ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570022-01-2020-000368-57П от 22.01.2020 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД № 57RS0022-01-2020-000368-57 Производство № 2-622/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2020 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при секретаре судебного заседания Шляхто Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее –УПФР, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что 25.11.2019 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, представив необходимые документы.

Однако ввиду непредставления работодателем необходимых для назначения пенсии документов истец 11.01.2020 вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

В связи с изложенным, с учетом уточнения требований, истец просил суд обязать пенсионный орган назначить ему пенсию и производить ее выплату с момента возникновения права с 28.11.2019.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – ФИО3 исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В силу п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет

Согласно статье 34 Закона РФ от 15.05.1992 № 1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с действующим законодательством гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1992 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно подп. «а» пункта 2 указанных правил в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).

Исходя из подп. «а» пункта 4 при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из положений пп 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как следует из материалов дела, 25.11.2019 ФИО1 обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 24.01.2020 № 20000002535/413475/19 в установлении пенсии по старости истцу с 25.11.2019 было отказано в связи с отсутствием права.

В письме пенсионного органа от 19.02.2020 принятое решение об отказе ФИО1 в досрочном назначении пенсии по старости мотивировано тем, что при обращении с указанным заявлением ФИО1 было выдано уведомление о предоставлении индивидуальных сведений по форме «СЗВ-СТАЖ» «Назначении пенсии» по 24.11.2019 в связи с отсутствием в предоставленной истцом для назначения досрочной страховой пенсии справки, уточняющей особый характер работ от 25.11.2019 № 7, выданной Эксплуатационным локомотивным депо «Орел-сортировочный» - Московской дирекции тяги Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» периодов, которые не подлежат зачету в льготный стаж за 2019 год (периоды простоя).

09.01.2020 при предоставлении организацией Эксплуатационным локомотивным депо «Орел-сортировочный» отчетности по форме «СЗВ-СТАЖ» «Назначении пенсии» пенсионным органом установлены периоды простоя 07.02.2019, 20.04.2019, 22.10.2019. При этом по состоянию на 24.11.2019 льготный стаж составлял 12 лет 5 месяцев 27 дней, что менее величины, указанной в п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

10.01.2020 ФИО1 повторно обратился в УПФР с заявлением о досрочном назначении пенсии по вышеуказанным основаниям.

Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 27.01.2020 № 20000002674/1362/20 истцу была назначена пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1992 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом представленных работодателем сведений о периодах простоя за 2019 год.

Как установлено судом при первоначальном обращении истца в УПФР с заявлением о досрочном назначении пенсии им была предоставлена уточняющая справка, в которой работодателем не были отражены периоды, не подлежащие зачету в льготный стаж за 2019 год (периоды простоя).

В связи с этим пенсионным органом ФИО1 было выдано уведомление о сроках сдачи сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период с 01.01.2019 по 24.11.2019 в адрес работодателя - Эксплуатационного локомотивного депо «Орел-сортировочный» - Московской дирекции тяги Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» со сроком исполнения до 28.11.2019.

Однако указанные сведения поступили в Пенсионный фонд от работодателя лишь 09.01.2020 и после получения которых ФИО1 на следующий день было подано повторное заявление о досрочном назначении пенсии.

В связи с этим на основании решения от 27.01.2020 пенсия была назначена ФИО1 с 09.01.2020.

В силу вышеприведенных положений Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит именно на работодателе.

Таким образом, право истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодателем не были своевременно и в полном объеме представлены в Пенсионный фонд сведения о периодах, не подлежащих зачету в льготный стаж за 2019 год (периодах простоя).

Принимая во внимание, что право на получение пенсии у ФИО1 с учетом периодов простоя возникло с 28.11.2019, суд полагает, что пенсия по старости истцу должна быть назначена исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» с указанной даты.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на досрочное назначение пенсии при первоначальном обращении в пенсионный фонд основаны на ошибочном толковании вышеприведенных положений действующего законодательства, в связи с чем отклоняются судом как несостоятельные.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии ФИО1 с 28.11.2019.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2020 г.

Судья В.С. Агибалов