Дело № 57RS0014-01-2022-001159-80
производство № 2-1-902/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2022 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Егоркиной А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волобуевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Подберёзовского сельского поселения Мценского района Орловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возложении обязанности провести комплексную оценку технического состояния и получить техническое заключение о состоянии объекта гражданской обороны,
установил:
заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к администрации Подберезовского сельского поселения Мценского района Орловской области о возложении обязанности провести комплексную оценку технического состояния и получить техническое заключение о состоянии объекта гражданской обороны.
В обоснование заявленных требований указал, что Мценской межрайонной прокуратурой Орловской области была проведена проверка соблюдения законодательства при учете, содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО). В ходе проверки было установлено, что ЗС ГО №, расположенное по адресу: <адрес>, находится в ненадлежащем техническом состоянии, используется с нарушением норм Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата N 583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от Дата N 575. При этом в нарушении пункта 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата N 583, администрацией Подберёзовского сельского поселения Мценского района Орловской области, являющейся организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, не проведена комплексная оценка технического состояния ЗС ГО, не получено техническое заключение о его состоянии, что препятствует дальнейшему планированию ремонтов технических средств и строительных конструкций либо рассмотрению вопроса о снятии ЗС ГО с учета (изменении типа).
По данным основаниям Мценский межрайонный прокурор просит обязать администрацию Подберёзовского сельского поселения Мценского района Орловской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение комплексной оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес> и получить техническое заключение о состоянии указанного защитного сооружения гражданской обороны.
В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Социально-культурный центр Подберезовского сельского поселения».
В судебном заседании старший помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Егоркина А.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Подберёзовского сельского поселения Мценского района Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области и Муниципального казенного учреждения «Социально-культурный центр Подберезовского сельского поселения» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в частности, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В силу пункта 3 статьи 18 данного Федерального закона обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Пунктом 2 "Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", утвержденного Приказом МЧС России от Дата N 575, предусмотрено, что содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии с "Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными Приказом МЧС России от Дата N 583, статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (пункт 1.2).
При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункт 3.2.1.).
Оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации (пункт 4.1.1).
Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.
При этом проверяется: герметичность убежища; работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств; возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом (приложение N 12); эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции; наличие проектной документации.
Для проведения комплексных оценок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению (пункт 4.1.3).
Руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1.4).
Результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении N 13. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении N 14. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение N 7) (пункт 4.1.6).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что комиссией в составе представителей Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Орловской области и организации, эксплуатирующей защитное сооружение, утвержден паспорт ЗС ГО в отношении защитного сооружения гражданской обороны – <...>), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <...>., год ввода в эксплуатацию – <...>.
Данное ЗС ГО находится в подвальном помещении нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на нежилое здание с кадастровым номером №, в том числе помещение ЗС ГО, зарегистрировано за Муниципальным образованием Подберёзовское сельское поселение Мценского района Орловской области. Здание находится в оперативном управлении Муниципального казенного учреждения «Социально-культурный центр Подберезовского сельского поселения».
Как следует из паспорта ЗС ГО – №), организацией, эксплуатирующей указанное защитное сооружение, является администрация Подберёзовского сельского поселения Мценского района Орловской области. В мирное время ЗС ГО используется для хозяйственных нужд сельского дома культуры.
Мценской межрайонной прокуратурой на основании поручения Прокуратуры Орловской области была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ЗС ГО №, расположенное по адресу: <адрес>, находится в ненадлежащем техническом состоянии, используется с нарушением норм пунктов 5.1, 5.2, 4.1.3, 6.2.1-6.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата N 583, и пунктов 3, 6, 9, 10, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от Дата N 575.
При этом в нарушение пункта 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата N 583, администрацией Подберёзовского сельского поселения Мценского района Орловской области, являющейся организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, не проводится в установленные законодательством сроки комплексная оценка технического состояния ЗС ГО.
Данные факты не оспаривались при рассмотрении дела представителем администрации Подберёзовского сельского поселения Мценского района Орловской области – главой сельского поселения ФИО1
При таких обстоятельствах, на основании приведенных выше норм права, исковые требования прокурора о возложении на администрацию Подберёзовского сельского поселения Мценского района Орловской области обязанности организовать проведение комплексной оценки технического состояния ЗС ГО и получить техническое заключение о состоянии указанного защитного сооружения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить срок для выполнения ответчиком данных мероприятий – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию Подберёзовского сельского поселения Мценского района Орловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение комплексной оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны №), расположенного по адресу: <адрес>, и получить техническое заключение о состоянии указанного защитного сооружения гражданской обороны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года.
Судья О.О. Ноздрина