных документов, в том числе, внутренних документов СНТ, не указанных в данной норме права, также в материалах дела отсутствуют доказательства наличия указанных документов в архиве СНТ.

Относительно исковых требований, заключающихся в возложении на СНТ «Любитель» обязанности перенести вкопанный в июне 2021 года железобетонный столб, загораживающий проезд в ворота участка № 2, принадлежащего истцу, на территории СНТ «Любитель» и несанкционированную и пожароопасную свалку, расположенную рядом с участком истца, суд полагает следующее.

Из фотографий, представленных в материалы дела, усматривается, что вдоль границы земельного участка истца, смежной с землями общего пользования, имеется ограждение в виде деревянного забора с деревянными воротами, которые открываются внутрь участка. За воротами, на территории земель общего пользования установлен железобетонный столб ЛЭП.

В обоснование требований истцом представлено заключение специалиста ООО «Бюро судебных экспертиз» № 120/12-2021 от 17.12.2021, из выводов которого следует, что: «Опоры ЛЭП (деревянная и бетонная), установленные рядом с участком № 2 СНТ «Любитель» нарушают требования санитарных норм и правил защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты № 2971-84, так как установлены на расстоянии менее 10 метров от забора участка.

Согласно положениям ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Судом установлено, что "Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23.02.1984 № 2971-84) утратили свою силу в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.12.2017 № 156 "Об отмене отдельных санитарных правил и гигиенических требований".

Согласно п. 6.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ), устанавливаются санитарные разрывы - территория вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м.

Для вновь проектируемых ВЛ, а также зданий и сооружений допускается принимать границы санитарных разрывов вдоль трассы ВЛ с горизонтальным расположением проводов и без средств снижения напряженности электрического поля по обе стороны от нее на следующих расстояниях от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном ВЛ: - 20 м. - для ВЛ напряжением 330 кВ.; - 30 м. - для ВЛ напряжением 500 кВ.; - 40 м. - для ВЛ напряжением 750 кВ.; - 55 м. - для ВЛ напряжением 1150 кВ.

При вводе объекта в эксплуатацию и в процессе эксплуатации санитарный разрыв должен быть скорректирован по результатам инструментальных измерений.

Из представленного стороной ответчика акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № 600703/16 от 19.08.2016 и пояснений представителя АО «Омскэлектро» следует, что электроустановка Вл-10кв от контактов присоединения к отп.опоре № 5 ф.1402 до КТП-8104 (АС-35, 80 м.), ОП-498 КТП-8104-10/0,4 кв (тр-р 400 кВА) находится на балансе СНТ «Любитель» (том 1 л.д. 136).

Из представленного паспорта воздушной линии электропередачи следует, что мощность напряжения линии составляет 0,4 кВ. (том 1 л.д. 105-106).

Согласно акту, составленному комиссией СНТ «Любитель» от 21.12.2021, въезд на территорию земельного участка , принадлежащего Путину А.В., расположенного в границах СНТ «Любитель», является беспрепятственным, так как ворота открываются внутрь, в направлении земельного участка расстояние между опорой въездных ворот и железобетонной опорой линии электропередачи 0,4 кВ., обеспечивающей подачу электроэнергии на участки СНТ, составляет 2,9 м. (том 1 л.д. 122).

Таким образом, суд приходит к выводу, что регламентирующим фактором при решении вопроса о наличии угрозы для населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи, является мощность напряжения ЛЭП. В прямой зависимости от него находится расстояние, на котором может быть возведен дачный дом. Откуда следует, что спорные ЛЭП мощностью напряжения 0,4 кВ. не подпадают под действие вышеуказанных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". Пункт 2 Правил, определяет, что в охранных зонах, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

Как следует из п. 5, 6 указанных правил, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Согласно п. «а» Требований, к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, являющихся приложением к вышеуказанным Правилам, охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении, для ЛЭП мощностью напряжения до 1 кВ. устанавливаются на расстоянии 2 м. (для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий).

Положениями пп. «б» п. 8 Правил определено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

Как следует из п. 10 указанных Правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Из представленного стороной ответчика заключения кадастрового инженера Астаховой А.В. следует, что границы земельного участка СНТ «Любитель» с кадастровым номером которые определены в ЕГРН, и фактические границы земельных участков установлены не в соответствии со сведениями ЕГРН. Местоположение фактического ограждения части земельного участка смещено на территорию земельного участка № 2 в СНТ «Любитель». Кроме того указано, что две опоры ЛЭП (столбы) расположены на землях общего пользования территории СНТ «Любитель» (том 1 л.д. 139-142).

На основании пунктов 1, 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" на основании статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что нарушается его право собственности или законное владение, или что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

В соответствии с пунктом 6.2 СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан" индивидуальные садовые участки должны быть огорожены, ограждения с целью минимального затенения территории соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые высотой 1,5 м, по решению общего собрания допускается устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов.

Из пояснений председателя правления СНТ, следует, что опорный столб ЛЭП был установлен в непосредственности близости с ранее имевшимся столбом ЛЭП, который пришел в аварийное состояние и требовал замены, что не оспаривалось истцом.

Представленной в материалы дела копией протокола № 19 заседания правления СНТ «Любитель» от 19.10.2019, подтверждается, что правлением принято решение о выделении денежных средств для укрепления аварийных опор электросетей (том 1 л.д. 179-181).

Кроме того, истец не отрицал, что самостоятельно возводил деревянный забор по периметру своего земельного участка по границам старого ограждения, а предыдущий столб ЛЭП был в аварийном состоянии и буквально заваливался на забор истца.

Доводы стороны истца о том, что железобетонный столб загораживает проезд на территорию его участка, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждены.

Напротив, актом, составленным комиссией СНТ, подтверждается, что расстояние от столба опоры ворот до установленного железобетонного столба опоры ЛЭП составляет 2,9 м., что является значительно больше ширины стандартного легкового и даже грузового транспорта.

Доказательств нарушения прав истца установкой такого опорного столба ЛЭП вблизи створа его ворот не представлено. Само по себе размещение за забором столба (опоры линии электропередачи), без представления доказательств создания ответчиком препятствий в пользовании истцу своим земельным участком, а именно, препятствий во въезде транспортного средства в ворота, суду не представлено.

Приведенные пояснения не дают суду оснований для принятия решения о применении такой крайней и исключительной меры, как снос столба опоры ЛЭП, фактически представляющей собой принудительное уничтожение имущества СНТ.

В обоснование исковых требований о сносе несанкционированной свалки истцом представлено заключение специалиста ООО «Бюро судебных экспертиз» № 119/12-2021 от 17.12.2021, согласно выводам которого: «На территории СНТ «Любитель» имеются признаки несанкционированной свалки отходов, что является нарушением Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Также на территории СНТ «Любитель» не соблюдены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" и положений Свода правил (СП 53.13330.2011) «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что 07.05.2021 Путин А.В. обращался к и.о. председателя правления СНТ «Любитель» Звереву С.Л. с письменным заявлением о перемещении трех контейнеров для мусора с территории, расположенной вблизи его земельного участка, по причине пожароопасной ситуации и возникновения пожара 06.05.2021 (том 1 л.д. 43).

Как следует из протокола заседания Правления СНТ «Любитель» от 11.04.2020, в связи с многочисленными жалобами садоводов на несоответствие места расположения двух контейнеров для мусора, предъявляемым к ним нормам и их переносе, правлением принято решение о размещении контейнерной площадки на территории СНТ в месте, расположенном между существующей электроподстанцией СНТ и границами садовых участков № 1 и № 2, на расстоянии, не ближе 20 метров от границ данных участков, не препятствующем свободному проезду автотранспорта на Восточную аллею, позволяющем беспрепятственно осуществлять погрузку мусорных контейнеров и разворот специализированного автотранспорта.

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № 1/206 от 19.06.2020 СНТ «Любитель» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000,00 руб. Основанием привлечения к ответственности явилось нарушение п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, заключавшееся в том, что по информации ООО «Магнит», поступившей 15.04.2020, СНТ «Любитель» не заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Кроме того, в материалы дела по запросу суда представлены материалы проверок Управления Роспотребнадзора Омской области по факту обращения граждан-садоводов СНТ «Любитель» о размещении необорудованной свалки мусора в СНТ.

Согласно информации ООО «Магнит», представленной на запрос суда, заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО от СНТ «Любитель» поступила в адрес Регионального оператора 16.05.2020. В результате рассмотрения заявления СНТ был сформирован и подписан договор № РГ0017372/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.07.2020.

В соответствии с п. 1.1. договора, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре (Приложение № 1) и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с действующим законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать эти услуги. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2020. Согласно Приложению № 1 к договору, место накопления ТКО определено как Пушкинский тракт, СНТ «Любитель», г. Омск.

Как следует из п. 3 Приказа Росприроднадзора от 02.02.2021 № 31 "Об утверждении Методологии расчета показателя "Количество несанкционированных свалок отходов", несанкционированная свалка отходов - территория, используемая для размещения отходов производства и потребления, в том числе, твердых коммунальных отходов, но не предназначенная для размещения отходов, и (или) объект размещения отходов, не обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов и (или) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов производства и потребления на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров.

Согласно положениям ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Как установлено судом и следует из пояснений стороны ответчика, в целях исполнения требований действующего законодательства СНТ «Любитель» по решению правления СНТ размещены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на землях общего пользования садоводческого товарищества в месте, расположенном между электроподстанцией СНТ и границами садовых участков № 1 и № 2, на расстоянии, не ближе 20 метров от границ данных участков, в месте, наиболее отвечающем предъявляемым нормам.

Согласно акту от 05.12.2021, составленному комиссией СНТ «Любитель», по состоянию на указанную дату место размещения ТКО на территории СНТ удалено от земельного участка на 20 метров (том 1 л.д. 101). Указанное обстоятельство истцом не оспаривалось.

Как следует из пункта 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Постановления).

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Из пункта 12 названного постановления следует, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 5 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления

Из пункта 9 СанПиН 2.1.3684-21 следует, что при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

В соответствии с п. 5.10 "СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)", на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м., иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м. от границ участков.

Судом установлено, и не оспаривалось ответчиком, что фотографии площадки для мусора №№ 1 - 4, представленные для исследования специалисту ООО «Бюро судебных экспертиз», были изготовлены в более ранний период. Снимок № 5, сделанный специалистом при осмотре места сбора ТКО при проведении обследования в декабре 2021 года, свидетельствует о том, что на территории СНТ, на бетонных плитах расположено три контейнера для сбора мусора, в которых помещены ТКО. Вокруг контейнеров мусор отсутствует, площадка чистая.

Место размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Любитель» определено в соответствии с решением Правления СНТ, соответствует требованиям, предъявляемым СП 53.13330.2019, поскольку расстояние до земельного участка , принадлежащего Путину А.В. составляет 20 метров.

Таким образом, площадка для сбора ТКО, размещенная на территории СНТ «Любитель» не имеет признаков несанкционированной свалки мусора, ее местоположение не противоречит требованиям, предъявляемым к размещению подобных объектов.

Доводы истца о том, что указанное место сбора ТКО не соответствует требованиям, предъявляемым к контейнерным площадкам для сбора мусора, поскольку не имеет асфальтового покрытия для подъезда специализированного транспорта, не огорожено и т.д. не могут быть приняты во внимание, поскольку им заявлены требования о возложении обязанности на СНТ «Любитель» убрать (демонтировать, перенести) свалку (место сбора ТКО), расположенную вблизи его участка, а не привести ее в соответствие с действующими нормами законодательства.

Суд, в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным истцом требованиям. В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ у суда не имеется оснований входить в обсуждение вопросов, которые не являлись предметом спора.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав истца на благоприятную окружающую среду в связи с размещением контейнерной площадки для сбора мусора на территории СНТ «Любитель», в связи с чем не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на СНТ «Любитель» убрать (демонтировать, перенести) площадку для сбора ТКО.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Путина Андрея Владимировича к СНТ «Любитель» удовлетворить частично.

Обязать СНТ «Любитель» предоставить Путину Андрею Владимировичу для ознакомления следующие документы:

1) бухгалтерскую (финансовую) отчетность СНТ «Любитель» за 2019, 2020 и 2021 годы, а именно: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах;

2) документы, подтверждающие права СНТ «Любитель» на имущество, отражаемое на его балансе;

3) финансово-экономического обоснования размера взносов, установленного на 2019-2021 годы.

В удовлетворении остальной части исковых требований Путина Андрея Владимировича к СНТ «Любитель» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.Б. Бузуртанова

Мотивированное решение составлено 29.03.2022