Дело №57RS0026-01-2022-001895-49 Производство №2-1471/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2022 г. г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Орловского района Орловской области (далее по тексту прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий.
Исковые требования обоснованы тем, что на основании коллективного обращения жителей д. Лесная коттеджного поселка «Ясная Поляна» прокуратурой проведена проверка по вопросу организации водоснабжения. Проверкой установлено, что на территории коттеджного поселка «Ясная Поляна» д. осуществляется активная застройка индивидуальными жилыми домами. По представленным сведениям в коттеджном поселке расположено 38 улиц с домами, в которых зарегистрировано 42 лица, из которых 9 пенсионеров. Централизованная система водоснабжения поселка отсутствует, водоснабжение части домовладений осуществляется посредством колодцев и скважин. Вместе с тем, водоносного слоя недостаточно для обеспечения нужд населения, в связи с чем имеется потребность в дополнительном обеспечении водой. Дата прокуратурой внесено представление в администрацию Орловского муниципального округа Орловской области, во исполнение которого организовано внеочередное собрание жителей по вопросу водоснабжения, которым принято решение запросить коммерческие предложения на изготовление проектно-сметной документации на строительство системы водоснабжения, определить сроки изготовления проектно-сметной документации, сроки прохождения экспертизы, стоимость работ, организовать подвоз питьевой воды, определить площадку для транспортного средства, осуществляющего подвоз воды, определиться с тарифами, по результатам выполненных мероприятий организовать общее собрание по вопросу финансирования проектно-сметной документации. Вместе с тем, подвоз питьевой воды не организован, что нарушает права неопределенного круга лиц, на основании чего прокурор с учетом уточнения иска просил суд обязать ответчика в месячный срок с даты вступления решения в законную силу организовать водоснабжение, соответствующее эпидемиологическим требованиям, на территории коттеджного поселка «Ясная поляна» в д. Лесная Орловского муниципального округа Орловской области на улицах: Березовой, Верхней, Весенней, Дорожной, Дружбы, Жемчужной, Зеленой, Кленовой, Клубной, Кольцевой, Луговой, Лучистой, Майской, Малиновой, Мирной, ФИО1, Проселочной, Севастопольской, Сосновой, Строительной, Цветочной, Цветущей, Ягодной, на переулках: Бархатном, Березовом, Воскресенском, Еловом, Крымском, Новом, Придорожном, Садовом, Светлом, Строительном, Центральном, Чистом, Шоссейном, Яблочном, в соответствии Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата№.
В судебном заседании помощник прокурора Гущина И.В. поддержала иск, по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения иска, указав, что по сообщению Большекуликовского территориального управления в д. Лесная (коттеджные поселки «Ясная Поляна», «Новая Куликовка») зарегистрирован 51 человек, фактически проживает 70 человек. Дата по инициативе Администрации округа проведено общее собрание жителей коттеджного поселка «Ясная Поляна», на которое явилось 7 человек, которые указали на отсутствие необходимости в подвозе питьевой воды.
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства, представленные по делу, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п. 4 ч. 2 названного закона под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
П. 9 ст. 7 указанного закона определено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В п.п. 71, 73 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению №3 к данным правилам.
При этом согласно п. 1 и 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Таким образом, на Администрацию Орловского муниципального округа Орловской области, как на орган местного самоуправления вышеприведенными положениями закона и Правилами возлагается обязанность по организации водоснабжения на территории населенных пунктов, входящих в муниципальный округ.
Материалами дела установлено, что в прокуратуру Орловского района Орловской области поступали неоднократные обращения граждан, проживающих на территории коттеджного поселка «Ясная Поляна» д. Лесная Орловского муниципального округа, по вопросу отсутствия организованного водоснабжения.
Дата прокурором в адрес главы Орловского муниципального округа Орловской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в котором обращено взыскание на бездействие администрации по вопросу организации водоснабжения в коттеджном поселке «Ясная Поляна».
Указанное представление рассмотрено Дата и в ответном письме за подписью главы администрации округа указано, что водоснабжение д. Лесная осуществляется посредством индивидуальных скважин и колодцев. Строительство централизованного водопровода на территории данного населенного пункта не планируется. Вместе с тем, администрации округа известно о том, что в конце 2020 г. у жителей д. Лесная возникли трудности с водоснабжением в связи с отсутствием воды в колодцах. Администрацией приняты меры к подвозу воды, однако привозимая вода фактически оставалась невостребованной. В дальнейшем Администрацией заключен договор на поставку питьевой воды.
Действительно Дата между Администрацией Орловского муниципального округа Орловской области и ООО «Ресурс» заключен договор на подвоз питьевой воды.
Вместе с тем, из приложений к договору усматривается, что доставка воды осуществляется только на .
В свою очередь, согласно сообщению Большекуликовского территориального управления в д. Лесной (новая застройка) организовано 38 улиц.
Соответственно водоснабжение граждан, проживающих на оставшихся улицах, не организовано, поставка воды не осуществляется.
Следовательно, доводы прокуратуры заслуживают внимания и указывают на то, что органом местного самоуправления округа свои обязанности в полной мере не выполняет, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Возражая против иска, представитель ответчика не оспаривал того обстоятельства, что на большую часть улиц д. Лесная доставка воды не осуществляется, однако ссылался на то, что граждане, проживающие на указанных улицах на общем сходе не завили о нуждаемости в питьевой воде.
С указанным утверждением суд не соглашается, поскольку согласно протоколу общего собрания в нем приняло участие только 7 человек, тогда как согласно текстам обращений по вопросу водоснабжения обращалось от 24 до 94 человек.
Кроме того, вышеприведенные положения закона не ставят обязанность органа местного самоуправления по организации водоснабжения в зависимость от наличия или отсутствия волеизъявления населения.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит совершить возлагаемые на него действия, суд учитывает пояснения представитель ответчика, указавшего на то, что требуемые прокурором действия при условии удовлетворения иска могут быть выполнены в месячный срок, в связи с чем полагает необходимым установить для исполнения решения 1 месяц с даты вступления решения в законную силу.
Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, что предусмотрено положениями ст.ст. 203, 434 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Орловского района Орловской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Администрацию Орловского муниципального округа Орловской области ОГРН <***> в месячный срок с даты вступления решения в законную силу организовать водоснабжение, соответствующее эпидемиологическим требованиям, на территории коттеджного поселка «Ясная поляна» в д. Лесная Орловского муниципального округа Орловской области на улицах: Березовой, Верхней, Весенней, Дорожной, Дружбы, Жемчужной, Зеленой, Кленовой, Клубной, Кольцевой, Луговой, Лучистой, Майской, Малиновой, Мирной, ФИО1, Проселочной, Севастопольской, Сосновой, Строительной, Цветочной, Цветущей, Ягодной, на переулках: Бархатном, Березовом, Воскресенском, Еловом, Крымском, Новом, Придорожном, Садовом, Светлом, Строительном, Центральном, Чистом, Шоссейном, Яблочном, в соответствии Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.08.2022.
Судья: В.В. Каверин