ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570010-02-2023-000097-49 от 28.09.2023 Кромского районного суда (Орловская область)

Дело (УИД) №57RS0010-02-2023-000097-49

производство №2а-2-147/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2023 г. пгт. Кромы

Кромской районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Балабановой О.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Троснянского района Орловской области – Беловой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиопротоколирования помощником судьи Олениной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Троснянского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Орловской области «Орелгосзаказчик» об обязании привести дороги общего пользования межмуниципального значения в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП,

установил:

прокурор Троснянского района Орловской области первоначально обратился в Кромской районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Орловской области «Орелгосзаказчик» об обязании привести дороги общего пользования и межмуниципального значения в соответствии с требованиями ГОСТ, СНИП. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Троснянского района проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог, расположенных на территории района. Согласно распоряжения Коллегии администрации Орловской области от 15.02.2005 № 28-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения закреплены на праве оперативного управления за КУ ОО «Орелгосзаказчик». Поскольку в КУ ОО «Орелгосзаказчик» отсутствует материальная база и трудовые ресурсы для проведения ремонтных работ и работ по содержанию автомобильных дорог, то между КУ ОО «Орелгосзаказчик» и ГУП ОО «Дорожная служба» заключен государственный контракт от 01.11.2022 №24-сод, на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Согласно акту выездного обследования, проведенного ОГИБДД ОМВД России по Троснянскому району от 12.07.2023 и фототаблицей к нему, выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог на территории района, а именно: на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец-Сомово (с 0 км 00 м по 1 км 536 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в д. Сомово, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец (с 0 км 00 м по 11 км 273 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в д. Каменец, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым - Никольское (с 0 км 00 м по 7 км 649 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Никольское, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым - Ломовец (с 0 км 00 м по 6 км 345 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Ломовец, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Ломовец – Чернь - Похвистнево (с 0 км 00 м по 13 км 615 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Чернь, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Муравль – Глазуновка - Тросна - Турейка (с 0 км 00 м по 10 км 460 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Муравль, д. Турейка, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Глазуновка – Тросна - Турейка (с 0 км 00 м по 5 км 186 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в д. Турейка, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Красноармейский (с 0 км 00 м по 2 км 147 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в п. Красноармейский, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Глазуновка – Тросна - Воронец (с 0 км 00 м по 3 км 033 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Воронец, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Глазуновка – Тросна - Гнилец (с 0 км 00 м по 6 км 833 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Гнилец, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Чермошное – Студенок (с 0 км 00 м по 10 км 00 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Студенок, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Чермошное (с 0 км 00 м по 3 км 00 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в д. Чермошное, не окошены обочины; на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Чермошное – Студенок - Колычевский (с 0 км 00 м по 0 км 700 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в п. Колычевский, не окошены обочины. Указанные недостатки содержания автомобильных дорог выявлялись прокуратурой района ранее, в рамках осуществления надзора. На выявленные нарушения вносились акты прокурорского реагирования, однако собственником автомобильной дороги действенных мер, направленных на устранение нарушений принято не было. Просит суд обязать КУ ОО «Орелгосзаказчик» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец-Сомово (с 0 км 00 м по 1 км 536 м), Тросна-Каменец (с 0 км 00 м по 11 км 273 м), М-2 Крым - Никольское (с 0 км 00 м по 7 км 649 м), М-2 Крым - Ломовец (с 0 км 00 м по 6 км 345 м), М-2 Крым – Ломовец – Чернь - Похвистнево (с 0 км 00 м по 13 км 615 м), М-2 Крым – Муравль – Глазуновка - Тросна - Турейка (с 0 км 00 м по 10 км 460 м), Глазуновка – Тросна - Турейка (с 0 км 00 м по 5 км 186 м), М-2 Крым – Красоармейский (с 0 км 00 м по 2 км 147 м), Глазуновка – Тросна - Воронец (с 0 км 00 м по 3 км 033 м), Глазуновка – Тросн - Гнилец (с 0 км 00 м по 6 км 833 м), М-2 Крым – Чермошное – Студенок (с 0 км 00 м по 10 км 00 м), М-2 Крым – Чермошное (с 0 км 00 м по 3 км 00 м), Чермошное – Студенок - Колычевский (с 0 км 00 м по 0 км 700 м) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 33151-2014, СНиП 2.05.02-85. «Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги» путем установки стационарного искусственного освещения, обустройства пешеходных дорожек, а так же обязать КУ ОО «Орелгосзаказчик» незамедлительно привести автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец-Сомово (с 0 км 00 м по 1 км 536 м), Тросна-Каменец (с 0 км 00 м по 11 км 273 м), М-2 Крым - Никольское (с 0 км 00 м по 7 км 649 м), М-2 Крым - Ломовец (с 0 км 00 м по 6 км 345 м), М-2 Крым – Ломовец – Чернь - Похвистнево (с 0 км 00 м по 13 км 615 м), М-2 Крым – Муравль – Глазуновка - Тросна - Турейка (с 0 км 00 м по 10 км 460 м), Глазуновка – Тросна - Турейка (с 0 км 00 м по 5 км 186 м), М-2 Крым – Красоармейский (с 0 км 00 м по 2 км 147 м), Глазуновка – Тросна - Воронец (с 0 км 00 м по 3 км 033 м), Глазуновка – Тросн - Гнилец (с 0 км 00 м по 6 км 833 м), М-2 Крым – Чермошное – Студенок (с 0 км 00 м по 10 км 00 м), М-2 Крым – Чермошное (с 0 км 00 м по 3 км 00 м), Чермошное – Студенок - Колычевский (с 0 км 00 м по 0 км 700 м) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем скашивания травы на обочинах.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области.

В судебном заседании помощник прокурора Троснянского района Орловской области Белова А.В. административные исковые требования уточнила, просила суд обязать КУ ОО «Орелгосзаказчик» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец-Сомово (с 0 км 003 м по 1 км 539 м), Тросна-Каменец (с 0 км 017 м по 11 км 290 м), М-2 Крым - Никольское (с 0 км 016 м по 7 км 665 м), М-2 Крым - Ломовец (с 0 км 020 м по 6 км 365 м), М-2 Крым – Ломовец – Чернь - Похвистнево (с 0 км 020 м по 5 км 378 м; с 5 км 400 м по 13 км 615 м), М-2 Крым – Муравль – Глазуновка - Тросна - Турейка (с 0 км 024 м по 10 км 470 м), Глазуновка – Тросна - Турейка (с 0 км 028 м по 5 км 172 м), М-2 Крым – Красноармейский (с 0 км 028 м по 2 км 026 м), Глазуновка – Тросна - Воронец (с 0 км 030 м по 3 км 046 м), Глазуновка – Тросна - Гнилец (с 0 км 035 м по 6 км 840 м), М-2 Крым – Чермошное – Студенок (с 0 км 026 м по 13 км 200 м), М-2 Крым -Чермошное – Студенок - Колычевский (с 0 км 021 м по 0 км 867 м) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 33151-2014, СНиП 2.05.02-85. «Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги» путем установки стационарного искусственного освещения, обустройства пешеходных дорожек, - обязать КУ ОО «Орелгосзаказчик» незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, привести автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец-Сомово (с 0 км 003 м по 1 км 539 м), Тросна-Каменец (с 0 км 017 м по 11 км 290 м), М-2 Крым - Никольское (с 0 км 016 м по 7 км 665 м), М-2 Крым - Ломовец (с 0 км 020 м по 6 км 365 м), М-2 Крым – Ломовец – Чернь - Похвистнево (с 0 км 020 м по 5 км 378 м; с 5 км 400 м по 13 км 615 м), М-2 Крым – Муравль – Глазуновка - Тросна - Турейка (с 0 км 024 м по 10 км 470 м), Глазуновка – Тросна - Турейка (с 0 км 028 м по 5 км 172 м), М-2 Крым – Красноармейский (с 0 км 028 м по 2 км 026 м), Глазуновка – Тросна - Воронец (с 0 км 030 м по 3 км 046 м), Глазуновка – Тросна - Гнилец (с 0 км 035 м по 6 км 840 м), М-2 Крым – Чермошное – Студенок (с 0 км 026 м по 13 км 200 м), М-2 Крым -Чермошное – Студенок - Колычевский (с 0 км 021 м по 0 км 867 м) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем скашивания травы на обочинах. Просит удовлетворить административный иск с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика Казенного учреждения Орловской области «Орелгосзаказчик» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного иска, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения, административный иск не признал.

Представитель заинтересованного лица ГУП ОО «Дорожная служба» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного иска, ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие не представило, позиции относительно иска в суд не направило.

Представитель заинтересованного лица Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных, строительных программ Орловской области по доверенности Прошкина О.А. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного иска, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила письменные объяснения, в которых указала, что Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных, строительных программ Орловской области принял необходимые меры в рамках доведенных бюджетных ассигнований Дорожного фонда Орловской области по осуществлению дорожной деятельности в отношении спорных автомобильных дорог.

Выслушав административного истца, с учетом мнения административного ответчика и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1, ст.3 Федерального закона от 10.12.2015 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйствующей деятельности. Основополагающей задачей по обеспечению безопасного дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ч. 3 п.1 ст.6, ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. При этом в части 2 приведенной нормы установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.1 ч.1 ст.3, ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога-это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Таким образом, дорожное покрытие является обязательным конструктивным элементом автомобильной дороги. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статьей 33 Федерального закона от 08.11.2007 №257-Ф3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионально значения осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно п. 2 ст. 8 Приказа № 402 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по озеленению входит скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом.

Пунктами 11, 12 статьи 10 Приказа № 402 в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства: устройство искусственных дорожных неровностей и тротуаров, установка освещения.

В силу п. 4.2, 4.4, ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст следует, что когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

В силу п. 6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" утвержденные приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст следует, что на участках автомобильных дорог должно быть установлено искусственное освещение. Аналогичные требования установлены п. 6.2.1 ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения".

Согласно п. 4.1 ГОСТ 33151-2014 организация пешеходных переходов осуществляется для обеспечения возможности безопасного пересечения проезжей части дорог пешеходами.

Постановлением Правительства Орловской области от 19.11.2015 № 501 утвержден «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области».

Материалами дела установлено, что согласно распоряжению Коллегии администрации Орловской области от 15.02.2005 № 28-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения закреплены на праве оперативного управления за КУ ОО «Орелгосзаказчик».

Согласно п.п. 4, 5 п. 14 Устава КУ ОО «Орелгосзаказчик», казенное учреждение осуществляет организацию работ по проектированию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.

Согласно акту выездного обследования, проведенного ОГИБДД ОМВД России по Троснянскому району от 12.07.2023 с приложенной фототаблицей, выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог на территории района:

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец-Сомово (с 0 км 003 м по 1 км 539 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в д. Сомово, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец (с 0 км 017 м по 11 км 290 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в д. Каменец, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым - Никольское (с 0 км 016 м по 7 км 665 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Никольское, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым - Ломовец (с 0 км 020 м по 6 км 365 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Ломовец, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Ломовец – Чернь - Похвистнево (с 0 км 020 м по 5 км 378 м с 5 км., 400 м по 13 км., 615м.,) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Чернь, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Муравль – Глазуновка - Тросна - Турейка (с 0 км 024 м по 10 км 470 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Муравль, д. Турейка, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Глазуновка – Тросна - Турейка (с 0 км 028 м по 5 км 172 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в д. Турейка, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Красноармейский (с 0 км 028 м по 2 км 026 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в п. Красноармейский, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Глазуновка – Тросна - Воронец (с 0 км 030 м по 3 км 046 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Воронец, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Глазуновка – Тросна - Гнилец (с 0 км 035 м по 6 км 840 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Гнилец, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Чермошное – Студенок (с 0 км 026 м по 13 км 200 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в с. Студенок, не окошены обочины;

- на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения М-2 Крым – Чермошное-Студенок-Колычевский (с 0 км 021 м по 0 км 867 м) отсутствует стационарное искусственное освещение и оборудованные пешеходные дорожки в п. Колычевский, не окошены обочины.

Так же установлено, что в КУ ОО «Орелгосзаказчик» отсутствует материальная база и трудовые ресурсы для проведения ремонтных работ и работ по содержанию автомобильных дорог, то между КУ ОО «Орелгосзаказчик» и ГУП ОО «Дорожная служба» заключен государственный контракт от 01.11.2022 №24-сод, на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Из отзыва административного ответчика усматривается, что работы по окашиванию спорных дорог частично исполнены в рамках контракта по содержанию дорог ГУП ОО «Дорожная служба».

При этом, судом установлено, что согласно акту повторного выездного обследования № 16 от 12.09.2023, предоставленного ОГИБДД ОМВД России по Троснянскому району спорных автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения работы, указанные в административном иске прокурора Троснянского района Орловской области в полном объеме не выполнены.

Следует отметить, что указанные недостатки содержания спорных автомобильных дорог выявлялись прокуратурой района ранее, в рамках осуществления надзора. На выявленные нарушения вносились акты прокурорского реагирования, однако собственником автомобильной дороги действенных мер, направленных на устранение нарушений принято не было.

Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства допустимые и достаточные для правильного разрешения предъявленного иска, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку спорные дороги общего пользования и межмуниципального значения находится в ненадлежащем состоянии, то есть ответчиком не исполнены полномочия по дорожной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

При этом суд считает, что запрашиваемый прокурором срок в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда для исполнения требований прокурора в части установки стационарного искусственного освещения, обустройства пешеходных дорожек является достаточным, а так же считает верным незамедлительно после вступления решения суда в законную силу привести в исполнение решение в части скашивания травы на обочинах спорных дорог.

Руководствуясь статьями 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Троснянского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Орловской области «Орелгосзаказчик» об обязании привести дороги общего пользования межмуниципального значения в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП, удовлетворить.

Обязать Казенное учреждение Орловской области «Орелгосзаказчик» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец-Сомово (с 0 км. 003 м по 1 км 539 м.), Тросна-Каменец (с 0 км. 017 м по 11 км. 290 м.), М2Крым – Никольское (с 0 км 016 м по 7 км. 665 м.), М-2 Крым – Ломовец (с 0 км. 020 м. по 6 км 365 м.), М-2 Крым –Ломовец – Чернь – Похвистнево (с 0 км. 020 м по 5 км. 378 м.; с 5 км 400 м. по 13 км 615 м.), М-2 Крым – Муравль – Глазуновка – Тросна – Турейка (с 0 км 024 м по 10 км. 470 м.), Глазуновка – Тросна- Турейка (с 0 км. 028 м. по 5 км. 172 м.), М-2 Крым – Красноармейский (с 0 км 028 м. по 2 км 026 м), Глазуновка – Тросна – Воронец (с 0 км 030 м по 3 км 046 м), Глазуновка – Тросна – Гнилец (с 0 км 035 м по 6 км 840 м), М2-Крым – Черемошное – Студенок (с 0 км 026 м по 13 км 200 м), М-2 Крым – Черемошное – Колычевский (с 0 км 021 м по 0 км 867 м) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 33151-2014, СНип 2.05.02.-85. «Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги» путем установки стационарного искусственного освещения, обустройства пешеходных дорожек.

Обязать Казенное учреждение Орловской области «Орелгосзаказчик» незамедлительно после вступления решения суда в законную силу привести автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения Тросна-Каменец-Сомово (с 0 км. 003 м по 1 км 539 м.), Тросна-Каменец (с 0 км. 017 м по 11 км. 290 м.), М-2Крым – Никольское (с 0 км 016 м по 7 км. 665 м.), М-2 Крым – Ломовец (с 0 км. 020 м. по 6 км 365 м.), М-2 Крым –Ломовец – Чернь – Похвистнево (с 0 км. 020 м по 5 км. 378 м.; с 5 км 400 м. по 13 км 615 м.), М-2 Крым – Муравль – Глазуновка – Тросна – Турейка (с 0 км 024 м по 10 км. 470 м.), Глазуновка – Тросна- Турейка (с 0 км. 028 м. по 5 км. 172 м.), М-2 Крым – Красноармейский (с 0 км 028 м. по 2 км 026 м), Глазуновка – Тросна – Воронец (с 0 км 030 м по 3 км 046 м), Глазуновка – Тросна – Гнилец (с 0 км 035 м по 6 км 840 м), М2-Крым – Черемошное – Студенок (с 0 км 026 м по 13 км 200 м), М-2 Крым – Черемошное – Колычевский (с 0 км 021 м по 0 км 867 м) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем скашивания травы на обочинах.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Кромской районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Балабанова

Мотивированное решение составлено 06 октября 2023 г.