Дело № 2-297/2020
УИД № 55RS0030-01-2019-000410-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Русско-Полянский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Наумченко О.Н.,
при секретаре Кох Е.О.,
рассмотрев 03 сентября 2020 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна Омской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе муниципального образования, к администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Муниципальному унитарному предприятию «Тепловик» о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с названными требованиями, в обоснование указав, что ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории Русско-Полянского муниципального района имеется объект топливно-энергетического комплекса - Центральная котельная «МУП Тепловик», расположенная по адресу<адрес>, относящаяся к низкой категории потенциальной опасности.
Указанная котельная принадлежит на праве собственности администрации Русско-Полянского муниципального района, которая согласно постановлению главы Русско-Полянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-п передана в хозяйственное ведение МУП «Тепловик».
Проведенной проверкой соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса установлено, что в нарушение п. 23 Правил анализ уязвимости центральной котельной МУП «Тепловик» не проведен.
Актуализация паспорта безопасности, как предусмотрено п. 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 460, не проведена.
В нарушение пп. б п. 7 Приложения № Правил на центральной котельной МУП «Тепловик» отсутствует стационарная кнопка для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели.
Также установлено, что центральная котельная МУП «Тепловик» не обеспечена охраной персоналом физической защиты.
Помимо этого установлено, что основное ограждение территории центральной котельной МУП «Тепловик» не соответствует требованиям Правил, не установлено дополнительное ограждение территории котельной.
В нарушение п. 71 Правил по периметру территории котельной не оборудована запретная зона.
Также по периметру территории центральной котельной МУП «Тепловик» не установлены предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что на территории центральной котельной МУП «Тепловик» отсутствуют контрольно-пропускной пункт для прохода людей, средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, средства и системы оповещения.
Выявленные нарушения отражены в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным старшим инспектором Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области. Согласно данному предписанию МУП «Тепловик» обязано было устранить выявленные нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, однако по результатам проведения внеплановой выездной проверки установлено, что данные нарушения не устранены, в связи с чем МУП «Тепловик» выдано повторное предписание об устранении вышеуказанных нарушений. Однако до настоящего времени мер к устранению выявленных нарушений не предпринимается.
Просил обязать МУП «Тепловик» и администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области:
- провести анализ уязвимости центральной котельной МУП «Тепловик»;
- провести актуализацию паспорта безопасности центральной котельной МУП «Тепловик»;
- установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели;
- обеспечить центральную котельную МУП «Тепловик» охраной персоналом физической защиты;
- привести основное ограждение территории центральной котельной МУП «Тепловик» в соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№;
- установить дополнительное ограждение территории центральной котельной МУП «Тепловик»;
- оборудовать запретную зону по периметру центральной котельной МУП «Тепловик»;
- установить по периметру территории центральной котельной МУП «Тепловик» предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки;
- обеспечить наличие на территории центральной котельной МУП «Тепловик» контрольно-пропускного пункта для прохода людей, средств обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, средств и систем оповещения.
Представитель истца помощник прокурора Скрябикова А.А.. в судебном заседании исковые требования уточнила с учетом представленных ответной стороной документов, просила обязать муниципальное унитарное предприятие «Тепловик»:
- провести анализ уязвимости центральной котельной МУП «Тепловик»;
- провести актуализацию паспорта безопасности центральной котельной МУП «Тепловик»;
- установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели;
- обеспечить центральную котельную МУП «Тепловик» охраной персоналом физической защиты;
- установить по периметру территории центральной котельной МУП «Тепловик» предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки;
Обязать администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области:
- привести основное ограждение территории центральной котельной МУП «Тепловик» в соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458;
- установить дополнительное ограждение территории центральной котельной МУП «Тепловик»;
- оборудовать запретную зону по периметру центральной котельной МУП «Тепловик»;
- обеспечить наличие на территории центральной котельной МУП «Тепловик» контрольно-пропускного пункта для прохода людей, средств обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, средств и систем оповещения.
Представитель ответчика МУП «Тепловик» ФИО4 надлежаще извещенный в судебном заседании участия не принимал.
Представитель ответчика администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, ФИО1, уточненные исковые требования не признал суду пояснил, что для выполнения поименнованных в просительной части требований необходимо провести актуализацию паспорта объекта и подтвердить необходимость выполнения требований в соответствии с присвоенной категорией центральной котельной. Просил отказать в удовлетворении требований прокурора.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к мнению о необходимости удовлетворения требований по следующим основаниям.
Статья 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35 - ФЗ) предусматривает, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму и т.д.
Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256 - ФЗ) установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации. Под обеспечением антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Часть 1 статья 7 Федерального закона № 256 - ФЗ предусматривает, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной конкретной категории опасности объектов.
В соответствии с п. 23 Правил необходимо проводить анализ уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса в целом, выявлять уязвимые места, потенциально опасные участки и критические элементы, а также оценивать эффективность существующей системы физической защиты объекта путем его обследования комиссией, формируемой субъектом топливно-энергетического комплекса.
П. 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 460 предусмотрено, что актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении:
а) основного вида деятельности объекта;
б) общей площади и периметра территории объекта;
в) количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте;
г) моделей нарушителей в отношении объекта;
д) базовых угроз для критических элементов объекта;
е) компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
Согласно пп. б п. 7 Приложения № 1 Правил на объектах топливно-энергетического комплекса, относящихся к низкой категорией опасности, необходимо наличие стационарной кнопки для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели.
Согласно п. 3 Правил обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, категорирования объектов, разработки и реализации мер по созданию системы физической защиты.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 256 - ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:
1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;
2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
Согласно Правилам у объектов топливно-энергетического комплекса должно быть основное ограждение, которое является стационарным капитальным сооружением, предназначенным для: а) затруднения или исключения несанкционированного прохода людей, въезда транспорта на объект; б) задержки проникновения нарушителя (в том числе с использованием автомобильного транспорта) на объект на время, достаточное для реагирования персонала физической защиты, а также дополнительное ограждение, которое устанавливается вверху (должно быть просматриваемым) и (или) внизу основного ограждения для увеличения его задерживающих свойств и размещения дополнительных периметральных средств обнаружения, усиливающих сигнализационное блокирование соответственно перелаза и (или) подкопа.
В соответствии с п. 71 Правил запретная зона, где отсутствуют какие-либо строения, сооружения и растительность (деревья, кустарники, трава и др.), оборудуется в 6 метрах от ограждения объекта с внутренней стороны.
Для обозначения границ зон охраны, запретных зон и предупреждения о запрещении прохода используются предупредительные разграничительные знаки, в том числе для обозначения границ между постами. Они изготавливаются из листового металла или композиционного материала, надписи делаются на русском языке.
Согласно п. 104 Правил для предупреждения о запрещении прохода в запретную зону по линии ее ограждения устанавливаются предупредительные знаки с надписями "Запретная зона! Проход (проезд) запрещен (закрыт)", "Внимание! Охраняемая территория". Надписи делаются на русском языке, а при необходимости на русском и соответствующем национальном языке.
П.п. 105-107 Правил определено, что предупредительные знаки устанавливаются по внутреннему ограждению запретной зоны на расстоянии не более 50 метров друг от друга с использованием имеющихся опор ограждения или отдельных столбов и обязательно на изгибах (углах) запретной зоны, калитках и воротах в запретные зоны.
Для обозначения границ участков постов в запретной зоне применяются разграничительные знаки, которые нумеруются и последовательно устанавливаются в запретной зоне на деревянных, железобетонных, металлических опорах таким образом, чтобы хорошо были видны нарядам и не просматривались посторонними лицами с внешней стороны запретной зоны.
Для указания местонахождения пожарных водоемов, огнетушителей, кранов, гидрантов, пунктов извещения о пожаре на границах участков технических средств обнаружения в запретной зоне устанавливаются специальные знаки, которые изготавливаются и устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации о техническом регулировании
Согласно п. 109 Правил объект топливно-энергетического комплекса оборудуется контрольно-пропускными пунктами, предназначенными для осуществления пропускного режима на охраняемой территории.
В соответствии с пп. а п. 3 Приложения № 1 к Правилам на объектах топливно-энергетического комплекса, относящихся к низкой категории опасности, должны быть контрольно-пропускные пункты для прохода людей.
Пп. б п. 3 Приложения № 1 к Правилам установлено, что на объектах топливно-энергетического комплекса, относящихся к низкой категории опасности, необходимо наличие технических средств обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ.
Согласно п.п. 259-264 Правил на объектах топливно-энергетического комплекса необходимо наличие средств и систем оповещения.
Судом установлено на территории Русско-Полянского муниципального района имеется объект топливно-энергетического комплекса - Центральная котельная «МУП Тепловик», расположенная по адресу: <адрес> относящаяся к низкой категории потенциальной опасности.
Указанная котельная принадлежит на праве собственности администрации Русско-Полянского муниципального района, которая согласно постановлению главы Русско-Полянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-п передана в хозяйственное ведение МУП «Тепловик».
Проведенной проверкой соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса установлено, что в нарушение п. 23 Правил анализ уязвимости центральной котельной МУП «Тепловик» не проведен.
Актуализация паспорта безопасности, как предусмотрено п. 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 460, не проведена.
В нарушение пп. б п. 7 Приложения № Правил на центральной котельной МУП «Тепловик» отсутствует стационарная кнопка для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели.
Также установлено, что центральная котельная МУП «Тепловик» не обеспечена охраной персоналом физической защиты.
Помимо этого установлено, что основное ограждение территории центральной котельной МУП «Тепловик» не соответствует требованиям Правил, не установлено дополнительное ограждение территории котельной.
В нарушение п. 71 Правил по периметру территории котельной не оборудована запретная зона.
Также по периметру территории центральной котельной МУП «Тепловик» не установлены предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что на территории центральной котельной МУП «Тепловик» отсутствуют контрольно-пропускной пункт для прохода людей, средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, средства и системы оповещения.
Выявленные нарушения отражены в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным старшим инспектором Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области. Согласно данному предписанию МУП «Тепловик» обязано было устранить выявленные нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, однако по результатам проведения внеплановой выездной проверки установлено, что данные нарушения не устранены, в связи с чем МУП «Тепловик» выдано повторное предписание об устранении вышеуказанных нарушений. Однако до настоящего времени мер к устранению выявленных нарушений не предпринимается, указанные предписания ответчиками не обжалованы.
Из положений п. 1.6 Устава МУП «Тепловик» следует, что учредителем учреждения является Русско-Полянский муниципальный район.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора, поскольку законодателем ответчики уполномочены соблюдать требования законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со ст. 204 ГК РФ суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда.
Суд считает необходимым с учётом требований разумности, длительности процедуры установить ответчикам срок для исполнения возложенных обязанностей до 31.12.2021 года.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Русско-Полянского района Омской области удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Тепловик» в срок до 31.12.2021:
- провести анализ уязвимости центральной котельной МУП «Тепловик»;
-провести актуализацию паспорта безопасности центральной котельной МУП «Тепловик»;
- установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели;
- обеспечить центральную котельную МУП «Тепловик» охраной персоналом физической защиты;
- установить по периметру территории центральной котельной МУП «Тепловик» предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки.
Обязать администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области в срок до 31.12.2021
- привести основное ограждение территории центральной котельной МУП «Тепловик» в соответствии с требованиями Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458;
- установить дополнительное ограждение территории центральной котельной МУП «Тепловик»;
- оборудовать запретную зону по периметру центральной котельной МУП «Тепловик»;
- обеспечить наличие на территории центральной котельной МУП «Тепловик» контрольно-пропускного пункта для прохода людей, средств обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, средств и систем оповещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н. Наумченко
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2020 года.