Дело №2-1-529/2022
УИД №57RS0014-01-2022-000695-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года город Мценск
Мценский районный суд в составе:
председательствующего судьи Квасовой О.В.,
с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Егоркиной А.В.,
представителя третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области ФИО1
при секретаре Аминевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, в интересах Российской Федерации, неопределенному кругу лиц, к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» о возложении обязанности провести комплексную оценку технического состояния и получить техническое заключение о состоянии защитного сооружения,
установил:
Заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (далее по тексту ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева») с требованиями о возложении обязанности провести комплексную оценку технического состояния и получить техническое заключение о состоянии защитного сооружения. В обоснование заявленных требований заместитель межрайонного прокурора указал, что Мценской межрайонной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Орловской области была проведена проверка соблюдения законодательства при распоряжении объектами (сооружениями) гражданской обороны, их использовании и обеспечении готовности к чрезвычайным ситуациям, а также требований пожарной безопасности. Проверкой установлено, что защитное сооружение гражданской обороны №, расположенное по адресу: <адрес>, а также защитное сооружение гражданской обороны №, расположенное по адресу: <адрес>, используются с нарушением Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем состоянии защитных сооружений гражданской обороны, при этом в настоящее время техническое заключение о состоянии данных сооружений отсутствует, оценка технического состояния не проведена, вследствие чего использование по назначению указанных объектов в настоящий момент не представляется возможным. На основании изложенного заместитель прокурора просил суд обязать ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», как организацию, эксплуатирующую защитное сооружение гражданской обороны, организовать проведение комплексной оценки технического состояния и получить техническое заключение о состоянии защитных сооружений гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес> и защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Егоркина А.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области (далее по тексту ГУ МЧС России по Орловской области) ФИО1 исковые требования заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области поддерживала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее Федеральный закон "О гражданской обороне") определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 1 Федерального закона "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 (далее по тексту Правила №583) статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.
В пункте 1.7 Правил №583 предусмотрено, что готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся.
В силу пункта 1.8 Правил №583 в обязанности руководителя гражданской обороны организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитного сооружения гражданской обороны к использованию по прямому назначению.
Содержание защитного сооружения гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитного сооружения гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункт 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575).
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил №583 оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.
Согласно пунктам 4.1.3-4.1.6 Правил №583 комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей защитное сооружение гражданской обороны, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния. При этом оценивается: герметичность убежища; работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств; возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом; эксплуатация в режиме защитного сооружения гражданской обороны в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции; наличие проектной документации. Для проведения комплексных оценок технического состояния защитного сооружения гражданской обороны рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению.
Руководители ГО организаций, эксплуатирующих защитное сооружение гражданской обороны, планируют и осуществляют оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны.
В состав комиссий по оценке технического состояния защитного сооружения гражданской обороны должны включаться подготовленные инженерно-технические работники и специалисты организаций, эксплуатирующих защитное сооружение гражданской обороны. Председателем комиссии назначается заместитель руководителя организации, или главный инженер, или главный энергетик.
Результаты оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны оформляются актом. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов (пункт 4.1.6 Правил №583).
Порядок и процедура снятия защитного сооружения гражданской обороны с учета регламентирован пунктами 2.5 -2.15 Правил №583. Данный порядок предусматривает, что с учета снимаются защитные сооружения гражданской обороны при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно. В целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны (изменения типа защитного сооружения гражданской обороны) создается комиссия решением соответствующего должностного лица. Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность защитного сооружения гражданской обороны к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны или акт об изменении типа защитного сооружения гражданской обороны, или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО). К акту о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны (изменении типа ЗС ГО) прилагается техническое заключение о состоянии ЗС ГО по рекомендуемому образцу согласно приложению N 21.
Судом установлено, что комиссией в составе представителей ГУ МЧС России по Орловской области и организации, эксплуатирующей защитное сооружение, утвержден паспорт противорадиационного укрытия в отношении следующих объектов:
- Инвентаризационный номер ЗС ГО №№, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1350 кв.м., год ввода в эксплуатацию -1979;
- Инвентаризационный номер ЗС ГО №№, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 641,7 кв.м., год ввода в эксплуатацию -1990.
Данные защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности и преданы в оперативное управление ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав.
Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» является структурным подразделением ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева».
Из материалов прокурорской проверки, представленных в суд, следует, защитное сооружение гражданской обороны №№, по адресу: <адрес>, а также защитное сооружение гражданской обороны №№, по адресу: <адрес>, используются с нарушением Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583.
Так, в защитном сооружении гражданской обороны №№: - не обеспечена герметизация и гидроизоляция, допускается сырость и подтопление отдельных помещений (п.2, п.3 приказа МЧС России от 21.07.2005 №575, п.3.2.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583); - не проводятся мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций (п. 5.1, 5.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583, п.6 приказа МЧС России от 21.07.2005 №575); - отсутствует система автоматической пожарной сигнализации (п.10 приказа МЧС России от 21.07.2005 №575); -отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.10 приказа МЧС России от 21.07.2005 №575); - организацией не проводится ежегодный технический осмотр и комплексная оценка технического состояния раз в три года (п. 4.1.3 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583); - помещения используются для хранения сгораемых материалов без наличия автоматической системы пожаротушения (п.12 приказа МЧС России от 21.07.2005 №575); - в ЗС ГО в зимнее время не поддерживается температура в соответствии с требованиями проектной документации (п. 3.2.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583); - для укомплектования ЗС ГО не создан запас необходимого инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов (п. 6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583).
В защитном сооружении гражданской обороны №№ - не проводятся мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций (п. 5.1, 5.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583, п.6 приказа МЧС России от 21.07.2005 №575); - организацией не проводится ежегодный технический осмотр и комплексная оценка технического состояния раз в три года (п. 4.1.3 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583); - санузлы, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и не опечатаны (п.9 приказа МЧС России от 21.07.2005 №575); - допускается облицовка стен керамической плиткой (п. 3 приказа МЧС России от 21.07.2005 №575); -допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (п.9 приказа МЧС России от 21.07.2005 №575).
В силу п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Таким образом, законодательством предусмотрена необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначению.
Согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. №1309), организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», как организация, на балансе которой находится защитное сооружение гражданской обороны, должна была исполнять обязанности по содержанию, обеспечению готовности и использованию вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны.
Вопреки этому, ответчик надлежащим образом данные обязанности не исполнил.
В связи с этим суд считает исковые требования о возложении обязанности на ответчика ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» провести комплексную оценку технического состояния и получить техническое заключение о состоянии защитного сооружения обоснованными, поскольку представленными доказательствами подтверждается наличие нарушений со стороны ответчика как организации, эксплуатирующей защитное сооружение гражданской обороны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» о возложении обязанности провести комплексную оценку технического состояния и получить техническое заключение о состоянии защитного сооружения удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетному образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» организовать проведение комплексной оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны №№, расположенного по адресу: <адрес>,
Обязать федеральное государственное бюджетному образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» организовать проведение комплексной оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны №№, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать федеральное государственное бюджетному образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» получить техническое заключение о состоянии защитного сооружения гражданской обороны №№, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать федеральное государственное бюджетному образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» получить техническое заключение о состоянии защитного сооружения гражданской обороны №№, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2022 года.
Председательствующий О.В. Квасова