УИД № 57RS0022-01-2023-002850-31 Производство № 2-2999/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Шалаевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Середа И.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к индивидуальному предпринимателю Бобровой Людмиле Игоревне о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Бобровой Людмиле Игоревне о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», ч. 2 ст. 57, ст. 74 Федерального законаот 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия от 16.02.2023 № 62, на сайте Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в сети «Интернет» по адресу: https://gov.crpt.ru («Честный знак») Управлением Роспотребнадзора по Орловской области проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной, ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852, зарегистрированным по адресу: (адрес обезличен)), а именно наблюдение за соблюдением участником оборота товарами легкой промышленности обязательных требований, установленных «Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №1956.
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований за период с 08.03.2023 по 07.06.2023 выявлен факт повторной продажи индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной в магазине, расположенном по адресу(адрес обезличен), изделия легкой промышленности (одежды женской, без товарного знака, производства РФ), с кодом идентификации- 010290002497149321*P7AjSprkkg4i путем его розничной продажи. Дата регистрации отклонения, связанного с повторной реализацией товара – 10.03.2023.
Так, индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной, согласно сведениям из функционала, представленного в системе «Честный Знак» дважды выведена из оборота одежда женская, без товарного знака, производства РФ, с кодом идентификации- 010290002497149321*P7AjSprkkg4i, а именно: дата и время первичной операции: 17.11.2022 в 19ч.40 мин. (номер чека продажи 98996044050330101323) на сумму 11 000 руб. Дата и время повторной операции 10.03.2023, в 18ч.10 мин. (номер чека продажи 357996044050330101323) на сумму 9 000 руб. в магазине, расположенном по адресу: (адрес обезличен)
Регистрация отклонения, связанного с повторной реализацией аналогичного товара у одного продавца, произведена с интервалом времени предыдущей продажи, составившей 112 дней, 22ч.:30 мин.
Вышеуказанный товар повторно (дважды) выведен из оборота индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной на общую сумму 20 000 рублей.
Сведения проанализированы Управлением Роспотребнадзора по Орловской области по состоянию на 07.06.2023.
По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований (протокол наблюдения за соблюдением обязательных требований от 07.07.2023. № 164) Управлением Роспотребнадзора по Орловской области 07.07.2023 индивидуальному предпринимателю Бобровой Людмиле Игоревне (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852), объявлено предостережение ПМ 57230791000106441502 о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п.1, п.3, п.35 «Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №1956.
Указанное предостережение направлено на юридический адрес индивидуального предпринимателя Бобровой Людмилы Игоревны (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852) заказным письмом с уведомлением исх. № 57-00-04/09-2966-2023 от 08.06.2023. Срок, установленный предостережением и рекомендациями – не позднее 11.08.2023.
Соответствующая информация об исполнении предостережения и рекомендаций индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной (в срок до 11.08.2023, на момент составления настоящего иска) в адрес Управления Роспотребнадзора по Орловской области не предоставлена.
Возражение на Предостережение ПМ 57230791000106441502 от 07.06.2023 в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005) от индивидуального предпринимателя Бобровой Людмилы Игоревны в Управление Роспотребнадзора по Орловской области не поступало.
Вышеуказанная информация подтверждается из анализа данных государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации по адресу: https://gov.crpt.ru.
По результатам анализа информации, размещенной в ГИС МТ за период с 01.06.2023 по 30.08.2023 по индивидуальному предпринимателю Бобровой Людмилой Игоревной (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852). проведенного Управлением Роспотребнадзора по Орловской области 30.08.2023 на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия от 30.08.2023г. № 349 установлено, что в указанный период времени индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной продолжались соответствующие действия.
Так, в период с 01.06.2023 по 30.08.2023 вновь выявлен факт повторной продажи индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной в магазине, расположенном по адресу: (адрес обезличен), изделия легкой промышленности (одежды женской, без товарного знака, производства РФ), с кодом идентификации - 010290002497149321>E&TGb3MMd_e: путем его розничной продажи. Дата регистрации отклонения, связанного с повторной реализацией товара – 15.06.2023.
Индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной, согласно сведениям из функционала, представленного в системе «Честный Знак» дважды выведена из оборота одежда женская, без товарного знака, производства РФ, с кодом идентификации- 010290002497149321>E&TGb3MMd_e:, а именно: дата и время первичной операции: 16.12.2022 в 22ч.04 мин. (номер чека продажи 165996044050330101323) на сумму 13 000 руб. Дата и время повторной операции 15.06.2023, в 14ч.42 мин. (номер чека продажи 612996044050330101323) на сумму 18 000 руб. в магазине, расположенном по адресу: (адрес обезличен)
Регистрации отклонения, связанного с повторной реализацией аналогичного товара у одного продавца произведено с интервалом времени предыдущей продажи, составившей 180 дней 16 часов 38 мин.
Вышеуказанный товар повторно (дважды) выведен из оборота индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной на общую сумму 31 000 рублей.
Таким образом, Управлением Роспотребнадзора по Орловской области установлено и подтверждено контрольным (надзорным) мероприятием, что индивидуальный предприниматель Боброва Людмила Игоревна допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере. Также, установлено, что индивидуальный предприниматель Боброва Людмила Игоревна имела все возможности для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также, для устранения допущенных нарушений.
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Постановления № 1956, выразившимся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Боброва Людмила Игоревна (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852, юридический адрес: (адрес обезличен)) в нарушение требований ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 7 ст. 8, п. 5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 81-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановления № 515, Постановления № 1956, не выполняет обязанность, установленную федеральным законодательством, в части предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, а также передачи полной, достоверной и своевременной информации об обороте товаров в информационную систему мониторинга.
Действия индивидуального предпринимателя Бобровой Людмилы Игоревны (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852, юридический адрес: Орловская область г. Орёл, ул. Черкасская, д.36, кв.62) образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», вступившего в законную силу 10.03.2022, проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2022 - 2023 годах запрещено.
В связи с изложенным, истец, с учетом уточнения требований, просил суд признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Бобровой Людмилы Игоревны (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852, юридический адрес: Орловская область г. Орёл, ул. Черкасская, д.36, кв.62) в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в непредоставлении полной, необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, путем несоблюдения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров, а именно неоднократной реализации продукции легкой промышленности с одинаковым средством идентификации; обязать индивидуального предпринимателя Боброву Людмилу Игоревну (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852, юридический адрес: (адрес обезличен)) прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в непредоставлении полной, необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, путем несоблюдения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров, а именно неоднократной реализации продукции легкой промышленности с одинаковым средством идентификации; обязать индивидуального предпринимателя Боброву Людмилу Игоревну (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852, юридический адрес: (адрес обезличен)) довести решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу на территории осуществления ИП Бобровой Л.И. хозяйственной деятельности по адресу: (адрес обезличен).
В судебном заседании представитель истца Савина Ю.В. заявленные требования поддержала, аргументируя их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик Боброва Л.И. в судебном заседании исковые требования признала.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»), надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителейи благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в соответствии с п. 1, п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.2004г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты пора потребителей и благополучия человека» Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории Орловской области, в соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области», утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012. № 714, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее Управление Роспотребнадзора по Орловской области), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
На основании п. 7 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Пунктом 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 714, Управление Роспотребнадзора по Орловской области наделено правом обращаться в суд с заявлениями в защиту прав неопределенного круга потребителей.
Как видно из материалов дела, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований за период с 08.03.2023. по 07.06.2023 выявлен факт повторной продажи индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной в магазине, расположенном по адресу: (адрес обезличен), изделия легкой промышленности (одежды женской, без товарного знака, производства РФ), с кодом идентификации- 010290002497149321*P7AjSprkkg4i путем его розничной продажи. Дата регистрации отклонения, связанного с повторной реализацией товара – 10.03.2023.
Так, индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной, согласно сведениям из функционала, представленного в системе «Честный Знак» дважды выведена из оборота одежда женская, без товарного знака, производства РФ, с кодом идентификации- 010290002497149321*P7AjSprkkg4i, а именно: дата и время первичной операции: 17.11.2022 в 19ч.40 мин. (номер чека продажи 98996044050330101323) на сумму 11 000 руб. Дата и время повторной операции 10.03.2023, в 18ч.10 мин. (номер чека продажи 357996044050330101323) на сумму 9 000 руб. в магазине, расположенном по адресу: (адрес обезличен) д.
Регистрации отклонения, связанного с повторной реализацией аналогичного товара у одного продавца произведено с интервалом времени предыдущей продажи, составившей 112 дней, 22ч.:30 мин.
Вышеуказанный товар повторно (дважды) выведен из оборота индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной на общую сумму 20 000 рублей.
По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия индивидуальному предпринимателю Бобровой Людмиле Игоревне, объявлено предостережение ПМ 57230791000106441502 о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Указанное предостережение направлено на юридический адрес индивидуального предпринимателя Бобровой Людмилы Игоревны (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852) заказным письмом с уведомлением исх. № 57-00-04/09-2966-2023 от 08.06.2023. Срок, установленный предостережением и рекомендациями – не позднее 11.08.2023.
Соответствующая информация об исполнении предостережения и рекомендаций индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной (в срок до 11.08.2023г., на момент составления настоящего иска) в адрес Управления Роспотребнадзора по Орловской области не предоставлена.
Возражение на Предостережение ПМ 57230791000106441502 от 07.06.2023. от индивидуального предпринимателя Бобровой Людмилы Игоревны в Управление Роспотребнадзора по Орловской области не поступало.
Вышеуказанная информация подтверждается из анализа данных государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации по адресу: https://gov.crpt.ru.
Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ)» - это государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
По п.5, 16 ст.20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации издано Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» и Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
В соответствии с п. 4 «Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515, участниками информационной системы мониторинга являются:
а) оператор информационной системы мониторинга;
б) координатор создания и функционирования информационной системы мониторинга;
в) функциональные заказчики, формирующие функциональные требования к информационной системе мониторинга (далее - функциональные заказчики);
г) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
д) участники оборота товаров;
е) контролирующие органы;
ж) пользователи информационной системы мониторинга.
Оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р является ООО «Оператор - ЦРПТ».
ООО «Оператор - ЦРПТ» создана и введена в эксплуатацию информационная система мониторинга «Честный Знак».
В целях обеспечения осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ООО «Оператор - ЦРПТ» обеспечивается доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга по средствам портала ГИС МТ по адресу https://gov.crpt.ru.В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» п.1 Настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п.26 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).
Исходя из п.2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515:
«вывод товаров из оборота» - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товаров, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара;
«код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, блузки, блузы и блузоны, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, белье постельное, столовое, согласно Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» подлежат обязательной маркировке с 1 декабря 2019.
Исходя из вышеуказанного, поступление в ГИС МТ информации о повторной продаже одного и того же экземпляра товара, усматриваются признаки того, что индивидуальный предприниматель Боброва Людмила Игоревна реализует одежду без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны
По результатам анализа информации, размещенной в ГИС МТ за период с 01.06.2023 по 30.08.2023 по индивидуальному предпринимателю Бобровой Людмилой Игоревной (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852) проведенного Управлением Роспотребнадзора по Орловской области 30.08.2023 на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия от 30.08.2023 №349 установлено, что в указанный период времени индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной продолжались соответствующие действия.
Так, в период с 01.06.2023 по 30.08.2023 вновь выявлен факт повторной продажи индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной в магазине, расположенном по адресу: (адрес обезличен), изделия легкой промышленности (одежды женской, без товарного знака, производства РФ), с кодом идентификации - 010290002497149321>E&TGb3MMd_e: путем его розничной продажи. Дата регистрации отклонения, связанного с повторной реализацией товара – 15.06.2023.
Индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной, согласно сведениям из функционала, представленного в системе «Честный Знак» дважды выведена из оборота одежда женская, без товарного знака, производства РФ, с кодом идентификации- 010290002497149321>E&TGb3MMd_e:, а именно: дата и время первичной операции: 16.12.2022 в 22ч.04 мин. (номер чека продажи 165996044050330101323) на сумму 13 000 руб. Дата и время повторной операции 15.06.2023, в 14ч.42 мин. (номер чека продажи 612996044050330101323) на сумму 18 000 руб. в магазине, расположенном по адресу: (адрес обезличен)
Регистрации отклонения, связанного с повторной реализацией аналогичного товара у одного продавца произведено с интервалом времени предыдущей продажи, составившей 180 дней 16 часов 38 мин.
Вышеуказанный товар повторно (дважды) выведен из оборота индивидуальным предпринимателем Бобровой Людмилой Игоревной на общую сумму 31 000 рублей.
Таким образом, Управлением Роспотребнадзора по Орловской области установлено и подтверждено контрольным (надзорным) мероприятием, что индивидуальный предприниматель Боброва Людмила Игоревна допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере. Также установлено, что индивидуальный предприниматель Боброва Людмила Игоревна имела все возможности для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также для устранения допущенных нарушений.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992№ 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров;
цену в рублях;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования;
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствиис законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленныйв соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;
информацию о правилах продажи товаров.
Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р«Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», к отдельным товарам, подлежащим обязательной маркировке средствами идентификации относятся «Предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное».
Порядок маркировки группы товаров «Предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное», включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров информации об обороте товаров, для ее включения в информационную систему мониторинга, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» (далее Постановление № 515) и Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 (далее Правила № 1956).
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 Постановления № 515).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 Постановления № 515).
Пунктом 2 Постановления № 1956 установлено, что участники оборота с 1 января 2021 г. в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке товаров легкой промышленности, а также о вводе товаров легкой промышленности в оборот, их обороте и выводе из оборота (коды 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и коды 4203 10 000, 6106, 6201, 6202 и 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза). При этом в случае, если участники оборота товаров легкой промышленности наносят средства идентификации на потребительскую упаковку, или на товары легкой промышленности, или ярлык, или этикетку начиная с даты вступления в силу настоящего постановления, то с указанной даты они вправе представлять сведения о нанесении средств идентификации в информационную систему мониторинга;
- при наличии по состоянию на 1 января 2021 г. нереализованных товаров легкой промышленности, введенных в оборот до 1 января 2021 г., в срок до 1 февраля 2021 г. осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких товаров легкой промышленности средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением;
- до 1 февраля 2021 г. осуществляют маркировку товаров легкой промышленности, приобретенных до 1 января 2021 г. и выпущенных таможенными органами после 1 января 2021 г. в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, до предложения этих товаров легкой промышленности для реализации (продажи) и вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке таких товаров легкой промышленности средствами идентификации в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Пунктом 15 Постановления № 1956 установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 1 апреля 2021 г.
В соответствии с п.2 Постановления № 1956 «статус кода (статус кода идентификации, статус кода идентификации набора, статус кода идентификации комплекта, статус кода идентификации транспортной упаковки, статус агрегированного таможенного кода)" - определяемое в информационной системе мониторинга состояние кода идентификации, кода идентификации набора, кода идентификации комплекта, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Правилами, возможные статусы которых предусмотрены пунктом 46(1) настоящих Правил. Статус «выбыл» - статус, при котором одежда с соответствующим кодом маркировки выведены из оборота.
Исходя из п. 69-81 Постановления № 1956 участники оборота товаров, осуществляющие оптовую и розничную продажу маркированных товаров, направляют в информационную систему мониторинга информацию о выводе из оборота товаров с применением контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота товаров, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
При возврате товаров (одежды) с неповрежденным средством идентификации – товары одежды повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга передаются сведения, подтверждающие возврат маркированных товаров.
При возврате товаров с поврежденным средством идентификации либо без средства идентификации (возможность идентифицировать товары отсутствует) участник оборота товаров осуществляет перемаркировку товаров в соответствии с процедурами, предусмотренными разделом VII настоящих Правил, и передает в информационную систему мониторинга.
Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.
Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.
Исходя из вышеуказанного, поступление в ГИС МТ информации о повторной продаже одного и того же экземпляра товара, усматриваются признаки того, что индивидуальный предприниматель Боброва Людмила Игоревна реализует одежду без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
На основании вышеизложенного, средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Постановления № 1956, выразившимся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что ИП Боброва Л.И. в нарушение требований ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992. № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 7 ст. 8, п. 5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановления № 515, Постановления № 1956, не выполняет обязанность, установленную федеральным законодательством, в части предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, а также передачи полной, достоверной и своевременной информации об обороте товаров в информационную систему мониторинга.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку признание иска ответчиком является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд полагает исковые требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к индивидуальному предпринимателю Бобровой Людмиле Игоревне о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей – удовлетворить.
Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Бобровой Людмилы Игоревны (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852, юридический адрес: (адрес обезличен)) в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в непредоставлении полной, необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, путем несоблюдения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров, а именно неоднократной реализации продукции легкой промышленности с одинаковым средством идентификации.
Обязать индивидуального предпринимателя Боброву Людмилу Игоревну (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852, юридический адрес: (адрес обезличен)) прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей выразившиеся в непредоставлении полной, необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, путем несоблюдения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров, а именно неоднократной реализации продукции легкой промышленности с одинаковым средством идентификации.
Обязать индивидуального предпринимателя Боброву Людмилу Игоревну (ИНН 575200533003, ОГРН 320574900011852, юридический адрес: (адрес обезличен)) довести решение суда довести решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу посредством размещения на территории осуществления индивидуальным предпринимателем хозяйственной деятельности по адресу: Орловская область, (адрес обезличен).
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.10.2023.
Судья И.В. Шалаева