ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570022-01-2021-004538-76 от 29.10.2021 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело (УИД) № 57RS0022-01-2021-004538-76

производство № 2а-2723/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года город Орел

Заводской районный суд г.Орла в составе председательствующего судьи Кальной Е.Г.,

с участием помощника прокурора Заводского района г. Орла Верижниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Коптевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла административное дело по административному исковому заявлению Панухника Виктора Николаевича, Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Заводского района г.Орла, Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании незаконными и отмене решений,

УСТАНОВИЛ:

Панухник В.Н., являвшийся кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу № 7, Региональное отделение Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области обратились в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Заводского района г.Орла, Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании незаконными и отмене решений.

В обоснование административных исковых требований указано, на 19.09.2021 были назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов. Голосование проводилось в течение трех дней – с 17по 19 сентября 2021 года. Ссылались на то, что в ходе голосования и подсчета голосов на избирательном участке №79 имели место существенные нарушения законодательства, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Из протоколов №1 и №2 об итогах голосования на избирательном участке по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, подписанных 20.09.2021, избирательная комиссия не учла и утратила избирательные бюллетени. Было учтено и утрачено по 5 бюллетеней по выборам депутатов по областному округу и по 8 бюллетеней по выборам депутатов по одномандатному избирательному округу №7. Ссылались на то, что по областному округу было признано недействительными 157 бюллетеней, по одномандатному избирательному округу – 142 бюллетеня. Полагали, что указанные обстоятельства могут свидетельствовать о незаконном вскрытии сейф-пакетов в ночь с 17 на 18 сентября 2021 года, и с 18 на 19 сентября 2021 года. Также ссылались на то, что активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в границах избирательного округа, под адресом места жительства понимается адрес, по которому гражданин зарегистрирован. Однако члены участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 не проверяли адрес регистрации граждан, указанный в паспортах.

В связи с изложенным, просят суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 об итогах голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу №7, оформленное протоколом №1; отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 об итогах голосования на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по областному избирательному округу, оформленное протоколом №2.

Административный истец Панухник В.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания надлежащим образом уведомлен, о причине неявки суду не сообщил.

Представители административного истца Панухника В.Н. - Замуруева О.А., Подъяпольский С.А., действующие на основании доверенностей, представитель Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» Подъяпольский С.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержали административные исковые требования и просили суд их удовлетворить. Ссылались на то, что из совокупности обстоятельств, установленных в судебном заседании, а также из имеющихся доказательств, следует, что в ходе голосования и подсчета голосов на избирательном участке №79 имели место существенные нарушения, не позволяющие с достоверностью определить действительную волю избирателей. Из протоколов №1 и №2 об итогах голосования на избирательном участке по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, подписанных 20.09.2021, избирательная комиссия не учла и утратила избирательные бюллетени. Так в протоколах указано, что не учтено при получении (строка 9б) и утрачено (строка 9а) по 5 бюллетеней по выборам депутатов по областному округу и по 8 бюллетеней по выборам депутатов по одномандатному избирательному округу. Также указано, что по областному округу было признано недействительными 157 бюллетеней, по одномандатному избирательному округу – 142 бюллетеня. Представители участковой избирательной комиссии не смогли объяснить причину появления не учтенных и утраченных бюллетеней. Тогда как со слов свидетеля, который присутствовал при подсчете голосов на указанном избирательном участке, следует, что при первоначальном подсчете голосов, выяснилось, что количество бюллетеней превышало то количество, которое было передано из территориальной избирательной комиссии. В связи с чем, участковой избирательной комиссией был составлен акт о том, что количество бюллетеней не соответствует числу избирательных бюллетеней, выданных по акту передачи от 14.09.2021 (по областному избирательному округу количество бюллетеней при подсчете составило 915, тогда как передано по акту было 910, по одномандатному избирательному округу количество составило 903 штуки, а передано было по акту 910 бюллетеней). Однако в итоговом протоколе имеют место другие цифры, что и позволяет говорить о существенных нарушениях. Также ссылались на то, что члены участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 не проверяли адрес регистрации граждан, указанный в паспортах, при выдаче избирательных бюллетеней.

Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии №79 – председатель Участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Хатетовская В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. В представленных письменных возражениях указала, что в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 97 Закона Орловской области от 13 октября 2006 года № 621-03 «О выборах депутатов Орловского областного Совета депутатов» для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки: строка 9а - число утраченных бюллетеней; строка 9б - число бюллетеней, не учтенных при получении. В протоколе № 1 в строке «9а» число утраченных избирательных бюллетеней - 8, в строке «96» число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 8. В протоколе № 2 в строке «9а» число утраченных избирательных бюллетеней - 5, в сроке «96» число избирательныхбюллетеней, не учтенных при получении - 5. Указанные объективные данные внесенны в протокол № 1 и протокол № 2 и получены по итогам подсчета голосов избирателей, проведенного членами участковой избирательной комиссии № 79 с правом решающего голоса в строгом соответствии с положениями статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Российской Федерации от 01 июля 2021 г. «13/103-8 (далее - Положение). Протокол № 1 и протокол № 2 были подписаны всеми членами участковой избирательной комиссии № 79 с правом решающего голоса. Особых мнений членов участковой избирательной комиссии и каких-либо возражений относительно объективности внесенных в прокол № 1 и протокол № 2, жалоб на нарушение процедуры подсчета голосов от участников избирательного процесса не поступало. Позиция заявителя относительно подозрений в незаконном вскрытии сейф-пакетов, хранящихся в ночь с 17 на 18 сентября 2021 года и в ночь 18 на 19 сентября 2021 основана на предположениях и не имеет фактически подтвержденных оснований. Указанные в проколе № 1 и протоколе № 2 объективные данные о количестве недействительных бюллетеней были получены УИК по итогам подсчета голосов. При этом избирательные бюллетени были признаны недействительными участковой избирательной комиссией избирательного участка № 79 по основаниям, предусмотренным пунктом 4.6 Положения и пунктом 17 статьи 68 Федерального закона. Общее число недействительных бюллетеней было занесено в соответствующие строки протоколов об итогах голосования. Бюллетени, признанные недействительными, были присоединены к соответствующей пачке бюллетеней. И при подсчете голосов, полученных соответствующими кандидатами и избирательными объединениями, не учитывались. Ссылалась на то, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № 79 обеспечена сохранность избирательных бюллетеней в строгом соответствии с требованиями закона. Помещение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 79, в котором хранились избирательные бюллетени находилось под круглосуточной охраной правоохранительных органов, с момента получения участковой избирательной комиссией избирательных бюллетеней. Кроме того, в дни голосования (круглосуточно) и до окончания процесса подведения итогов голосования в помещении участковой избирательной комиссии избирательного участка № 79 осуществлялось видеонаблюдение и трансляции изображения в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. При этом ни в период голосования, ни во время проведения процедуры подсчета не зафиксировано фактов незаконного проникновения в помещение, в котором хранились избирательные бюллетени, также не зафиксировано фактов незаконного вскрытия сейфов в которых хранились избирательные бюллетени и сейф-пакеты. Доводы относительно того, что члены участковой комиссии, ответственные за выдачу избирательных бюллетеней систематически не проверяли адрес места жительства избирателей, указанный в паспорте носит предположительный характер, не соответствует действительности, и не имеет подтверждения. Нарушений, не позволяющих с достоверностью определить волеизъявления избирателей, не допущено. Обстоятельства, влияющие на достоверность определения результатов волеизъявления избирателей, отсутствуют. Доводы административных истцов основаны на домыслах и предположениях.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла – председатель Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла Осипов А.А. просил суд отказать в удовлетворении требований административного истца по тем основаниям, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Представители заинтересованного лица Избирательной комиссии Орловской области ФИО8, ФИО9, действующие на основании доверенностей возражали против удовлетворения административных исковых требований, просили суд отказать в полном объеме, поддержали доводы изложенные представителями административных ответчиков. Дополнительно пояснили, что ссылка истцов на то, что в протоколах об итогах голосования отражено утраченных избирательных бюллетеней (строка 9а) и число избирательных бюллетеней не учтенных при получении (строка 96), и это является существенным нарушением законодательства, не позволяющим с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, является не основанной на нормах права. По смыслу пункта 22 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) указанные строки заполняются в случае, когда не выполняются контрольные соотношения, установленные приложением 11 к Федеральному закону с учетом нумерации строк протокола об итогах голосования, предусмотренной Законом Орловской области от 13.10.2006 № 621-03 «О выборах Орловского областного Совета народных депутатов». Как правило, соотношение строка 2 (число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией) = строка 3(число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования) + строка 4 (число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования) + строка 5 (число погашенных бюллетеней) + строка 9а (число утраченных бюллетеней) - строка 96 (число бюллетеней, не учтенных при получении). Если контрольные соотношения выполняются, в строках 9а и 96 протокола проставляется цифра «О». Если контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.

В соответствии с пунктом 3.6 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов с использованием Государственной автоматизированной системы Российской "Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 17.08.2021. № 151/1012-6, если в результате дополнительного подсчета по строкам 2,3,4 и 5 протокола контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола: в строку 9а (число утраченных бюллетеней) и строку 96 (число бюллетеней, не учтенных при получении).

В частности, если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, вносится в строку 9а, при этом в строке 96 проставляется цифра «0».

Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 96, при этом в строке 9а проставляется цифра «0».

Одновременное заполнение строк 9а и 96 указанной инструкцией не предусмотрено. Более того, внесение в строки 9а и 96 одинакового значения не влияет на выполнение контрольного соотношения 2 равно 3+4 + 5 +9а-96.

Выполнение данного контрольного соотношения [910]= [436]+[34]+[440] для протокола № 1 и [910]= [692]+[34]+[184] для протокола № 2 со значениями «О» в строках 9а и 96 протокола свидетельствует об отсутствии как утраченных бюллетеней, так и их излишка при получении.

Объективные данные, внесенные в протокол № 1 и протокол № 2 получены по итогам подсчета голосов избирателей, проведенного членами участковой избирательной комиссии № 79 с правом решающего голоса в строгом соответствии с требованиями статьи 68 Федерального закона и Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01 июля 2021 г. № 13/103-8 (далее - Положение). И протокол № 1 и протокол № 2 были подписаны всеми членами участковой избирательной комиссии № 79 с правом решающего голоса. Особых мнений членов участковой избирательной комиссии и каких-либо возражений относительно объективности данных, внесенных в прокол № 1 и протокол № 2, жалоб на нарушение процедуры подсчета голосов от участников избирательного процесса не поступало.

Таким образом, внесение соответствующих значений в строки 9а и 96 протоколов может являться следствием допущения участковой избирательной комиссией механической ошибки, которая не искажает действительную волю избирателей.

Доводы о наличии в действиях комиссии нарушения, выразившегося в том, что членами комиссии систематически не проверялись адреса регистрации граждан, указанные в паспортах, не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам. В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона, статьей 7 Закона Орловской области от 13.10.2006 № 621-03 «О выборах депутатов Орловского областного Совей народных депутатов» списки избирателей, за исключением списков избирателей, составляемых на избирательных участках, образованных в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона ОрловсзжЯ области от 13.10.2006 № 621-03 «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов», составляются территориальными избирательными комиссиями на основаамш сведений, полученных с использованием Государственной системы регистрации (учета)| избирателей, участников референдума в Российской Федерации. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие надень голосования активным избирательным правом. Сведения об адресе места жительства избирателей в указанных списках избирателей, передаваемых из территориальной избирательной комиссии в участковые избирательные комиссии, включаются при их изготовлении. В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 64 Федерального закона бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При получении бюллетеня избиратель, проставляет в списках избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданрина, или с согласия избирателя, либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший избирательный бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. В зоне видимости средств видеонаблюдения находились, в том числе, места, где осуществлялась работа со списками избирателей, места выдачи избирателям избирательных бюллетеней, стационарные ящики для голосования. По результатам исследования видеозаписей нарушений, фактов выдачи избирательных бюллетеней без предъявления избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, не усматривается.

Полагали, что доводы, представленные административным истцом, носят предположительный характер, не указывают на наличие нарушений, которые бы исключали возможность установления
действительного волеизъявления избирателей, и опровергаются фактическими обстоятельствами.

Заинтересованное лицо ФИО17 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованные лица ФИО18, ФИО19, представители Орловского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Орловского регионального отделения Политической партии "ЛДПР", ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Регионального отделения в Орловской области Политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые", Регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Орловской области, регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» в Орловской области, регионального отделения политической партии «Новые люди» в Орловской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица (далее – КАС РФ), участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 3 ст. 243 КАС РФ, выслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно статьям 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими: они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2).

В силу статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года) за каждым гражданином предусмотрены право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений.

Положениями статьи 239 КАС РФ предусмотрено право на обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2).

Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В силу частей 2, 3 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. После опубликования результатов; выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года.

В силу статьи 63.1, пункта 16 статьи 65 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования, то есть проводится досрочное голосование.

Согласно статье 65 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Федерального закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.

Как следует из материалов дела, решением Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла «О формировании Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 79» № 32/122 от 05.06.2018 была сформирована Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 79 со сроком полномочий пять лет в количестве 12 членов с правом решающего голоса.

Решениями Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла от 16.08.2019, 22.08.2019, 21.03.202о, 28.08.2020, 21.05.2021, 26.08.2021 были внесены изменения в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка №79.

Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 назначена Хатетовская В.В.

Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18.06.2021 N 61/1695-ОС "О назначении выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов" назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 - 2026 годов на 19 сентября 2021 года.

Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 21.09.2021 N 159/1058-6 "О результатах выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 - 2026 годов по областному избирательному округу" выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021 - 2026 годов по областному избирательному округу признаны состоявшимися и результаты выборов – действительными.

23.09.2021 постановлением Избирательной комиссии Орловской области №160/1059-6 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 года» установлено, что в Орловский областной Совет народных депутатов созыва 2021-2026 годов избрано 50 депутатов: 25 – по областному избирательному округу и 25 – по одномандатным избирательным округам.

Обращаясь в суд с иском административные истцы ссылаются на то, что в ходе голосования и подсчета голосов на избирательном участке №79 имели место существенные нарушения, не позволяющие с достоверностью определить действительную волю избирателей, поскольку имели место факты утраченных, не учтенных и недействительных бюллетеней. Полагали, что имело место вскрытие сейф-пакетов.

В соответствии со ст.67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. Протокол об итогах голосования должен содержать: номер экземпляра; название выборов, референдума, дату голосования; слово "Протокол"; адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума; строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии); строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных бюллетеней; строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число недействительных бюллетеней; строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.

При разрешении спора установлено, что участковой избирательной комиссией избирательного участка №79 по итогам голосования приняты решения, оформленные протоколами об итогах голосования.

Согласно протоколу № 1 Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №7, избирательный участок №79 участковой избирательной комиссией было установлено: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1399 (строка 1); число бюллетеней, полученных участковой комиссией -910 (строка 2); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 315; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 436 (строка 3); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 34 (строка 4); число погашенных бюллетеней – 440 (строка 5); число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 34 (строка 6); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 436 (строка 7); число недействительных бюллетеней – 142 (строка 8); число действительных бюллетеней – 328 (строка 9); число утраченных бюллетеней – 8 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 8 (строка 9б). Согласно указанного протокола за кандидата ФИО17 проголосовало 103 избирателей; за кандидата ФИО18 проголосовало 46 избирателей; за кандидата ФИО19 проголосовало 123 избирателя; за кандидата Панухника В.Н. проголосовало 56 избирателей.

Из протокола № 2 Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу избирательного участка №79, следует, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1399 (строка 1); число бюллетеней, полученных участковой комиссией – 910 (строка 2); число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 692 (строка 3); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 34 (строка 4); число погашенных бюллетеней – 184 (строка 5); число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 34 (строка 6); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 692 (строка 7); число недействительных бюллетеней – 157 (строка 8); число действительных бюллетеней – 569 (строка 9); число утраченных бюллетеней – 5 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 5 (строка 9б). Согласно указанного выше протокола за избирательное объединение Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» проголосовало 171 избирателей; за избирательное объединение Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России проголосовало 70 избирателей; за избирательное объединение Всероссийская политическая партия «Партия РОСТА» 8 избирателей; политическая партия 2Новые люди» 54 избирателя; политическая партия «Российская экологическая партия «ЗЕЛЕНЫЕ» 16 избирателей, Социалисчтическая политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ 66 избирателей; политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную спораведливость» 31 избиратель Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» проголосовало 153 избирателя.

Согласно п.9 ст.63.1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьей, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее ЦИК России).

Постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8 утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 9 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд.

Проведение голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года и установление итогов голосования осуществляются с соблюдением требований законодательства о выборах и референдумах (статьи 63.1, 64, 66, 68 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 80.1, 81, 83, 85 Федерального закона N 20-ФЗ) с особенностями, установленными Положением (пункт 1.2).

17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет. Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком (пункт 3.3 Положения)

Пункт 4.2. Положения -при осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей в первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования и помещенных в сейф-пакеты в соответствии с пунктом 3.3 Положения. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка: для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших на дому, - согласно письменным заявлениям о голосовании на дому; для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования, - по книге списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования.

С этой целью список избирателей на время проверки извлекается из места хранения, а по ее окончании убирается обратно в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. При этом не допускается хранение списка избирателей в сейфе, предназначенном для хранения сейф-пакетов. Сохранность списка избирателей обеспечивается в соответствии с разделом 5 Положения (пункт 4.5 Положения).

В соответствии с пунктов 4.6 Положения если после проведенной проверки подтвердится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день голосования, все избирательные бюллетени по соответствующим выборам (соответствующему избирательному округу), находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. По данному факту составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении N 4), который прилагается к протоколу об итогах голосования.

Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными в случае, указанном в пункте 4.6 Положения, оглашается и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке избирательных бюллетеней (пункт 4.7 Положения).

Из материалов дела следует, что 20.09.2021 в 03 часа 00 минут участковой избирательной комиссией №79 был составлен акт из содержания которого следует, что на основании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 все избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Орловского областного совета созыва 2021-2026 годов в количестве 31 штук, находившиеся в сейф-пакете №79879823 признаны недействительными в соответствии с пунктом 4.6 Положения об особенностях голосования, утвержденного постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8. В связи с тем, что при подсчете избирательных бюллетеней извлеченных из сейф-пакета обнаружено на один больше чем число бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика для голосования и сейф-пакета от 18.09.2021.

Также 20.09.2021 в 04 часа 10 минут был составлен акт из содержания которого следует, что на основании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 все избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Орловского областного совета созыва 2021-2026 годов в количестве 211 штук, находившиеся в сейф-пакете №80103976 признаны недействительными в соответствии с пунктом 4.6 Положения об особенностях голосования, утвержденного постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8. В связи с тем, что при подсчете избирательных бюллетеней извлеченных из сейф-пакета обнаружено на два больше чем число бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика для голосования и сейф-пакета от 18.09.2021.

Из пояснений председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Хатетовской В.В. в судебном заседании следует, что при подсчете голосов были установлены указанные факты, в связи с чем, все избирательные бюллетени из вышеуказанных сейф-пакетов были признаны недействительными, данные занесены в итоговый протокол №1 и №2.

Указанные действия, по мнению суда произведены членами участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 в соответствии с требованиями Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, утвержденного постановлением ЦИК РФ от 01.07.2021 №13/103-8.

Также из протокола №1 следует, что участковой избирательной комиссией указано: число утраченных бюллетеней – 8 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 8 (строка 9б). Из протокола № 2 следует, что участковой избирательной комиссией указано число утраченных бюллетеней – 5 (строка 9а); число бюллетеней, не учтенных при получении – 5 (строка 9б).

Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией, закреплен в статье 68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», а также в статье 97 Закона Орловской области от 13.10.2006 N 621-ОЗ (ред. от 07.06.2021) "О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов".

Как правило, соотношение строка 2 (число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией) = строка 3(число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования) + строка 4 (число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования) + строка 5 (число погашенных бюллетеней) + строка 9а (число утраченных бюллетеней) - строка 96 (число бюллетеней, не учтенных при получении). Если контрольные соотношения выполняются, в строках 9а и 96 протокола проставляется цифра «О». Если контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.

В соответствии с пунктом 3.6 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов с использованием Государственной автоматизированной системы Российской "Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 17.08.2021. № 151/1012-6, если в результате дополнительного подсчета по строкам 2,3,4 и 5 протокола контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола: в строку 9а (число утраченных бюллетеней) и строку 96 (число бюллетеней, не учтенных при получении).

В частности, если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, вносится в строку 9а, при этом в строке 96 проставляется цифра «0».

Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 протокола об итогах голосования и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 96, при этом в строке 9а проставляется цифра «0».

Одновременное заполнение строк 9а и 96 указанной инструкцией не предусмотрено. Более того, внесение в строки 9а и 96 одинакового значения не влияет на выполнение контрольного соотношения 2 равно 3+4 + 5 +9а-96.

Выполнение данного контрольного соотношения [910]= [436]+[34]+[440] для протокола № 1 и [910]= [692]+[34]+[184] для протокола № 2 со значениями «О» в строках 9а и 96 протокола свидетельствует об отсутствии как утраченных бюллетеней, так и их излишка при получении.

Довод представителя истцов о том, что наличие в протоколах сведений об утраченных и не учтенных бюллетеней, составление акта, в котором отражено, что комиссией при подсчете было установлено большее количество бюллетеней чем передано из территориальной комиссии, а также наличие большого количества недействительных бюллетеней, что свидетельствует о допущенных нарушениях в период проведения выборов и подсчета голосов, не является основанием для отмены решений, оформленных протоколом №1 и протоколом №2.

В материалы дела представлен акт, подписанный членами участковой избирательной комиссии Хатетовской В.В., ФИО10, ФИО11 от 19.09.2021 в 21 час 53 минуты, в котором указано, что при подсчете числа избирательных бюллетеней сумма бюллетеней для голосования по областному избирательному округу, выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования, а также количество погашенных бюллетеней составило 915 штук, что не соответствует числу избирательных бюллетеней, выданных по акту от 14.09.2021 передачи избирательных бюллетеней для голосования 910 бюллетеней; по одномандатному избирательному округу число избирательных бюллетеней сумма бюллетеней для голосования по областному избирательному округу, выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования, а также количество погашенных бюллетеней составило 903 штуки, что не соответствует числу избирательных бюллетеней, выданных по акту от 14.09.2021 передачи избирательных бюллетеней для голосования 910 бюллетеней.

Из пояснений председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Хатетовской В.В. в судебном заседании следует, что после первого подсчета по спискам действительно получались такие цифры. По требованию членов с правом совещательного голоса от кандидата и от политической партии «Справедливая Россия-Патриоты-За правду» был составлен указанный акт. Однако при дальнейшем подсчете и пересчете, указанные цифры не подтвердились, все контрольные соотношения сходились, количество бюллетеней выданных избирателям и количество бюллетеней, переданных в избирательную комиссию составляло 910, не было ни утраченных, ни не учтенных бюллетеней. Пояснила, что отображение в протоколе №1 в строках 9а и 9б по 8 бюллетеней, и в протоколе №2 в строке 9а и 9б по 5 бюллетеней, является технической (механической) ошибкой, так как был составлен такой акт, то и при заполнении протокола возможно и отразили эти цифры.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО12 пояснил, что он являлся членом участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 от кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ по одномандатному избирательному округу Орловской области №145 ФИО13, прибыл на избирательный участок №79 19.09.2021 после 20 часов, когда уже велся подсчет голосов. Пояснил, что им была произведена видеозапись, из которой следует, что при подсчете комиссией было установлено, что по областному избирательному округу было выдано на пять бюллетеней больше, чем получено из территориальной комиссии, то есть имелось пять не учтенных бюллетеней, и по одномандатному избирательному округу было установлено, что восемь бюллетеней утрачено, не достает, то есть на 8 меньше чем получено из ТИК. Показал, что по его требованию был составлен акт, представленный в материалы дела. Также ссылался на то, что при подсчете комиссией фиксировались иные данные нежели отражены в итоговом протоколе №1 и №2. Свидетель пояснил, что после составления акта 19.09.2021 в 21 час 53 минуты, действительно еще неоднократно происходил пересчет. Какие конкретно получились данные после пересчета ему не известно. Однако данные, которые отражены в итоговых протоколах не были озвучены. Также пояснил, что члены избирательной комиссии и территориальной комиссии препятствовали наблюдению за своими действиями.

В судебном заседании была просмотрена видеозапись представленная представителем истцов, из содержания которой не следует, что имели место существенные нарушения при проведении выборов и подсчета голосов, а также препятствия наблюдению за действиями членов избирательной комиссии. Из просмотренной видеозаписи следует, что у присутсоввавших при подсчете голосов членов комиссии, в том числе и у свидетеля имелась возможность для наблюдения за работой комиссии.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, об отсутствии нарушений, которые бы существенно повлияли на вынесение Участковой избирательной комиссией № 79 оспариваемых решений об итогах голосования оформленных протоколами №1 и №2, на подсчёт голосов при подведении итогов голосования.

Объективные данные, внесенные в протокол № 1 и протокол № 2 получены по итогам подсчета голосов избирателей, проведенного членами участковой избирательной комиссии № 79 с правом решающего голоса в строгом соответствии с требованиями статьи 68 Федерального закона и Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01 июля 2021 г. № 13/103-8. И протокол № 1 и протокол № 2 были подписаны всеми членами участковой избирательной комиссии № 79 с правом решающего голоса. Особых мнений членов участковой избирательной комиссии и каких-либо возражений относительно объективности данных, внесенных в прокол № 1 и протокол № 2, жалоб на нарушение процедуры подсчета голосов от участников избирательного процесса не поступало.

Доводы о незаконном вскрытии сейф-пакетов в ночи с 17 на 18 сентября 2021 года и с 18 на 19 сентября 2021 года не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

Из пояснений представителей ответчиков и заинтересованного истца Избирательной комиссии Орловской области следует, что в помещении для голосования избирательного участка №79 в соответствии с постановлением ЦИК Росси от 14.07.2021 №20/169-8 применялись средства видеонаблюдения. В зоне видимости средств видеонаблюдения находились, в том числе места, где осуществлялась работа со списками избирателей, места выдачи избирателям избирательных бюллетеней, стационарные и переносные ящики для голосования, места перемещения бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты, сейф, где хранились сейф-пакеты с бюллетенями проголосовавших избирателей, место подсчета голосов избирателей по бюллетеням, извлеченным из сейф-пакетов. Фактов незаконного проникновения в помещение, в котором хранились избирательные бюллетени, а также фактов незаконного вскрытия сейфов, в которых хранились избирательные бюллетени и сейф-пакетов, не установлено.

Представитель истцов в судебном заседании пояснил, что на представленной визеозаписи, полученной с избирательного участка №79 за период с 17 по 19 сентября 2021 года отсутствуют какие-либо факты, подтверждающие незаконность вскрытия сейфов, в которых хранились избирательные бюллетени и сейф-пакеты.

Не является основанием для удовлетворения требований, как не основанный на законе и не нашедший своего подтверждения и довод истцов о том, что членами комиссии систематически не проверялись адреса регистрации граждан, указанные в паспортах.

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 7 Закона Орловской области от 13.10.2006 № 621-03 «О выборах депутатов Орловского областного Совей народных депутатов» списки избирателей, за исключением списков избирателей, составляемых на избирательных участках, образованных в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Орловской области от 13.10.2006 № 621-03 «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов», составляются территориальными избирательными комиссиями на основаамш сведений, полученных с использованием Государственной системы регистрации (учета)| избирателей, участников референдума в Российской Федерации. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Сведения об адресе места жительства избирателей в указанных списках избирателей, передаваемых из территориальной избирательной комиссии в участковые избирательные комиссии, включаются при их изготовлении. В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 64 Федерального закона бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При получении бюллетеня избиратель, проставляет в списках избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, или с согласия избирателя, либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший избирательный бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. В зоне видимости средств видеонаблюдения находились, в том числе, места, где осуществлялась работа со списками избирателей, места выдачи избирателям избирательных бюллетеней, стационарные ящики для голосования.

По результатам исследования представителем истцов видеозаписей, на факты выдачи избирательных бюллетеней без предъявления избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, ссылки отсутствуют.

Иных доказательств в обоснование своих доводов истцами не представлено.

Довод административного истца относительно того, что итоги, озвученные при подсчете голосов отличаются от итогов, отраженных в протоколах, объективно не подтверждён доказательствами, основан на предположениях административного истца и не может повлечь за собой недействительность решений, оформленных участковой избирательной комиссией избирательного участка №79, оформленных протоколом №1 и протоколом №2.

В силу пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Согласно пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года №8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Кроме того, как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов являются нарушения, перечисленные в статье 77 ФЗ № 67 при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Оценив доказательства в совокупности, проверив доводы административных истцов, исследовав данные пояснения представителей ответчиков, заинтересованного лица, свидетеля, дав им оценку в соответствии с нормами статьи 84 КАС РФ наряду с другими материалами дела, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования (результатов выборов) только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ, приведенных выше, суд приходит к выводу, что, несмотря на указание в протоколе №1 и протоколе №2 в строках 9а и 9б количества утраченных и не учтенных бюллетеней, условий невозможности установления действительной воли избирателей не создано, искажения волеизъявление избирателей не допущено (доказательств иного не представлено) и оснований ставить ее под сомнение не выявлено. Каких-либо данных о том, что в содержание подлинного протокола об итогах голосования вносились заведомо ложные сведения, либо был изготовлен другой протокол с ложным содержанием, в деле не имеется.

Нарушения, на которые ссылаются истцы, не подтверждены материалами дела, в связи с чем нет оснований полагать, что на указанном избирательном участке имели место такие нарушения избирательного законодательства, которые могли бы быть признаны существенными нарушениями, не позволяющими выявить действительную волю избирателей, что в силу статьи 77 Закона № 67-ФЗ являлось бы основанием для отмены итогов голосования.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Панухника Виктора Николаевича, Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №79 Заводского района г.Орла, Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании незаконными и отмене решений оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02.11.2021

Судья Е.Г. Кальная