ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 56/2022 от 18.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №-56/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Ленинского районного суда г. Саратова Плетнева О.А., при секретаре судебного заседания Прохоровой М.Ю.,

дело об административном правонарушении по жалобе общества с ограниченной ответственностью «МК» на постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «МК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500000 рублей.

На данное постановление ООО «МК» подана жалоба, согласно которой просят постановление отменить, полагая его незаконным, поскольку в 2020 году деятельность по производству продукции организацией не осуществлялась, экологический сбор равен нулю, при этом сама возможность осуществления соответствующей деятельности у организации отсутствовала, так как статус производителя / переработчика молочной продукции был подтвержден лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства ходатайств не представили, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц..

Проверив доводы жалобы, материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ООО «МК» привлечено к административной ответственности постановлением государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление ООО «МК» вручено ДД.ММ.ГГГГ.

Жалоба на постановление подана в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установленный законодательством срок обжалования не вступившего в законную силу постановления должностного лица не пропущен.

В соответствии со ст.8.41.1 КоАП РФ неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

В представленном суду деле об административном правонарушении , возбужденном ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «МК» содержатся следующие документы: уведомления организации о времени и мест составления протокола об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, отчеты об отслеживании почтовых отправлений, а также обжалуемое постановление.

Из протокола об административном правонарушении следует, что нарушение со стороны ООО «МК» выявлено на основании информации по отчетности РОП с портала ПТК «Госконтроль» и анализа платежных поручений ООО «МК».

Как следует из дополнительных пояснений, представленных государственным инспектором РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО3 платежные поручения от ООО «МК» в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям не поступали и не исследовались, информация получена с портала ПТК «Госконтроль».

На основании указанных документов государственным инспектором принято решение о наличии в действиях (бездействии) ООО «МК» состава правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАп РФ.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата N 1073 (далее - Правила взимания экологического сбора), контроль за правильностью исчисления и взимания экологического сбора, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор экологического сбора).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ является неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Целью названной статьи является обеспечение социального контроля (от государственного до общественного, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитании.

Объектом посягательства данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.2 Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от дата N 89-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на адрес (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Таким образом, Федеральным законом N 89-ФЗ определен круг лиц, обязанных обеспечить выполнение нормативов утилизации.

Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что ООО «МК» создано в сентябре 2020 года, является микропредприятием, сведения о юридическом лице внесены в реестр ДД.ММ.ГГГГ. Основной вид деятельности организации – производство молока (кроме сырого) и молочной продукции. В качестве дополнительных видов деятельности указаны: производство детского питания и диетических пищевых продуктов; производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки; торговля оптовая яйцами; торговля оптовая неспециализированная; деятельность автомобильного грузового транспорта; предоставление услуг по перевозкам; деятельность рекламных агентств; деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.

Согласно п.3 ст.24.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизацию отходов обеспечивают производители и импортеры товаров. Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с третьими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров.

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор (пункт 7 ст.24.2 Федерального закона №89-ФЗ).

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (пункт 10 ст.24.2 Федерального закона №89-ФЗ).

Согласно пункту 16 той же статьи порядок, формы и сроки предоставления производителями, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливаются Правительством РФ.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» указано, что декларация предоставляется производителями и импортерами товаров.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров также подлежит предоставлению только производителями и импортерами (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»).

Каких-либо доказательств о том, что ООО «МК» в 2020 году закупало сырье для производства либо упаковочный материал, и т.д., свидетельствующих о фактическом осуществлении обществом деятельности по производству товаров, материалы дела не содержат.

Центральным аппаратом Россельхознадзора с целью контроля и учета деятельности местных производителей и участников ВЭД в области ветеринарного контроля в 2016 году создана и используется информационная система «Цербер». В связи с вступлением в силу регламентов Таможенного Союза, которые определяют требования к продукции животного происхождения, все организации – производителя и переработчики подконтрольных системе «Цербер» товаров, обязаны предоставлять свои данные в реестр АИС «Цербер». К предприятиям, подлежащим контролю со стороны системы «Цербер» относятся, в том числе, предприятия – переработчики молока, яиц, рыбы, сыра и т.д.

В рамках АИС «Цербер» создана единая Федеральная государственная информационная система «Меркурий», использование которой в обязательном порядке осуществляется с 2018 года. К пользователям системы относятся производители и дистрибьютеры товаров, которые поднадзорны Госветконтролю, к которым, в том числе, относятся производители молока, молочных продуктов, птицефабрики, а также торговые сети и розничные магазины.

ООО «МК» представлены сведения о том, что на регистрацию в системе «Меркурий» заявка была подана в ноябре 2020 года и статус производителя/ переработчика молочной продукции в отношении ООО «МК» подтвержден с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах, в отсутствие доказательств иного, суд принимает во внимание вышеуказанные обстоятельства, в связи с чем приходит к выводу о том, что доказательств осуществления ООО «МК» в 2020 году деятельности, которая предполагает уплату экологического сбора не имеется, в связи с чем в действиях ООО «МК» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ, а постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в отсутствие соответствующих оснований.

Сам по себе факт регистрации организации в качестве производителя молочной продукции в ЕГРЮЛ не является основанием привлечения её к административной ответственности по ст.8.41.1 КоАП РФ.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Отменить постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении общества с ограниченной ответственностью «МК» к административной ответственности по ст.8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «МК» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд со дня вручения или получения копии решения.

Судья: