ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570022-01-2022-002353-51П от 15.07.2022 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД № 57RS0022-01-2022-002353-51 Производство № 2а-2106/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«15» июля 2022 года г. Орёл

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Кальная Е.Г.,

при секретаре Махутдиновой Н.А.,

с участием помощника прокурора Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Зюзина Д.Г.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла административное дело по административному исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Орловский природоохранный межрайонный прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведен мониторинг Интернет-ресурсов на предмет наличия информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в указанной сфере, а также информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность за преступления и правонарушения в сфере добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в ходе которого установлен сайт (информация скрыта) на котором содержалась информация о способе изготовления электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных. Сайт содержит схему сборки электроудочки, пояснения к ней. Контент данного сайта ориентирован на изготовление гражданами запрещенных к использованию на территории Российской Федерации электроловильных систем и устройств, позволяющих осуществлять добычу (вылов) биологических ресурсов посредством электрического тока: «электроудочка».

Вход на указанный сайт является свободным, предварительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием интернет страницы может любой пользователь сети.

Принятыми мерами установить владельца указанного интернет ресурса не представилось возможным.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.

Таким образом, предусмотрен запрет на распространение информации запрет на распространение информации, связанной с осуществлением экстремисткой деятельности, в том числе с пропагандой, публичным демонстрированием и распространением, в том числе через сеть «Интернет», атрибутики экстремистских организаций, влекущими административную ответственность.

Вылов рыбы с применением электроудочек строго запрещен законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства в части размера и конструкции орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Пунктом 15.2 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 N 453, предусмотрено, что при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением колющих орудий добычи (вылова), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты (далее - подводная охота), пневматического оружия, огнестрельного оружия (за исключением добычи (вылова) морских млекопитающих), орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств (веществ), самоловящих крючковых снастей и других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий и способов добычи (вылова).

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.

Применение электроудочек на водоемах образует состав преступления, предусмотренного п.«б» ч.1 ст.256 УК РФ. Данной нормой установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных биологических ресурсов.

Нахождение в открытом доступе информации о способе изготовления запрещенного орудия лова водных биологических ресурсов нарушает права Российской Федерации как собственника водных биоресурсов и неопределенного круга лиц.

Учитывая, что информация, распространенная в сети Интернет на сайте (информация скрыта),фактически содержит сведения о реализации и приобретении орудия вылова (добычи) водных биоресурсов, использование которого влечет уголовную ответственность, то данная информация является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Такая информация носит противоправный характер, поскольку использование электроудочек и их оборот запрещен законодательством Российской Федерации.

Обеспечение доступа к информации о способе изготовления запрещенного орудия лова является нарушением требований действующего законодательства в области информационных технологий и охраны водных биоресурсов, а также негативным образом сказывается на общественной нравственности и может послужить одним из условий совершения преступлений, что является недопустимым.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации как собственника водных биоресурсов, в целях формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

По указанным основаниям Орловский природоохранный межрайонный прокурор просит суд признать распространяемую посредством сети «Интернет» по электронному адресу: (информация скрыта), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Зюзин Д.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещены, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав помощника прокурора Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Зюзина Д.Г., исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации-действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Согласно части 1 статьи 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу части 1 статьи 15 Закона об информации на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В настоящем административном иске прокурор, заявляя требование о признании информации запрещенной, ставит вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам части 2 статьи 15.1 Закона об информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.

Судом установлено, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведен мониторинг Интернет-ресурсов на предмет наличия информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в указанной сфере, а также информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность за преступления и правонарушения в сфере добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в ходе которого установлен сайт (информация скрыта) на котором содержалась информация о способе изготовления электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных. Сайт содержит схему сборки электроудочки, пояснения к ней. Контент данного сайта ориентирован на изготовление гражданами запрещенных к использованию на территории Российской Федерации электроловильных систем и устройств, позволяющих осуществлять добычу (вылов) биологических ресурсов посредством электрического тока: «электроудочка».

Данная информация находится в свободном доступе, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь сети «Интернет», информация на сайте распространяется бесплатно.

Сайт содержит схему сборки электроудочки, пояснения к ней. Контент данного сайта ориентирован на изготовление гражданами запрещенных к использованию на территории Российской Федерации электроловильных систем и устройств, позволяющих осуществлять добычу (вылов) биологических ресурсов посредством электрического тока: «электроудочка».

По результатам проверки старшим помощником Орловского природоохранного прокурора ФИО4 составлен акт проверки от (дата обезличена), который содержит скриншот страницы сайта (информация скрыта).

Информация зафиксирована с помощью опции Print Screen.

Суд принимает в качестве доказательств скриншот страницы указанного первоисточника, он заверен старшим помощником Орловского природоохранного прокурора ФИО4, содержит название и адрес сайта, тем самым доказывает, что информация взята именно из этого официального источника.

Как указано на сайте единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», на момент проверки указатель (информация скрыта) в этом реестре отсутствует.

Из анализа представленных в материалы дела доказательств, а именно, скриншотов, на которых изображены данные по размещению в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» сайта (информация скрыта), следует, что на указанной странице сайте содержится информация о способе изготовления электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных.

Тем самым, в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте (информация скрыта), неустановленными лицами размещена информация о способе изготовления электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных, тогда как законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц указанной информации.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами Орловского природоохранного межрайонного прокурора о том, что обеспечение доступа к информации, представляющей собой пропаганду или агитацию к совершению противоправных деяний. Обеспечение доступа к информации о способе изготовления запрещенного орудия лова является нарушением требований действующего законодательства в области информационных технологий и охраны водных биоресурсов, а также негативным образом сказывается на общественной нравственности и может послужить одним из условий совершения преступлений, что является недопустимым.

Так, законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение информации для неопределенного круга лиц на распространение информации, связанной с осуществлением экстремисткой деятельности, в том числе с пропагандой, публичным демонстрированием и распространением атрибутики экстремистских организаций, влекущими административную ответственность.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.

Таким образом, предусмотрен запрет на распространение информации запрет на распространение информации, связанной с осуществлением экстремисткой деятельности, в том числе с пропагандой, публичным демонстрированием и распространением, в том числе через сеть «Интернет», атрибутики экстремистских организаций, влекущими административную ответственность.

Вылов рыбы с применением электроудочек строго запрещен законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства в части размера и конструкции орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Пунктом 15.2 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 N 453, предусмотрено, что при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением колющих орудий добычи (вылова), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты (далее - подводная охота), пневматического оружия, огнестрельного оружия (за исключением добычи (вылова) морских млекопитающих), орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств (веществ), самоловящих крючковых снастей и других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий и способов добычи (вылова).

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.

Применение электроудочек на водоемах образует состав преступления, предусмотренного п.«б» ч.1 ст.256 УК РФ. Данной нормой установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных биологических ресурсов.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно статье 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Указанными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации о способе изготовления запрещенного орудия лова водных биологических ресурсов с использованием сети «Интернет».

По делам о признании информации о способе изготовления запрещенного орудия лова водных биологических ресурсов, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требований прокурора Заводского районного суда г. Орла о способе изготовления запрещенного орудия лова водных биологических ресурсов, содержащейся в информационно - коммуникационной сети «Интернет» на сайте (информация скрыта) информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе сайта (информация скрыта), в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию о способе изготовления запрещенного орудия лова водных биологических ресурсов, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: (информация скрыта) информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе сайта (информация скрыта) в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: 109074, г. Москва, Китайгородской проезд, дом 7, строение 2, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 66, для исполнения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 июля 2022 года.

Судья Е.Г. Кальная