УИД № 57RS0022-01-2020-000158-08 Производство № 2-473/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2020 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при секретаре судебного заседания Шляхто Е.Е.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Свириной Лидии Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Свирина Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее –УПФР, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указала, что 11.06.2019 пенсионным органом ей было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку период проживания на территории зоны проживания с правом на отселение документально не подтвержден.
Истец считает данный отказ неправомерным, поскольку с 1985 по 1987 гг. она фактически проживала без регистрации вместе с родителями и братьями в д. Середичи Болховского района Орловской области. В период с 1987 по 1992 гг. истец также фактически проживала в п. Щербовский Болховского района Орловской области. Данные населенные пункты, были расположены на территории зоны проживания с правом на отселение.
В связи с изложенным истец просила суд установить факт проживания в д. Середичи Болховского района Орловской области в период с 1985 по 1987 гг., а также в пос. Щербовский Болховского района Орловской области в период с 1987 по 1992 гг., обязать пенсионный орган назначить ей пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с 17.04.2019.
В судебном заседании истец Свирина Л.И. исковые требования уточнила и просила суд включить период проживания с 1987 по 1992 гг. на территории зоны проживания с правом на отселение в п. Щербовский Болховского района Орловской области, а также признать за ней право на снижение возраста выхода на пенсию на два года; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины. Требования в части включения периода проживания в д. Середичи Болховского района Орловской области с 1985 по 1987 гг. истец не поддержала и просила не рассматривать.
Представитель ответчика – ФИО3 исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание в спорный период на территории зоны проживания с правом на отселение.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1992 № 1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 33 данного Закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в том числе, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, а также постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункты 7, 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1992 № 1244‑1).
Статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с абз. 3 ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-Р действовавшем до 01.02.1998 предусмотрены населенные пункты – Щербовский Болховского района Орловской области, а также Образцово Орловского района Орловской области.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 27 Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.04.2019 Свирина Л.И. обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение, а также с льготным социально-экономическим статусом.
Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 04.05.2019 № 190000029758/147344/19 в установлении пенсии по старости истице было отказано в связи с отсутствием права.
В письме пенсионного органа от 11.06.2019 № 27-4716 принятое решение об отказе Свириной Л.И. в досрочном назначении пенсии по старости мотивировано тем, что период проживания на территории зоны проживания с правом на отселение с марта 1986 по 17.04.1994 в п. Щербовский Болховского района Орловской области документально не подтвержден.
Одновременно пенсионным органом включен период работы истицы в Болховском отделе культуры с 07.03.1988 по 27.03.1989, с 15.02.1992 по 22.03.1992 в стаж работы на территории зоны проживания с правом на отселение за исключением периода нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с 28.03.1989 по 14.02.1992, как протекавшие за пределами зоны радиоактивного загрязнения. Также включен период работы истицы в ТОО «Пробуждение» с 06.04.1992 в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, с учетом которого в связи с проживанием с 18.04.1994 в д. Образцово Орловского района Орловской области признано право на снижение возраста выхода на пенсию на 1 год.
При обращении в суд, а также при рассмотрении настоящего дела Свирина Л.И. ссылалась на то обстоятельство, что с 1987 по 1992 гг. проживала без регистрации в п. Щербовский Болховского района Орловской области.
Как следует из паспорта гражданина Российской Федерации, Свирина Л.И., (дата обезличена) года рождения зарегистрирован с (дата обезличена) по адресу: Орловская область, Орловский район, (адрес обезличен).
Согласно записям в трудовой книжке Свирина Л.И. обучалась в Орловском СПТУ № 30 с 01.09.1985 по 25.07.1986, с 30.07.1986 по 19.04.1988 работала продавцом в Орловском промторге, с 07.03.1988 по 22.03.1992 в Болховском отделе культуры в должности художественного руководителя Михневского сельского дома культуры, с 06.04.1992 по 01.09.1996 в ТОО «Пробуждение».
Из объяснений истицы в судебном заседании установлено, что с 30.07.1986 по 19.04.1988 она работала продавцом Орловского промторга в магазине, расположенном в г. Орле, и ежедневно приезжала на работу из Болховского района.
(дата обезличена) истец вступила в брак со ФИО4, который был зарегистрирован Отделом ЗАГС администрации (адрес обезличен) Орловской области.
(дата обезличена) у Свириной Л.И. родился сын ФИО5, в свидетельстве о рождении которого указано место рождения п. Щербовский Болховского района Орловской области.
Из представленной в материалы дела копии медицинской карты ФИО5, (дата обезличена) года рождения, следует, что ребенок проживает в д. Щербово Михневского сельского совета Болховского района. Также в медицинской карте содержатся отметки о наблюдении ФИО5 и посещении детской консультации по месту жительства.
В соответствии с истребованными судом выписками из похозяйственных книг администрации Михневского сельского поселения Болховского района Орловской области за 1987-1992 гг. следует, что в хозяйстве ФИО6 значится дочь Свирина (ФИО11) Л.И., которая была зарегистрирована в (адрес обезличен) с (дата обезличена) и снята с регистрационного учета (дата обезличена) в связи с убытием в с. Образцово Орловского района Орловской области.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО7, ФИО8, Ёшина Л.П. подтвердили, что Свирина Л.И. проживала вместе с родителями и мужем в п. Щербовский Болховского района Орловской области с 1987 по 1992 гг. и работала в Болховском доме культуры.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.
Таким образом, совокупность перечисленных доказательств свидетельствует о том, что истица Свирина Л.И. имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку не менее 4 лет проживала на территории зоны проживания с правом на отселение в п. Щербовский Болховского района Орловской области.
С учетом не оспариваемого пенсионным органом права истицы на снижение возраста выхода на пенсию в связи с работой и проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на 1 год, Свирина Л.И. в общей сложности имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Свирина Л.И. в указанный период проживала на территории зоны проживания с правом на отселение.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Свириной Лидии Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС удовлетворить.
Признать за Свириной Лидией Ивановной право на назначение пенсии в соответствии со ст. ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на два года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Свириной Лидии Ивановны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2020 г.
Судья В.С. Агибалов