ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 550011-01-2020-000462-52 от 08.07.2022 Горьковского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-339/2022

УИД № 55RS0011-01-2020-000462-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием при организации и подготовке судебного разбирательства помощника судьи Тытюк Е.А., прокурора Тарандушка И.В., рассмотрев 8 июля 2022 года в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское Омской области административное дело по административному иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области об устранении нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области об устранении нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В обоснование иска прокурором со ссылкой на нормы Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (Далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), указано о том, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области не утверждена, соответственно не размещена на официальном сайте сельского поселения, программа профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в сфере муниципального контроля на 2022 год, а так же на официальном сайте поселения отсутствует информация, предусмотренная п. 6 ч. 1 ст. 13, п. 8 ч. 1 ст. 13, пп. А, Б, В п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8 - ФЗ. В связи с наличием указанных нарушений действующих требований закона, прокурор, в соответствии со ст. 39 КАС РФ, просил признать незаконным бездействие и обязать администрацию сельского поселения устранить нарушения закона.

Участвовавший в судебном заседании прокурор Тарандушка И.В. исковые требования поддержал по заявленным в иске основаниям.

Представитель администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения заявленных требований, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, не оспаривал фактические обстоятельства дела, изложенные в иске прокурора.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, судья приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем административного ответчика, что информация о деятельности администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области размещается на сайте www.gork.omskportal.ru (вкладка «Краснополянское сельское поселение»).

В ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что на официальном сайте www.gork.omskportal.ru (вкладка «Краснополянское сельское поселение»), в том числе во вкладках «официальные выступления», «кадровое обеспечение», «обращения граждан», информация, предусмотренная п. 6 ч. 1 ст. 13, п. 8 ч. 1 ст. 13, пп. А, Б, В п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8 - ФЗ, не размещена соответствующая информация. Не утверждена и не размещена на официальном сайте программа профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в сфере муниципального контроля на 2022 год. По факту выявленных нарушений федерального законодательства прокурором района главе поселения были внесены представления 11.02.2022 г и 23.03.2022 г об устранении нарушений закона, которые, исходя из материалов дела, оставлены без удовлетворения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основным принципом обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу ч. 2.1 ст. 7 Федерального закона № 8-ФЗ общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 8-ФЗ пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Часть 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ устанавливает, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Подпунктами «а», «б», «в» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в пп. "а" п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; в) обзоры обращений лиц, указанных в пп. "а" п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: а) порядок поступления граждан на муниципальную службу; б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; е) перечень образовательных организаций, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных организаций, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных организациях.

Кроме того, согласно положениям ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе, являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Согласно ч. 4. ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к организации и осуществлению органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 утверждены общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - Общие требования).

На основании п. 3 Общих требований программа профилактики нарушений - документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, рассчитанный на реализацию в течение календарного года. Разработка программы профилактики нарушений осуществляется в соответствии с данным документом и актами об организации профилактической работы.

Согласно п. 4 Общих требований в соответствии с актами об организации профилактической работы программа профилактики нарушений может утверждаться как единый программный документ органа муниципального контроля либо как совокупность подпрограмм профилактики нарушений по одному или нескольким видам муниципального контроля.

В соответствии с п. 5 Общих требований программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.

На основании п. 12 Общих требований при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети "Интернет" создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.

Анализ данных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что размещение на официальном сайте сети «Интернет» информации, предусмотренной п. 6 ч. 1 ст. 13, п. 8 ч. 1 ст. 13, «а», «б», «в» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ и программы профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в сфере муниципального контроля, является обязательным.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор Горьковского района Омской области законно и обоснованно предъявил административный иск в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области с указанными требованиями.

В силу описанных выше обстоятельств настоящего дела и положений указанных норм законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к однозначному выводу о том, что, бездействие администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области влечет нарушения законодательства в области обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Разрешая в соответствии со ст. 114 КАС РФ вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области в части непринятия мер к утверждению программы профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в сфере муниципального контроля на 2022 год, а также к размещению на официальном сайте предусмотренной федеральным законодательством информации.

Обязать администрацию Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области утвердить программу профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в сфере муниципального контроля на 2022 год и разместить ее на официальном сайте; разместить на официальном сайте информацию, предусмотреннуюп. 6 ч. 1 ст. 13, п. 8 ч. 1 ст. 13, «а», «б», «в» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционных жалобы или представления через Горьковский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Лобов

Мотивированное решение по делу изготовлено 14.07.2022