ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570022-01-2023-002200-41 от 21.09.2023 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД № 57RS0022-01-2023-002200-41

Производство № 2а-2411/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2023 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Большаковой Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Малоархангельского района Орловской области интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик», Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор Малоархангельского района Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» (далее - КУ ОО «Орелгосзаказчик»), Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в июне 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере организации и осуществления дорожной деятельности, по результатам которой в деятельности КУ ОО «Орелгосзаказчик» выявлены нарушения закона.

По результатам проведенного прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Малоархангельскому району 14.06.2023 обследования автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.), расположенной на территории Малоархангельского района, автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск-Архарово», по которой проходят маршруты движения школьных автобусов, установлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и подпункта «а» п. 13.2 ТР ТС 014/2011 на участках автомобильной дороги автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.) имеются выбоины, ямочность, превышающие предельно допустимые значения (9 км. +55 м., 24 км. + 500 м.).

В нарушение п.п. 5.3.1, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 и подпункта «б» п. 13.5 ТР ТС 014/2011 на участках автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.), расположенной на территории Малоархангельского района, автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск-Архарово» отсутствует горизонтальная дорожная разметка.

По результатам проведенного прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Малоархангельскому району 26.06.2023 обследования автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс- Луковец-Губкино» (с 5 км. по 36 км. + 900 м.), автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск», по которым проходят маршруты движения школьных автобусов, установлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и подпункта «а» п. 13.2 ТР ТС 014/2011 на участках автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- Прогресс-Луковец-Губкино» (с 5 км. по 36 км. + 900 м.) имеются выбоины, ямочность, превышающие предельно допустимые значения (5 км. + 600 м., 10 км. + 200 м., 17 км., 30 км.+900 м.,32 км. + 900м., 36км. + 900 м.).

В нарушение п.п. 5.3.1, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 и подпункта «б» п. 13.5 ТР ТС 014/2011 на участках автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс-Луковец-Губкино» (с 5 км. по 36 км. + 900 м.), автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск» отсутствует горизонтальная дорожная разметка.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района ранее в адрес руководителя КУ ОО «Орелгосзаказчик» вносились представления об их устранении (18.04.2023,27.04.2023, 05.05.2023), по результатам рассмотрения которых, достаточных мер не принято, до настоящего времени автомобильная дорога регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.), расположенная на территории Малоархангельского района, автомобильная дорога межмуниципального значения «Малоархангельск- Архарово», автомобильная дорога межмуниципального значения «Малоархангельск- Прогресс-Луковец-Губкино» (с 5 км. по 36 км. + 900 м.), автомобильная дорога межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск», не приведены в соответствие с требованиями нормативных документов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Бездействие КУ ОО «Орелгосзаказчик» нарушает права и законные интересы граждан (неопределенного круга лиц) на безопасность дорожного движения, создает угрозу безопасности для участников дорожного движения, угрозу жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних учащихся образовательных организаций, которые ежедневно передвигаются по школьным маршрутам до места учебы и обратно, подвергая опасности жизнь и здоровье.

В связи с этим прокурор просил суд обязать КУ ОО «Орелгосзаказчик» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по приведению автомобильной дороге регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.), автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск-Архарово», автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс-Луковец-Губкино» (с 5 км. по 36 км. + 900 м.), автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В судебном заседании заместитель прокурора Малоархангельского района Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц исковые требования уточнил и пояснил, что по результатам проведенного прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Малоархангельскому району 16.09.2023 дополнительного обследования автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.), расположенной на территории Малоархангельского района, автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Архарово» (с 0 км. + 000 м. по 16 км. + 700 м.), по которой проходит маршрут движения школьных автобусов, установлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С учетом уточнения просил суд признать бездействие административных ответчиков, выразившееся в необеспечении безопасности дорожного движения, незаконным; обязать Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» для приведения участков:

- автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое»: на 10 км. + 580 м., 12 км. + 300 м., 12 км. + 400 м в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию»;

- автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- Архарово»: на 9 км. + 900 м., 13 км. + 000 м., 14 км. + 800 м., 16 км. + 000 м., 16 км. + 300 м. в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию», п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019;

-автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск - Прогресс - Луковец - Губкино - Малоархангельск» с 1 км. + 441 м. по 5 км. + 600 м., с 10 км. + 050 м. по 17 км. + 100 м., с 25 км. + 500 м. по 27 км. + 800 м., с 28 + 200 м. по 38 км. + 500 м. в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию», п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019;

-автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск» 5 км. + 850 м., 6 км. + 800 м., 8 км. + 900 м., 9 км. + 350 м., 11 км. + 150 м. в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию», п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019.

Обязать казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» в течение 2-х месяцев со дня выделения Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области денежных средств на указанные цели обеспечить выполнение работ по приведению участков:

- автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое»: на 10 км. + 580 м., 12 км. + 300 м., 12 км. + 400 м в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию»;

-автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- Архарово»: на 9 км. + 900 м., 13 км. + 000 м., 14 км. + 800 м., 16 км. + 000 м., 16 км. + 300 м. в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию», по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- Архарово» (с 0 км + 000 м по 16 км + 700 м) в соответствии с требованиями п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019;

-автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс - Луковец - Губкино - Малоархангельск» с 1 км. + 441 м. по 5 км. + 600 м., с 10 км. + 050 м. по 17 км. + 100 м., с 25 км. + 500 м. по 27 км. + 800 м., с 28 + 200 м. по 38 км. + 500 м. в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию», по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс-Луковец-Губкино-Малоархангельск» (с 1 км +441м по 46 км + 156 м) в соответствии с требованиями п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019;

-автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- п. Станция Малоархангельск» 5 км. + 850 м., 6 км. + 800 м., 8 км. + 900 м., 9 км. + 350 м., 11 км. + 150 м. в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию», по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск» (с 1 км. + 150 м. по 14 км. + 500 м.) в соответствии с требованиями п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019.

Представитель административного ответчика КУ ОО «Орелгосзаказчик» Пушков П.П. в судебное заседание не явился, представил суду отзыв относительно заявленных требований, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве указал, что обеспечивать ненадлежащее состояние автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области при их эксплуатации КУ ОО «Орелгосзаказчик» способно только при наличии целевых бюджетных средств, на основании контракта, заключенного с соответствующим подрядчиком. Перераспределять и использовать целевые бюджетные средства по своему усмотрению казенные учреждения не вправе. При условии включения вышеуказанных автомобильных дорог в Областную программу дорожных работ в 2023-2024 гг., утверждаемую Правительством Орловской области, учреждение организует все необходимые мероприятия. Работы по поддержанию транспортно-эксплуатационного состояния вышеуказанных автомобильных дорог будут продолжены в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на содержание на 2023 год.

Представитель административного ответчика Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области в судебном заседании требования не признала, суду пояснила, что из приложенных к материалам дела документов следует, что предложения с обоснованием вида ремонта и сметной документацией в Департамент КУ ОО «Орелгосзаказчик» представлены не были, в то время как в отсутствие таких документов Департамент не имел правовых оснований для включения вышеуказанного объекта в соответствующие проекты нормативных правовых актов Правительства Орловской области. Представленное же КУ ОО «Орелгосзаказчик» письма 04.03.2020 года, 21.03.2021 года, от 30.06.2022 года не свидетельствует о надлежащей организации работы по проведению ремонта автомобильных дорог в соответствии с возложенными на него обязанностями и установленным Порядком, о чем было известно КУ ОО «Орелгосзаказчик». КУ ОО «Орелгосзаказчик» (как юридическим лицом, несущим самостоятельную ответственность по своим обязательствам), в нарушение вышеприведенного Порядка организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог в Департамент не представлены обоснованные предложения по включению спорной дороги в программу ремонта автомобильных дорог на текущий год, содержащие разработанную проектно-сметную документацию либо сметный расчет, получившие положительное заключение государственной экспертизы, а также в отсутствие в материалах дела относимых и допустимых доказательств, подтверждающих к какому виду работ в соответствие с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесены работы по устранению недостатков спорной дороги, возложение на Департамент обязанности по выделению денежных средств КУ ОО «Орелгосзаказчик» для приведения спорных автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в рамках ремонта противоречат действующему законодательству. Срок, установленный в исковом заявлении для исполнения судебного акта и устранения допущенных нарушений прав и законных интересов лиц, в защиту которых обратился прокурор, не является разумным.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Малоархангельскому району извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, на рассмотрении дела со своим участием не настаивал.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Статьей 13 вышеуказанного закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильных дорог согласно п. 1 ст. 17 данного закона осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

При этом из п. 2 ст. 15 указанного закона следует, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. «а» п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.

Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», устанавливающие требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, и направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Пунктом 2 распоряжения Коллегии администрации Орловской области от 15.02.2005 № 28-р «О мерах по совершенствованию структуры дорожного хозяйства области» за КУ ОО «Орелгосзаказчик» на праве оперативного управления закреплено недвижимое и движимое государственное имущество области, необходимое для обеспечения деятельности филиала, согласно приложениям №1,2.

Распоряжением Правительства Орловской области от 28.04.2011 № 178-р с 01.10.2011 в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере строительства и дорожного хозяйства создано казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» путем изменения типа областного государственного учреждения «Орловский областной государственный заказчик» с сохранением основных целей деятельности учреждения.

Из Устава КУ ОО «Орелгосзаказчик» следует, что его учредителем является Департамент, который организует выполнение работ по содержанию, строительству, капитальному ремонту, ремонту дорог регионального значения в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств. Предметом деятельности казенного учреждения является организация за счет средств областного бюджета строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов строительства, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения Орловской области.

В соответствии с п. 12, п. 13 устава КУ ОО «Орелгосзаказчик» (с изменениями от 08.07.2016) одной из целей создания Казенного учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Предметом деятельности КУ ОО «Орелгосзаказчик» является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Постановлением Правительства Орловской области от 19.11.2015 №501 (в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства области от 13.04.2023 №307) утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Малоархангельского района, находящихся на праве оперативного управления КУ ОО «Орелгосзаказчик», в отношении которых учреждение осуществляет полномочия по организации дорожного движения и осуществлению дорожной деятельности, в который включены: автомобильная дорога регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.), расположенная на территории Малоархангельского района, автомобильная дорога межмуниципального значения «Малоархангельск-Архарово», автомобильная дорога межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс-Луковец-Губкино» (с 5 км. по 36 км. + 900 м.), автомобильная дорога межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск».

Следовательно, содержание указанной автодороги отнесено к компетенции КУ ОО «Орелгосзаказчик».

Проведенной прокуратурой проверкой исполнения требований законодательства в сфере организации и осуществления дорожной деятельности, по результатам которой в деятельности КУ ОО «Орелгосзаказчик» выявлены нарушения закона.

14.06.2023 в результате обследования автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.), расположенной на территории Малоархангельского района, автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск-Архарово», по которой проходят маршруты движения школьных автобусов, установлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и подпункта «а» п. 13.2 ТР ТС 014/2011 на участках автомобильной дороги автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.) имеются выбоины, ямочность, превышающие предельно допустимые значения (9 км. +55 м., 24 км. + 500 м.). В нарушение п.п. 5.3.1, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 и подпункта «б» п. 13.5 ТР ТС 014/2011 на участках автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое» (с 8 км. + 180 м. по 36 км. + 600 м.), расположенной на территории Малоархангельского района, автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск-Архарово» отсутствует горизонтальная дорожная разметка.

Проверкой от 26.06.2023 обследования автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс- Луковец-Губкино» (с 5 км. по 36 км. + 900 м.), автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск», по которым проходят маршруты движения школьных автобусов, установлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и подпункта «а» п. 13.2 ТР ТС 014/2011 на участках автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- Прогресс-Луковец-Губкино» (с 5 км. по 36 км. + 900 м.) имеются выбоины, ямочность, превышающие предельно допустимые значения (5 км. + 600 м., 10 км. + 200 м., 17 км., 30 км.+900 м.,32 км. + 900м., 36км. + 900 м.).

В нарушение п.п. 5.3.1, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 и подпункта «б» п. 13.5 ТР ТС 014/2011 на участках автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс-Луковец-Губкино» (с 5 км. по 36 км. + 900 м.), автомобильной дороге межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск» отсутствует горизонтальная дорожная разметка.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес руководителя КУ ОО «Орелгосзаказчик» неоднократно 18.04.2023, 27.04.2023, 05.05.2023 вносились представления об их устранении, по результатам рассмотрения которых, достаточных мер не принято, до настоящего времени автомобильные дороги не приведены в соответствие с требованиями нормативных документов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно представленному акту о приемке выполненных работ от 08.09.2023 за период с 16.08.2023 по 30.08.2023 видно, что в отношении автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск- Колпна-Долгое» проводился ямочный ремонт асфальтового покрытия горячей асфальтовой смесью. Асфальтобетонная смесь тип Г марка 2., нанесение сплошных, прерывистых линий.

В отношении автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск – Прогресс – Луковец – Губкино - Малоархангельск» проводилось скашивание травы косилкой на базе трактора на пневмоколесном ходу 55л.с ширина окашивания до 2 м. Иных работ не проводилось.

В отношении автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск» проводился ямочный ремонт асфальтового покрытия горячей асфальтовой смесью. Асфальтобетонная смесь тип Г марка 2.

Несоответствие автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка – Малоархангельск - Колпна-Долгое» и автомобильных дорог межмуниципального значения «Малоархангельск – Прогресс – Луковец – Губкино - Малоархангельск», «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск» нормативным требованиям подтверждается составленным ОГИБДД ОМВД России по Малоархангельскому району актами выездного обследования от 16.09.2023, в ходе которого установлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, отраженные в актах.

Наличие указанных недостатков стороной ответчика в судебном заседании не оспорено, несмотря на проводимые работы на указанным автомобильным дорогам, дорожное покрытие остается не соответствующим требованиям ГОСТ Р 50597-2017.

Таким образом, в судебном заседании бесспорно установлено, что ремонтные работы на указанной автодороге не проведены в полном объеме до настоящего времени.

Выявленные недостатки не соответствуют предельно допустимым параметрам, определенным ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», и тем самым, неизбежно создают угрозу безопасности дорожного движения.

Соответственно, с учетом представленных доказательств, оцененных судом в совокупности с конкретными установленными в ходе рассмотрения дела обстоятельствами, пояснениями лиц, участвующих в деле, поскольку КУ ОО «Орелгосзаказчик» не обеспечено надлежащее содержание указанного участка автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

В связи с этим в целях обеспечения соответствия автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое», автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- Архарово», автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс - Луковец - Губкино - Малоархангельск», автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- п. Станция Малоархангельск», в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, п ГОСТ Р 52289-2019 имеются основания для возложения на ответчика обязанности выполнить определенные действия.

Исходя из ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит совершить возлагаемые на него действия, суд учитывает объем предстоящих работ, возможность выполнения решения суда ответчиком только в лимитах предоставленного финансирования, что объективно требует значительного времени, в связи с чем, полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 2-х месяцев со дня выделения Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области денежных средств на указанные цели обеспечить выполнение работ считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, что предусмотрено положениями ст. 189 КАС РФ.

Разрешая заявленные прокурором Малоархангельского района Орловской области требований к Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области суд не находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

КУ ОО «Орелгосзаказчик», как юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму казенного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Порядок организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 № 480, в соответствии с которым организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется юридическими лицами, в оперативном управлении которых находятся такие дороги.

В соответствии с указанным Порядком организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог включают в себя следующие мероприятия: оценку технического состояния автомобильных дорог; разработку проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; формирование перечня объектов для проведения работ по ремонту автомобильных дорог и планов проведения работ по содержанию автомобильных дорог; проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; приемку работ по ремонту и содержанию автомобильных работ.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Результаты оценки технического состояния автомобильных дорог, а также проекты организации дорожного движения, разрабатываемые организацией, являются основанием для разработки проектов или сметных расчетов.

Разработка проектов или сметных расчетов осуществляется организациями, а также привлеченными в установленном законодательством Российской Федерации порядке подрядными организациями в срок не позднее трех месяцев с момента подписания акта о результатах оценки технического состояния автомобильных дорог.

Проекты или сметные расчеты разрабатываются с учетом классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, а также установленных нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Орловской области периодичности проведения работ по содержанию автомобильных дорог и периодичности проведения работ по содержанию входящих в их состав искусственных сооружений.

В случае если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств Дорожного фонда Орловской области на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, определенной в соответствии с нормативами денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, утвержденными Правительством Орловской области, организациями разрабатываются сметные расчеты, в которых определяются виды и периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (пункты 4-6 Порядка)

Разработанные организациями проекты или сметные расчеты являются основанием для формирования ежегодных перечней объектов для проведения работ по ремонту автомобильных дорог и планов проведения работ по содержанию автомобильных дорог.

Сметная документация на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения утверждается после получения заключения о достоверности сметной стоимости нормативным правовым актом в зависимости от размера сметной стоимости.

Перечень объектов для проведения работ по ремонту автомобильных дорог утверждается нормативным правовым актом Правительства Орловской области, проект которого подготавливает Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 17.06.2015 № 265 «Об утверждении Регламента Правительства Орловской области», не позднее 1 марта текущего года. Включение объектов для проведения работ по ремонту автомобильных дорог в перечень осуществляется на основании предложений организаций (п.10 Порядка).

Планы проведения работ по содержанию автомобильных дорог утверждаются приказом организации в срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому периоду. Проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется с привлечением подрядных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.11 Порядка).

Приемка результатов выполненных подрядными организациями работ по ремонту автомобильных дорог осуществляется организациями в соответствии с условиями заключенного контракта на их выполнение (п. 13 Порядка).

Исходя из положений пунктов 4-10 Порядка, для включения Департаментом в проект соответствующего постановления Правительства Орловской области об утверждении перечня работ по ремонту автомобильных дорог на текущий финансовый год требуемого объекта ремонта необходимо предоставление КУ ОО «Орелгосзаказчик» в срок до 1 марта текущего года обоснованных предложений по включению конкретного объекта в программу ремонта автомобильных дорог на текущий год, включающих разработанную проектно-сметную документацию либо сметный расчет, получившие положительное заключение государственной экспертизы, предварительно утвержденные приказом Департамента либо постановлением Правительства Орловской области (в зависимости от стоимости ремонтных работ).

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами в суде, что указанные предложения в срок в Департамент КУ ОО «Орелгосзаказчик» представлены не были, в то время как в отсутствие таких документов Департамент не имел правовых оснований для включения вышеуказанного объекта в соответствующие проекты нормативных правовых актов Правительства Орловской области.

Представленные КУ ОО «Орелгосзаказчик» письма 04.03.2020 года, 21.03.2021 года, от 30.06.2022 года не свидетельствует о надлежащей организации работы по проведению ремонта автомобильных дорог в соответствии с возложенными на него обязанностями и установленным Порядком.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что КУ ОО «Орелгосзаказчик», как юридическое лицо, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, что указанным учреждением в нарушение вышеприведенного Порядка организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог в Департамент не представлены обоснованные предложения по включению спорной дороги в программу ремонта автомобильных дорог на текущий год, содержащие разработанную проектно-сметную документацию либо сметный расчет, получившие положительное заключение государственной экспертизы, а также в отсутствие в материалах дела относимых и допустимых доказательств, подтверждающих к какому виду работ в соответствие с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесены работы по устранению недостатков спорных дорог, возложение на Департамент обязанности по выделению денежных средств КУ ОО «Орелгосзаказчик» для приведения автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое», автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- Архарово», автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс - Луковец - Губкино - Малоархангельск», автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- п. Станция Малоархангельск», в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019 в рамках ремонта противоречат действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика в доход муниципального образования «Город Орел» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Малоархангельского района Орловской области интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик», Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения – удовлетворить частично.

Обязать Казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» в течение 2-х месяцев со дня выделения Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области денежных средств на указанные цели обеспечить выполнение работ по приведению участков:

- автомобильной дороги регионального значения «Глазуновка - Малоархангельск - Колпна - Долгое»: на 10 км. + 580 м., 12 км. + 300 м., 12 км. + 400 м в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию»;

-автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- Архарово»: на 9 км. + 900 м., 13 км. + 000 м., 14 км. + 800 м., 16 км. + 000 м., 16 км. + 300 м. в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию», по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- Архарово» (с 0 км + 000 м по 16 км + 700 м) в соответствии с требованиями п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019;

-автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс - Луковец - Губкино - Малоархангельск» с 1 км. + 441 м. по 5 км. + 600 м., с 10 км. + 050 м. по 17 км. + 100 м., с 25 км. + 500 м. по 27 км. + 800 м., с 28 + 200 м. по 38 км. + 500 м. в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию», по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск-Прогресс-Луковец-Губкино-Малоархангельск» (с 1 км +441м по 46 км + 156 м) в соответствии с требованиями п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019;

-автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск- п. Станция Малоархангельск» 5 км. + 850 м., 6 км. + 800 м., 8 км. + 900 м., 9 км. + 350 м., 11 км. + 150 м. в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, таб.2 п.5.2.4 и таб.3 п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015 «Требования к эксплуатационному состоянию», по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороги межмуниципального значения «Малоархангельск - п. Станция Малоархангельск» (с 1 км. + 150 м. по 14 км. + 500 м.) в соответствии с требованиями п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.3, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019.

Взыскать с Казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 300 руб.

В удовлетворении требований к Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2023 г.

Судья Ю.В. Большакова