РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 07.04.2021
Свердловский районный суд г. Белгорода в составе
председательствующего судьи Горбач И.Ю.,
при секретаре Голубчиковой Ю.П.,
с участием истца, представителей Управления Роспотребнадзора по Белгородской области – Алексеевой О.А., Зиенко В.С., представителя ответчика – Стребкова А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в защиту прав и интересов потребителя Куценко М.Ю. к ООО «МВМ» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 02:25 Куценко М.Ю. в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ» оформил заказ № на покупку телевизора № (витринный образец) по цене 11 190 руб. с самовывозом по адресу: <адрес>, дата готовности указана ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 09:57 заказ № отменен ответчиком, в связи с отсутствием товара на складе.
Требование Куценко М.Ю. о продаже товара по цене указанной в заказе № в претензионном порядке оставлены без удовлетворения.
Отказ продавца в удовлетворении претензии письменно мотивирован положениями п.п. 3.3 и 4.2 публичной оферты.
Указывая на то, ООО «МВМ» отказалось передать Куценко М.Ю. приобретенный им дистанционным способом товар по цене, предложенной продавцом, истец с учетом уточнения требований в судебном заседании просит: признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» в части нераспространения правил о дистанционном способе продажи товаров на самовывоз из магазина забронированного без предварительной оплаты товара, изложенных в п. 3.3 Правил продажи товаров для физических лиц в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ» и в части права продавца изменять цену товара после заключения договора в любое время без предварительного уведомления, установленное п. 4.2 Правил продажи товаров для физически лиц в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ» недействительными; возложить на ООО «МВМ» обязанность передать Куценко М.Ю. по заказу телевизор № (витринный образец) по цене 11 190 руб.; взыскать с ответчика в пользу Куценко М.Ю. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф.
В обоснование заявленного иска Куценко М.Ю. указал, что договор купли-продажи заключен дистанционным способом с момента получения ответчиком сведений о заказе, с которого у него возникает обязанность по передаче товара потребителю по цене, установленной договором. Право продавца на изменение цены на товар после заключения договора, установленное ООО «МВМ» пунктом 4.2 Правил продажи товаров для физических лиц в интернет-магазине «Эльдорадо» не соответствует ст. ст. 310, 424 ГК РФ, п.п. 12, 18,19 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 612. Таким образом, оформив в интернет-магазине заказ, Куценко М.Ю. принял оферту ООО «МВМ», содержащую условия, ущемляющие права потребителя, установленные действующим законодательством.
В судебном заседании Куценко М.Ю., представители Управления Роспотребнадзора по Белгородской области, ссылаясь на то, что исковое заявление подано только в интересах Куценко М.Ю., уточнили требования указав, что просят признать недействительным условие договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» о нераспространении правил о дистанционном способе продажи товаров на самовывоз из магазина забронированного без предварительной оплаты товара, о праве продавца изменять цену товары после заключения договора в любое время без предварительного уведомления изложенные в п. 3.3, 4.2 Правил продажи товаров для физических лиц в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ».
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика просил в иске отказать, поскольку условия публичной оферты ООО «МВМ», изложенные в п. п. 3.3, 3.6, 4.1, 4.2, 4.4, 4.5 устанавливают, что договор купли-продажи считается заключенным с момента оплаты покупателем заказанных товаров. При оплате товаров потребителем в пункте самовывоза или офисе продаж и обслуживания на отношения покупателя и продавца распространяются нормы о розничной купле-продаже товаров и не распространяются правила и нормы о дистанционной продаже товара.
При этом указано, что в настоящее время спорный телевизор в наличии отсутствует, в связи с чем, реальной возможности его приобретения не имеется.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи является публичным договором.
На основании пункта 1 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия уговора розничной купли-продажи.
В силу пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
В соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Согласно пункту 12 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 612 (в редакции действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой если оно достаточно определенно и содержит все существенные условия договора. Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
В соответствии с пунктом 18 Правил продажи товаров дистанционным способом, обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор.
Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
В соответствии с пунктом 23 Правил продажи товаров дистанционным способом, продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм следует, что договор розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи товара считается заключенным с момента получения продавцом, направившим публичную оферту, сообщения от покупателя о намерении приобрести товар, что порождает обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 02 час. 25 мин. Куценко М.Ю. в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ» оформил заказ № на покупку телевизора № (витринный образец) по цене 11 190 руб. с самовывозом по адресу: <адрес>, дата готовности указана ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ в 09:57 заказ № отменен ответчиком, в связи с отсутствием товара на складе (л.д. <данные изъяты>).
Видеозаписью выполненной истцом ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что телевизор № был в продаже по иной цене, в магазине имелся витринный образец данного телевизора.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в интернет-магазине размещена информация о продаже телевизора № (витринный образец) за 36 190 руб. Истец оформил заказ №, ему предложено забрать заказ по адресу: <адрес> (л.д.<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ заказ № отменен в связи с окончанием срока хранения (л.д. <данные изъяты>).
Согласно информации размещенной на официальном сайте в интернет-магазине «Эльдорадо» на ДД.ММ.ГГГГ телевизор № имеется в наличии (последний образец) за 52 495 руб. (л.д. <данные изъяты>).
Истцом в подтверждение доводов о заключении договора купли-продажи дистанционным способом представлены распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы магазина «Эльдорадо», с которой сделана распечатка.
Ссылки ответчика на то, что представленные распечатки не отвечают требованиям ст. 71 ГПК РФ отклоняются.
В подтверждение своих доводов истцом представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Указанные распечатки с интернет-магазина, имеют указание адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Данные распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (ст. 67 ГПК РФ).
Стоит отметить, что с учетом доводов ответчика, судом предлагалось представить доказательства продажи витринного образца, невозможности заключения договора ДД.ММ.ГГГГ, а также доказательства подтверждающие, что на момент рассмотрения спора у ответчика отсутствуют витринные образцы, в подтверждение доводов о невозможности исполнения решения суда. Доказательства того, что представленные истцом распечатки не относятся к интернет-магазину ответчика, последним в подтверждение своей позиции не представлено.
В силу ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований так и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применив к установленным обстоятельствам дела ст. ст. 492, 426, 494, 497, 433 ГК РФ, п. п. 12, 18, 20, 23 Правил продажи товаров дистанционным способом, (в редакции действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), суд приходит к выводу, что объяснения истца подтверждаются представленными доказательствами, и исходит из того, что ДД.ММ.ГГГГ между Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» заключен договор дистанционной купли продажи, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ» имелась оферта о продаже телевизора № (витринный образец) по цене 11 190 руб., которая ДД.ММ.ГГГГ акцептована покупателем, заказ №, передан на исполнение в 02 час. 25 мин. Договор купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ между Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» считается заключенным с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Факт наличия телевизора № (витринный образец) в продаже на ДД.ММ.ГГГГ подтверждается представленными истцом распечатками с сайта интернет-магазина выполненными ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 26 мин., согласно которым товар имелся в продаже в указанном магазине по иной цене.
Таким образом, отказ продавца продать товар противоречит требованиям ст. 426 ГК РФ, п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом, предусматривающим обязанность продавца заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ между Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» заключен договор дистанционной купли-продажи телевизора № (витринный образец) по цене 11 190 руб., в соответствии с п. п. 8, 18, 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, ст. 26.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 424 ГК РФ у продавца возникает обязанность передать товар по цене указанной в предложении, что является основанием для удовлетворения требований истца и возложения на ООО «МВМ» обязанности передать Куценко М.Ю. телевизор № (витринный образец) по цене 11 190 руб.
Ссылки продавца на отсутствие витринных образцов в продаже, невозможности исполнить решение суда, не подтверждены доказательствами.
С учетом уточнения требований истец просил признать недействительными условия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» о нераспространении правил о дистанционном способе продажи товаров на самовывоз из магазина забронированного без предварительной оплаты товара, а также о праве продавца изменять цену товары после заключения договора в любое время без предварительного уведомления, установленные п.п. 3.3, 4.2 Правил продажи товаров для физически лиц в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ».
Согласно п. 3.3 Правил продажи товаров для физических лиц в интернет-магазине «Эльдорадо» при выборе опции самовывоз из магазина, покупатель резервирует товар по цене, указанной на сайте интернет-магазина «Эльдорадо» на момент оформления заказа, с возможностью выбора предварительной оплаты товара (оплата online), или оплаты товара после его осмотра в пункте самовывоза.
На самовывоз из магазина забронированного без предварительной оплаты товара не распространяются правила о дистанционном способе продажи товара.
Пунктом 4.2 установлено, что продавец вправе изменять цены на товары в любое время без предварительного уведомления. По подтвержденным заказам цена на товар изменению не подлежит.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В п. 1 ст. 168 ГК РФ закреплено, что за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Продажа товаров дистанционным способом, что продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (абзац 4 п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом).
Анализ изложенных выше п.п. 1, 12, 18, 20 Правил продажи товаров дистанционным способом (в редакции действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), позволяет сделать вывод, что правила, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг и предусматривают, что договор розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи товара считается заключенным с момента получения продавцом, направившим публичную оферту, сообщения от покупателя о намерении приобрести товар.
Согласно 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, законодателем в целях защиты прав потребителей как экономически слабой стороны в договоре, введены дополнительные механизмы правовой защиты, в том числе в вопросе заключения договора дистанционным способом с момента получения продавцом сообщения покупателя о намерении приобрести товар.
Таким образом, положения договора купли-продажи товара от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» содержащиеся п. п. 3.3, 4.2 оферты ущемляют установленные законом права потребителя, что является основанием для удовлетворения требований истица и признания условий договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» изложенных в п. п. 3.3, 4.2 Правил продажи товаров для физических лиц в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ» недействительным.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Учитывая степень нравственных страданий истица, связанных с нарушением прав потребителя, выразившихся в отказе в передаче товара по заключенному договору, требования разумности и справедливости, с учетом всех обстоятельств дела, суд признает обоснованными доводы ответчика о завышенном размере компенсации морального вреда. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 3 000 руб.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).
В претензионном порядке требования истца оставлены без удовлетворения, что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с ответчика в пользу истица подлежит взысканию штраф в размере 1 500 руб. (3000/2). Оснований для снижения штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ не имеется.
Ввиду освобождения истца в силу закона от уплаты государственной пошлины за подачу иска, такая пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК, пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика. На основании п. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход муниципального образования <адрес> 600 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> в защиту прав и интересов потребителя Куценко М.Ю. к ООО «МВМ» о защите прав потребителя удовлетворить в части.
Признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный дистанционным способом между Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» в части нераспространения правил о дистанционном способе продажи товаров на самовывоз из магазина, забронированного без предварительной оплаты товара, изложенного в п. 3.3 Правил продажи товаров для физических лиц в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ.
Признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный дистанционным способом между Куценко М.Ю. и ООО «МВМ» в части п.4.2 Правил продажи товаров для физических лиц в интернет-магазине «Эльдорадо» ООО «МВМ предусматривающего право продавца изменять цены на товары в любое время без предварительного уведомления.
Возложить на ООО «МВМ» обязанность передать Куценко М.Ю. телевизор № (витринный образец) по цене 11 190 руб.
Взыскать с ООО «МВМ» в пользу Куценко М.Ю. компенсацию морального вреда - 3 000 руб., штраф – 1500 руб.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с ООО «МВМ» государственную пошлину в доход муниципального образования г. Белгород - 600 руб.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.
Судья И.Ю. Горбач
Решение в окончательной форме принято 12.04.2021.
Решение14.04.2021