Дело № 57RS0014-01-2021-000220-68
Производство № 12-1-21/2021
РЕШЕНИЕ
13 апреля 2021 г. г. Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Журавлева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу законного представителя Акционерного общества «Агрофирма Мценская» - генерального директора Жернова Н.А. на постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 29 января 2021 г. № 12-231-ЗМ-Ю/2021 о привлечении АО «Агрофирма Мценская» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина С.Н. от 29 января 2021 г. № 12-231-ЗМ-Ю/2021 АО «Агрофирма Мценская» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, законный представитель АО «Агрофирма Мценская» генеральный директор Жернов Н.А. обратился с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого постановления в связи с малозначительностью правонарушения, просит не применять наказание в виде штрафа, ограничившись устным замечанием.
Заявитель жалобы приводит доводы о том, что основанием для привлечения АО «Агрофирма Мценская» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило выявление зарастания сорной растительностью части земельного участка (9,74 га) с кадастровым номером №, всего земельного участка площадью 1,37 га с кадастровым номером № и части земельного участка (2,48 га) с кадастровым номером №. В постановлении о привлечении к административной ответственности отмечено, что на указанных земельных участках не обнаружено почвообрабатывающей техники, отсутствуют высеянные сельскохозяйственные культуры, не производится выпас скота и сенокошение, не зафиксировано признаков проведения мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения. По указанным основаниям должностные лица Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям пришли к выводу о невыполнении АО «Агрофирма Мценская» мероприятий по улучшению, защите и охране почв от эрозии, предотвращении процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что свидетельствует о наличии в действиях АО «Агрофирма Мценская» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем в ходе административного производства не были учтены имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства. В частности, земельный участок площадью 1,37 га с кадастровым номером № и часть земельного участка с кадастровым номером № - контур 7 площадью 9,74 га являются частью оврагов, то есть несельскохозяйственными угодьями. В отношении земельного участка с кадастровым номером № проводятся агролесомелиоративные мероприятия в виде сооружения плотины и устройства овражных лесных насаждений, укрепляющих откосы и дно оврага с целью предотвращения его дальнейшего разрастания. Таким образом, требования по защите и охране почв от ветровой и водной эрозии АО «Агрофирма Мценская» исполняются, при этом в акте осмотра и в обжалуемом постановлении не отражено, что земельный участок является оврагом и в отношении него проводятся мелиоративные мероприятия. Результатом проведения указанных мероприятий стало сохранение оврага в том же размере, что и много лет назад, АО «Агрофирма Мценская» обеспечивает примерное содержание соседствующей с оврагом пашни, производит своевременную культивацию водотечи, образующейся на близлежащих полях. Кроме того, в обжалуемом постановлении не отражен тот факт, что общество реализовало свое право на использование леса, находящегося на земельном участке с кадастровым номером № (контур 7) с целью заготовки лесных ресурсов, что предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения». Согласно п. 7 названного Постановления собственник земельного участка вправе в течение двух лет с момента его вступления в законную силу направить в уполномоченный орган уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке. В случае направления такого уведомления наличие на участке древесно-кустарниковой растительности не является признаком его использования с нарушением законодательства Российской Федерации. Соответствующее уведомление об использовании лесов на земельном участке с кадастровым номером № было направлено АО «Агрофирма Мценская» в Департамент сельского хозяйства Орловской области, а также в иные уполномоченные органы, включая Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям. Земельный участок площадью 1,37 га с кадастровым номером № также является несельскохозяйственным угодьем и представляет собой часть оврага. Указанный участок должен был быть исключен из предмета проверки, поскольку он находится в самой низине оврага, к нему отсутствует доступ, данный участок сформирован администрацией Становского сельского поселения Орловского района Орловской области с видом разрешенного использования - для ведения гражданами садоводства и огородничества, при этом Управление Росреестра по Орловской области уведомлялось о том, что земельный участок не будет использоваться для сельскохозяйственного производства. Кроме того, 27 января 2021 г. в отношении участка с кадастровым номером № был зарегистрирован переход права от АО «Агрофирма Мценская» к Становскому сельскому поселению Орловского района Орловской области. Проводя проверку в отношении данного участка, Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям вышло за пределы своих полномочий. Что касается части земельного участка - 2,48 га с кадастровым номером № общей площадью 413200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, то указанная его часть относится к территории карьера. Данное месторождение ранее разрабатывалось ООО «<...>», которое вело работы с нарушением почвенного покрова на площади 5 га, участок под разработку карьера выделен Постановлением главы администрации Мценского района от 21 февраля 1992 г. № 113. Управлением Росреестра по Орловской области был подготовлен региональный доклад «О состоянии использования земель в Мценском районе за 2010 г.», в котором ООО «<...>» фигурирует как нарушитель земельного законодательства на территории, выделенной под разработку карьера площадью 5 га, куда вошли 2,48 га, указанные в оспариваемом постановлении. На сайте Правительства Орловской области опубликована информация о проведении аукциона на получение права пользования недрами Мценского месторождения на территории земельного участка с кадастровым номером №, однако надзорным органом не дано никакой оценки указанным фактам. Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что даже при наличии формальных признаков правонарушения, в рассматриваемом случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, просит на основании ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать вменяемое АО «Агрофирма Мценская» правонарушение малозначительным и не назначать административного наказания в виде штрафа.
Законный представитель АО «Агрофирма Мценская» - генеральный директор Жернов Н.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом.
Защитник АО «Агрофирма Мценская» по доверенности Хворостянов А.С. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней обстоятельствам. В судебном заседании пояснил, что основанием для привлечения АО «Агрофирма Мценская» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило выявление зарастания сорной растительностью части земельного участка (9,74 га) с кадастровым номером №, всего земельного участка площадью 1,37 га с кадастровым номером № и части земельного участка (2,48 га) с кадастровым номером №. Часть земельного участка общей площадью 413200 кв.м. с кадастровым номером №, составляющая 2,48 га, относится к территории карьера. Постановлением главы администрации Мценского района от 21 февраля 1992 г. № 113 участок площадью 5 га был изъят из землепользования колхоза «Путь к коммунизму» и отведен ООО «<...>» под разработку известкового карьера для нужд района. Впоследствии в результате реестровой ошибки часть территории месторождения вошла в границы земельного участка с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения, при этом она является непригодной для обработки и выращивания сельскохозяйственных культур ввиду отсутствия плодородного слоя почвы. По состоянию на 2008 г была подготовлена карта агрохимобследования земель хозяйства, на которой видно, что территория площадью 2,48 га, в настоящее время входящая в границы земельного участка с кадастровым номером №, на дату составления карты уже в его границах не значилась. То обстоятельство, что часть земельного участка с кадастровым номером № не относится к сельскохозяйственным угодьям, также подтверждается сообщением, опубликованном на официальном сайте Правительства Орловской области, о проведении аукциона на получение права пользования недрами на Мценском месторождении блок В-1 с целью разведки и добычи строительных известняков. В этом сообщении содержится информация о местонахождении карьера - на территории земельного участка с кадастровым номером №, а также о том, что данное месторождение ранее разрабатывалось ООО «<...>». Таким образом, часть известкового карьера ошибочно вошла в состав земельного участка с кадастровым номером №, поэтому с целью устранения реестровой ошибки и исключения части карьера из состава земель АО «Агрофирма «Мценская» подготовлен проект межевания. Кадастровый инженер, выполнявший землеустроительные работы, в заключении к проекту межевания указал, что в процессе разработки карьера было нарушено 5 га земли, участок данной площадью остался без плодородного слоя почвы и находится в непригодном для сельскохозяйственного использования состоянии. В 2012 г. Н.В.С. в счет принадлежавших ему 28 земельных долей в составе земельного участка с кадастровым номером № сформировал земельный участок с кадастровым номером № площадью 41,32 га, куда по ошибке вошла часть карьера площадью около 2 га. На оставшейся территории администрация Мценского района Орловской области в 2019 г. образовала земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3,2 га, который был отнесен к категории земель промышленности. В дальнейшем АО «Агрофирма «Мценская» выкупило у Н.В.С. земельный участок, и в связи с допущенной ошибкой в землепользование хозяйства вошли 2 га земли, фактически относящиеся к землям промышленности. Кроме того, основанием для привлечения АО «Агрофирма Мценская» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило выявление зарастания сорной растительностью части земельного участка общей площадью 210,59 га с кадастровым номером №, составляющей 9,74 га, и всего земельного участка площадью 1,37 га с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Вместе с тем, указанные участки представляют собой овраги и не являются сельскохозяйственными угодьями. Согласно Государственному стандарту «Земледелие» - ГОСТ 16265-89 к сорным растениям относят дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции. Поскольку часть земельного участка с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № находятся на территории оврагов, произрастающие в границах этих участков растения, не могут считаться сорными. Кроме того, площадь земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> составляет 1,37 га, что менее площади одной земельной доли, следовательно, он не мог быть выделен без изменения вида разрешенного использования. С целью формирования данного участка в силу требований Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» изменен вид его разрешенного использования - для ведения садоводства и огородничества. Принимая во внимание разрешенное использование участка, Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в отношении него не могла проводиться проверка, таким образом, специалисты надзорного органа вышли за рамки своей компетенции. В настоящее время право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано за Становским сельским поселением Орловского района Орловской области. Ранее глава Становского сельского поселения обращался в адрес Управления Росреестра по Орловской области с уведомлением, где указал, что участок не будет использоваться в качестве сельскохозяйственных угодий. В свою очередь АО «Агрофирма «Мценская» также не планировалось использование данного участка для выращивания сельскохозяйственных культур, поскольку он является частью оврага и к этому участку отсутствует доступ, в том числе сельскохозяйственной техники. Земельный участок с кадастровым номером № является многоконтурным, его общая площадь составляет 210,59 га, при этом основанием для привлечения АО «Агрофирма Мценская» к административной ответственности послужило зарастание части данного участка размером 9,74 га дикими сорными растениями, деревьями и кустарниками. Вместе с тем, наличие на этом участке древесной и кустарниковой растительности представляет собой мероприятие мелиоративного характера, направленное на предотвращение разрастания границ оврага. Также на данном участке находится гидротехническое сооружение - плотина, наличие которой относится к мелиоративным мероприятиям, поскольку она предотвращает размывание оврага, и соответственно его увеличение. На указанной части участка отсутствует сорная растительность, там произрастает лес, при этом АО «Агрофирма Мценская» направило обращение в адрес Департамента сельского хозяйства Орловской области в целях постановки на учет мелиоративных лесных насаждений, расположенных на части земельного участка с кадастровым номером № площадью 9,74 га. Также согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», собственник земельного участка вправе уведомить уполномоченный орган об использовании леса, находящегося на территории участка сельскохозяйственного назначения. АО «Агрофирма Мценская» воспользовалось данным правом, направив соответствующее уведомление. Учитывая, что один из трех обследованных участков является карьером, а два других представляют собой овраги, полагал, что в действиях АО «Агрофирма Мценская» не содержится существенной угрозы общественным отношениям, просил на основании ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать вменяемое АО «Агрофирма Мценская» правонарушение малозначительным, прекратить производство по делу, ограничившись устным замечанием.
Начальник Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришин С.Н., вынесший оспариваемое постановление, в судебное заседание не явился, о времени, месте рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении извещен надлежащим образом.
Представители Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям по доверенности Сорока И.Е. и Шевлякова М.В. возражали относительно доводов жалобы. В ходе судебных заседаний пояснили, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 57:11:0020301:670 определены, в данные границы входит участок площадью 2,48 га, признаки карьера при визуальном осмотре территории выявлены не были. Известковый карьер находится на смежном земельном участке, представленная на обозрение суда карта агрохимобследования не является официальным документом, она была подготовлена для внутреннего пользования АО «Агрофирма «Мценская». Заключение кадастрового инженера относительно наличия ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 57:11:0020301:670 в части включения в данные границы 2 га земли, которые по факту являются землями промышленности, также нельзя отнести к допустимому доказательству, поскольку оно лишь содержит мнение кадастрового инженера и не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения. В ходе осмотра государственным инспектором земельного участка с кадастровым номером 57:11:0020301:670 не было выявлено признаков разработки карьера, при этом данный участок находится в собственности АО «Агрофирма Мценская» с 2018 г., однако каких-либо мероприятий по недопущению ухудшения качественных характеристик земель за указанный период обществом не предпринималось. Также указали, что должные лица надзорного органа действовали в рамках своей компетенции, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра земельный участок с кадастровым номером 57:10:0040101:6729 категории земель сельскохозяйственного назначения имеет два вида разрешенного использования - для ведения садоводства и огородничества, а также для сельскохозяйственного производства. Кроме того, на момент проведения проверки данный участок находился в собственности юридического лица, следовательно, не мог использоваться для ведения садоводства и огородничества, таким образом, правоотношения, связанные с использованием указанного участка, регулируются Федеральным законом от Дата № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Не оспаривали тот факт, что земельный участок находится в овраге, однако не настаивали на его использовании для выращивания сельскохозяйственных культур, указывали на необходимость своевременного проведения мероприятий по борьбе с сорняками и древесно-кустарниковой растительностью. Пояснили, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от Дата№-исх/16056-СМ/15, земли сельскохозяйственного назначения включают в себя, в том числе, земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, при этом земли, выбывшие сельскохозяйственного оборота, подлежат окультуриванию и переводу в сельхозугодья. Кроме того, в силу положений ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, в частности, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные земельным законодательством. Ссылка на данную норму земельного законодательства содержится в оспариваемом постановлении начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от Дата№-ЗМ-Ю/2021. Также согласно положениям Федерального закона от Дата № 4-ФЗ «О мелиорации земель» правообладатели земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, обязаны содержать их в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение функций мелиоративных защитных лесных насаждений, и проводить мероприятия по их сохранению. Мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений организуются правообладателями земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения. Сведения о проведении мероприятий по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений предоставляются в уполномоченные на осуществление учета мелиоративных защитных лесных насаждений органы исполнительной власти. Вместе с тем, АО «Агрофирма «Мценская» не представлено документов, подтверждающих наличие проекта мелиорации, и проведение мероприятий по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений. Довод жалобы о том, что благодаря проводимым мероприятиям не происходят эрозийные процессы, нельзя чем либо подтвердить или опровергнуть, так как по данному вопросу отсутствует заключение специалистов Департамента сельского хозяйства <адрес>. Специалисты данного уполномоченного органа дают оценку состояния мелиоративного объекта, и если она будет удовлетворительной, то мелиоративная система ставится на учет, только в этом случае требования Федерального закона от Дата № 4-ФЗ «О мелиорации земель» будут считаться выполненными. Указали на необоснованность доводов жалобы, поскольку в действиях АО «Агрофирма Мценская» усматривается состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Кабанов Д.А. обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил. В судебном заседании пояснил, что при разработке месторождения снимается плодородный слой почвы, таким образом, поверхность карьера не может быть ровной. Вместе с тем, на момент осмотра территории земельного участка с кадастровым номером №, в том числе на его части площадью 2,48 га, вскрытие почвенного слоя не производилось, каких-либо следов разработки не имеется. Карьерная выемка образована на смежном участке, там же находятся следы отвала, возникшие в результате разработки месторождения. Указал, в рамках проведения проверки учитывались все имеющие значение обстоятельства, вменяемое АО «Агрофирма «Мценская» правонарушение выразилось в неисполнении требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника АО «Агрофирма Мценская» Хворостянова А.С., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Сороки И.Е., Шевляковой М.В., Кабанова Д.А., считавших необходимым в удовлетворении жалобы отказать, заслушав показания свидетелей, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности людей, проживающих на соответствующей территории, регулируются земельным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, в частности, возложена обязанность: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений земельного законодательства, обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков.
Постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1989 г. № 4093 утвержден и введен в действие Государственный стандарт Союза ССР «Земледелие. Термины и определения» - ГОСТ 16265-89.
В п. 188 указанного Государственного стандарта приводится понятие сорных растений, которые представляют собой дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции.
К организационным мерам по борьбе с сорняками относят рациональную организацию на сельскохозяйственных угодьях агротехнических и других работ, способствующих уничтожению сорняков или локализации их местообитания (п. 231).
Как следует из представленных материалов, на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 30 ноября 2020 года № 996 «Об утверждении плановых (рейдовых) заданий», государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Кабановым Д.А. согласно требованиям ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» осуществлен плановый (рейдовый) осмотр земельных участков с кадастровым номером № и кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>», а также земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе планового (рейдового) осмотра указанных земельных участков, произведенного 9 декабря 2020 г., установлено наличие на части земельного участка с кадастровым номером № на площади 97460,48 кв.м. сорной травянистой растительности (цикорий дикий, щавель конский, осот полевой, пырей ползучий), а также древесной и кустарниковой растительности (березы, дикие плодовые деревья). На земельном участке с кадастровым номером № площадью 13767,68 кв.м. выявлено наличие сорной травянистой растительности (цикорий дикий, полынь горькая, осот полевой, пырей ползучий). На части земельного участка с кадастровым номером № на площади 24821,41 кв.м. также установлено присутствие сорной травянистой растительности (цикорий дикий, полынь обыкновенная, щавель конский, осот полевой, пырей ползучий), а также древесной и кустарниковой растительности (березы, единично стоящие сосны, дикие плодовые деревья). Кроме того, на данных земельных участках не обнаружено почвообрабатывающей техники, отсутствуют высеянные сельскохозяйственные культуры, не происходит сенокошение и выпас скота.
Поскольку при проведении планового (рейдового) осмотра были выявлены нарушения требований земельного законодательства, по факту невыполнения АО «Агрофирма Мценская» мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью, предотвращению истощения и деградации земель, 29 декабря 2020 г. в отношении данного юридического лица с участием защитника АО «Агрофирма Мценская» по доверенности Хворостянова А.С. составлены три протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вмененное АО «Агрофирма Мценская» административное правонарушение выразилось в том, что данное юридическое лицо, являясь собственником земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, допустило нарушения положений ст. 12, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Постановлением начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина С.Н. от 29 января 2021 г. № 12-231-ЗМ-Ю/2021 АО «Агрофирма Мценская» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Невыполнение землепользователями (землевладельцами) приведенных выше мероприятий по защите земель влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений, обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственной земли сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на владельцев сельскохозяйственных земель.
На момент проведения проверки земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № на праве собственности были зарегистрированы за АО «Агрофирма Мценская», следовательно, общество является субъектом, который ответственен за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Факт совершения АО «Агрофирма Мценская» правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, а именно: актом осмотра, обследования территории от 9 декабря 2020 г., фототаблицей к акту обследования; выписками из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, иными материалами проверки, а также протоколами об административном правонарушении от 29 декабря 2020 г. № 233, от 29 декабря 2020 г. № 232, от 29 декабря 2020 г. № 231.
Бездействие юридического лица, которое не выполнило мероприятия по защите земель на принадлежащих ему участках, подтверждается исследованными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вывод должностного лица административного органа о том, что в бездействии АО «Агрофирма Мценская», выразившимся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель имеются признаки состава вменного юридическому административного правонарушения, является верным, в связи с чем, акционерное общество обоснованно привлечено к административной ответственности.
Квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является факт ухудшения качественного состояния земли.
В оспариваемом постановлении указано на неиспользование земельных участков для сельскохозяйственного производства, отсутствие на участках почвообрабатывающей техники, высеянных сельскохозяйственных культур, что свидетельствует о невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что основанием для привлечения АО «Агрофирма Мценская» к административной ответственности послужил факт зарастания сорной растительностью части земельного участка общей площадью 210,58 га с кадастровым номером №, составляющей 9,74 га, и всего земельного участка площадью 1,37 га с кадастровым номером №. Указанные участки представляют собой овраги и не могут быть использованы для сельскохозяйственного производства, что не оспаривалось представителями Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям. В отношении части земельного участка общей площадью 41,32 га с кадастровым номером №, составляющей 2,48 га, в настоящее время решается вопрос об устранении реестровой ошибки и исключения данной территории из состава землепользования АО «Агрофирма Мценская», поскольку имеются основания полагать, что она относилась к земельному участку, в границах которого находится известковый карьер.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными защитником АО «Агрофирма Мценская» документами, картографическими материалами, а также показаниями свидетелей Л.Ю.А, и А.А.В.
Таким образом, факт ухудшения качественного состояния земель и наступления негативных последствий, административным органом не доказан, однако объективно подтверждено нарушение земельного законодательства, выразившееся в бездействии АО «Агрофирма Мценская» по выполнению обязательных мероприятий, направленных на защиту земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При этом ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая характер допущенного правонарушения, принимая во внимание, что вреда и тяжких последствий в результате него не наступило, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9., 24.5. настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
По указанным основаниям постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 29 января 2021 г. № 12-231-ЗМ-Ю/2021, вынесенное в отношении АО «Агрофирма Мценская» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявив устное замечание.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Жалобу законного представителя Акционерного общества «Агрофирма Мценская» - генерального директора Жернова Н.А. удовлетворить.
Постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 29 января 2021 г. № 12-231-ЗМ-Ю/2021, вынесенное в отношении Акционерного общества «Агрофирма Мценская» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявив устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Журавлева