ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570014-01-2021-001427-36 от 21.09.2021 Мценского районного суда (Орловская область)

Дело № 57RS0014-01-2021-001427-36

производство № 12-1-70/2021

РЕШЕНИЕ

21 сентября 2021 года город Мценск

Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу начальника Федерального казенного учреждения колония-поселение № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее – ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, учреждение) ФИО1 на не вступившее в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Мценска и Мценского района по пожарному надзору от 20 августа 2021 года , вынесенное в отношении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением главного государственного инспектора г. Мценска и Мценского района по пожарному надзору от 20 августа 2021 года ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит снизить размер назначенного административного штрафа.

Указывает о том, что учредителем учреждения является Российская Федерация, оно находится в ведении ФСИН России, является получателем бюджетных средств, у учреждения имеется кредиторская задолженности свыше <...> рублей.

В судебное заседание законный представитель ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области ФИО1, извещенный о слушании дела не явился, об отложении судебного заседания не просил.

В судебном заседании защитник ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, действующая на основании доверенности в интересах учреждения С. М.К. жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.

Должностное лицо административного органа, вынесшее оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении - главный государственный инспектор г. Мценска и Мценского района по пожарному надзору Т. Ю.А. в судебном заседании указал на законность вынесенного постановления.

В суд от и.о. Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела без их участия, указав о том, что оснований для уменьшения административного штрафа не имеется.

Выслушав объяснения защитника С. М.К., действующей в интересах ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по доверенности, поддержавшей жалобу, изучив доводы жалобы, и.о. Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области ФИО2, полагавшего постановление подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (подпункт 1 пункта 1 статьи 6).

Согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона № 123-ФЗ одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 " Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).

Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).

Согласно пункту 17 Правил противопожарного режима руководители организаций обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время; организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Из пункта 19 указанных Правил следует, что использованный при работе с маслами, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями обтирочный материал (ветошь, бумага и др.) после окончания работы должен храниться в металлических емкостях с плотно закрывающейся крышкой или утилизироваться в мусорный контейнер, установленный на площадке сбора бытовых отходов.

Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану (пункт 26).

Подпунктом «б» пункта 27 Правил противопожарного режима предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

Согласно подпунктам «а» «з» пункта 35 Правил противопожарного режима запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия; прокладывать электрическую проводку по горючему основанию либо наносить (наклеивать) горючие материалы на электрическую проводку.

Руководитель организации обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения (пункт 36).

В силу положений 54 указанных Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу статьи 38 поименованного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, по поручению Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области Мценской межрайонной прокуратурой с участием заместителя начальника ОНД и ПР по г. Мценску и Мценскому району ГУ МЧС России по Орловской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, в ходе которой были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 " Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", Нормы пожарной безопасности, утвержденные Приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 315 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)".

Основанием для привлечения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о нарушении требований пожарной безопасности, выявленные 4 августа 2021 года в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

в нарушении пункта 54 Правил противопожарного режима, пункта 4.4 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (утверждённых приказом МЧС России от 20 июля 2020 года № 539), СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (утверждённых приказом МЧС России от 31 июля 2020 года №582), пункта 4 и приложения к НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», в кабинетах 2-го этажа, в учебном классе, в коридоре секции «длительных свиданий» на основном потолке отсутствуют дополнительные извещатели для защиты пространства за подвесным потолком;

в нарушении пункта 26 Правил противопожарного режима в секции «длительных свиданий» особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не обеспечивается автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану;

в нарушении пункта 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в секции «длительных свиданий» отсутствует дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;

в нарушении подпункта «з» пункта 35 Правил противопожарного режима в комнате приема пищи отряда №3-1 эксплуатируется электрическая проводка, проложенная по горючему основанию, а именно электрические розетки размещены на деревянном основании;

в нарушении подпункта «а», пункта 35 Правил противопожарного режима в санузле комнаты приема пищи отряда №3-1 эксплуатируется электрическая проводка с видимыми нарушениями изоляции;

в нарушении пункта 36 Правил противопожарного режима, ГОСТ 12.4.026-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» внутри объекта защиты не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих пути эвакуации, эвакуационные выходы, и извещатель пожарный ручной;

в нарушении подпункта «а» пункта 17 Правил противопожарного режима, статьи 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в корпусе общежития наружная пожарная лестница содержится в неисправном состоянии;

в нарушении пункта 26 Правил противопожарного режима в корпусе общежития в здании (установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не обеспечивается автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану);

в нарушении подпункта «б» пункта 27 Правил противопожарного режима в корпусе общежития на лестничном марше между 2 и 3 этажами подъезда отряда № 2, № 3 размещены строительные леса, препятствующие безопасной эвакуации;

в нарушении подпункта «з» пункта 35 Правил противопожарного режима в корпусе общежития в комнате приема пищи отряда №2 эксплуатируется электрическая проводка, проложенная по горючему основанию, а именно электрическая розетка размещена на деревянном основании;

в нарушении подпункта «з» пункта 35 Правил противопожарного режима в корпусе общежития в санитарном узле отряда №2 эксплуатируется электрическая проводка, проложенная по горючему основанию, а именно электрический щиток водонагревателя размещён на деревянном основании;

в нарушении пункта 36 Правил противопожарного режима, ГОСТ 12.4.026-2015 в корпусе общежития внутри объекта защиты не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих пути эвакуации, эвакуационные выходы, и извещатель пожарный ручной;

в нарушении пункта 7 статьи 83 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в корпусе общежития отсутствует дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;

в нарушении подпункта «а» пункта 17 Правил противопожарного режима, статьи 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании столовой наружная пожарная лестница содержится в неисправном состоянии;

в нарушении пункта 36 Правил противопожарного режима, ГОСТ 12.4.026-2015 в здании столовой внутри объекта защиты не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих пути эвакуации, эвакуационные выходы, и извещатель пожарный ручной;

в нарушении подпункта «з» пункта 35 Правил противопожарного режима на территории учебно-производственно-сельскохозяйственного участка центра трудовой адаптации осужденных, по адресу: Орловская область, Мценский район, д. Глазуново на навесе механического двора эксплуатируется электрическая проводка, проложенная по горючему основанию;

в нарушении пункта 19 Правил противопожарного режима использованный при работе с маслами, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями обтирочный материал (ветошь, бумага и др.) после окончания работы не хранится в металлических емкостях с плотно закрывающейся крышкой или утилизироваться в мусорный контейнер;

в нарушении пункта 26 Правил противопожарного режима в здании общежития (установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не обеспечивается автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану;

в нарушении пункта 7 статьи 83 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

По результатам проверки составлен акт от 4 августа 2021 года, в котором зафиксированы все выявленные нарушения. Проверка проведена с участием начальника отдельного поста ведомственной пожарной охраны ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Н. А.С.

По данному факту Орловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области, в отношении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области 6 августа 2021 года было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением главного государственного инспектора г. Мценска и Мценского района по пожарному надзору от 20 августа 2021 года ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Так, нарушения, допущенные ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности, и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области требований пожарной безопасности подтверждается запрошенными и исследованными судом материалами проверки, проведенной Мценском межрайонной прокуратурой совместно с заместителем начальника ОНД и ПР по г. Мценску и Мценскому району ГУ МЧС России по Орловской области от 4 августа 2021 года; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 августа 2021 года, вынесенным с участием законного представителя учреждения, копия постановления вручена начальнику учреждения в тот же день и иными собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом административного органа дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица о доказанности вины юридического лица в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о правомерности привлечения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области к административной ответственности.

На рассмотрение дела должностным лицом главного государственного инспектора г. Мценска и Мценского района по пожарному надзору 20 августа 2021 года представлял интересы учреждения его законный представитель.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности; в постановлении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части назначенного ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области административного наказания.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

Часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая, что учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, кредиторская задолженность ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области на 20 сентября 2021 года составила <...>, а также в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, считаю подлежащим изменению в части назначения наказания в виде административного штрафа со снижением суммы штрафа, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 75 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора г. Мценска и Мценского района по пожарному надзору от 20 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 75000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.А. Волкова