ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570027-01-2019-001457-98 от 27.01.2019 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД №57RS0027-01-2019-001457-98

Производство № 2-66/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2020 года г. Орел

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Тишаевой Ю.В.,

при секретаре Прониной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Казенному учреждению Орловской области «Центр занятости населения Северного района города Орла» о признании незаконными действий по снятию с учета в качестве безработного, прекращению выплаты пособия по безработице и взыскании невыплаченного пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Орловской области «Центр занятости населения Северного района города Орла» о признании незаконными действий по снятию с учета в качестве безработного и прекращению выплаты пособия по безработице. В обоснование заявленных требований указала, что она была зарегистрирована в Центре занятости населения в качестве безработного с 28 марта 2018 года. 02.07.2019 года она обратилась в данное учреждение с заявлением, в котором просила прекратить предоставление ей соответствующей государственной услуги с 03.07.2019 г., мотивировав это тем, что за период нахождения на регистрационном учете орган службы занятости не смог оказать ей содействие в трудоустройстве. Приказом от 02.07.2019 г. № 183 Д21/1928 о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного), она была снята с регистрационного учета с 01 июля 2019 года. Кроме того, в соответствии с приказом от 02.07.2019 года № 183П17/1928 о прекращении выплаты пособия по безработице, выплата пособия по безработице так же прекращена с 01 июля 2019 года. Таким образом, истица была снята с регистрационного учета в качестве безработного и ей была прекращена выплата пособия по безработице с даты, предшествующей дате написания ею соответствующего заявления. В связи с этим, она обратилась в орган службы занятости с целью получить разъяснение относительно правового обоснования снятия ее с регистрационного учета в день обращения с соответствующим заявлением. Согласно полученному ответу за исх.№ 571 от 01.08.2019 г., в день подачи заявления 02.07.2019 года государственные услуги заявителю не оказывались и поиск работы не осуществлялся. При этом ей не было разъяснено, на основании чего орган службы занятости не оказывает заявителю государственную услугу в день написания заявления о прекращении ее предоставления, так же ей не было разъяснено, каким пунктом административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.06.2012 г. № 10н, предусмотрено не оказание государственной услуги в день обращения с заявлением о прекращении предоставления данной государственной услуги. Пунктом 147 названного административного регламента предусмотрено, что начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня последней перерегистрации гражданина в качестве безработного. Пунктами 7, 8 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н, предусмотрено, что начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным. Последующие начисления пособия по безработице (при отсутствии со стороны гражданина нарушений законодательства о занятости населения) осуществляются за фактическое количество дней безработицы, включая день последней перерегистрации гражданина в качестве безработного. Кроме того, согласно действующему гражданскому законодательству, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. С учетом изложенного, поскольку заявление о снятии с регистрационного учета в качестве безработного было написано истицей 02.07.2019 года, следовательно, она должна была быть снята с регистрационного учета на следующий день, то есть с 03.07.2019 г. Таким образом, действия по снятию ее с регистрационного учета в качестве безработной с 02.07.2019 года и прекращение с этой даты осуществления выплаты пособия по безработице являются незаконными. По изложенным основаниям просит признать незаконными действия Казенного учреждения Орловской области «Центр занятости населения Северного района города Орла» по снятию ее с регистрационного учета и прекращению выплаты пособия по безработице со дня обращения с заявлением о выплате пособия по безработице, восстановить ее право на получение пособия по безработице в день написания заявления об отказе от государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В ходе рассмотрения дела истица дополнила исковые требования, просила суд взыскать с ответчика сумму невыплаченного пособия по безработице за один день – 02.07.2019 года в размере 258,06 рублей.

В судебном заседании истица ФИО1 уточнённые исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнение суду пояснила, что разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства РФ, они не являются обязательными, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий.

Представитель ответчика Казенного учреждения Орловской области «Центр занятости населения Северного района города Орла» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду представила письменные возражения на исковое заявление, подписанные директором учреждения ФИО5, в которых указано, что в силу положений пункта 2 ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» отказ от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина) является одним из оснований прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного. По состоянию на спорный период действовал Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.06.2012 г. № 10н, в связи с чем, является необоснованной ссылка истицы в исковом заявлении на Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам. Пунктом 18 административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.06.2012 г. № 10н, предусмотрен перечень оснований для прекращения предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице, одним из которых является отказ от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина). Пунктом 23 Регламента установлено, что предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с графиком (режимом) работы центра занятости населения по приему получателей государственных услуг работниками центров занятости населения. Срок принятия решения о снятии гражданина с учета в качестве безработного определен в течение того же рабочего дня, в рамках которого поступило соответствующее заявление. При этом нормативными правовыми актами не предусмотрено досрочное прекращение предоставления данной государственной услуги, а следовательно, требование о выплате денежных средств за период, когда гражданин не являлся безработным, является незаконным. Пунктом 147 Регламента установлено, что работник осуществляет начисление пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы со дня последней перерегистрации гражданина в качестве безработного. При этом в соответствии с личным заявлением ФИО1 02.07.2019 года фактически отказалась от предоставления услуги по поиску работы. В дополнение ФИО2 суду пояснила, что истице было предложено обратиться с заявлением 03.07.2019 года, но она отказалась. ФИО1 было выплачено пособие по безработице за период с даты последней перерегистрации по 01.07.2019 года включительно исходя из размера пособия 8000 рублей в месяц.

Представитель Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, привлеченного к участию в деле третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, суду представила письменные возражения на исковое заявление, в которых, помимо доводов, изложенных в возражениях на иск, предоставленных ответчиком, указала, что пунктом 51 Административного регламента установлено, что работник осуществляет последующее начисление безработному гражданину пособия по безработице после получения от работника, осуществляющего функцию регистрации граждан в качестве безработных, личного дела получателя государственных услуг, содержащего сведения о прохождении безработным гражданином перерегистрации в установленные центром занятости сроки. При этом перерегистрация ФИО1 в качестве безработного лица осуществлялась 24.06.2019 года. Исходя из разъяснений Министерства труда и занятости социальной защиты Российской Федерации, данных в качестве разъяснения органам исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации, решение о снятии с регистрационного учета в качестве безработного гражданина, отказавшегося от посредничества органов службы занятости, принимается в день поступления личного письменного заявления гражданина, отказавшегося от посредничества органов службы занятости. Начисление пособия по безработице (при отсутствии со стороны данного гражданина иных нарушений законодательства о занятости населения) осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня последней перерегистрации его в качестве безработного до дня поступления соответствующего личного заявления гражданина. Основания осуществлять начисление пособия по безработице после прохождения гражданином перерегистрации отсутствуют, поскольку исходя из заявления гражданина, поиск работы при посредничестве органов службы занятости прекращен. Следовательно, в приказе о прекращении выплаты пособия по безработице указывается дата, с которой прекращается выплата пособия (дата регистрации указанного заявления), и этот день не подлежит оплате в виде пособия по безработице.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (пункт 1).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным ( пункт 2).Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (пункт 3).

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц ( пункт 6).

Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( пункт 8).

Согласно п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина).

Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в названном Законе порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты, учитывая при этом, что целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 421-О). При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки (пункт 6 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.06.2012 N 10н, действующим в период возникновения спорных правоотношений, и утратившим силу 09.08.2019 года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.02.2019 N 116н, гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляется государственная услуга по осуществлению социальных выплат в виде пособия по безработице.

В соответствии с п. 28 Административного регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице является решение о признании в установленном порядке гражданина безработным, оформленное приказом центра занятости населения.

Работник осуществляет расчет размера пособия по безработице и начисление пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным (пункт 39 Регламента).

Согласно п. 138 Административного регламента основанием для прекращения предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице является решение о снятии гражданина с учета в качестве безработного, оформленное приказом центра занятости населения (пункт 138).

Работник принимает решение о прекращении предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице после получения от работника, осуществляющего функцию по регистрации граждан в качестве безработных, личного дела получателя государственных услуг, содержащего приказ о снятии гражданина с учета в качестве безработного (пункт 139).

Работник осуществляет начисление пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы со дня последней перерегистрации гражданина в качестве безработного (пункт 147).

В соответствии с п. 290 Административного регламента государственная услуга в виде пособия по безработице предоставляется ежемесячно не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные центром занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц.

Согласно п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае отказа от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению безработного гражданина).

В судебном заседании установлено, что истица ФИО1 с 28 марта 2018 года была признана безработным на основании приказа КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» от 06 апреля 2018 года № 096Д4/1828.

Приказом от 06 апреля 2018 года № 096П15/1828 истцу было назначено пособие по безработице с 22 мая 2018 года, установлен первый период выплаты пособия по безработице продолжительностью 12 месяцев, а также установлены размеры и сроки выплаты пособия в размере 4900 руб. с 22 мая 2018 года по 21 мая 2019 года.

В последующем, с 01 января 2019 года размер пособия по безработице истице был увеличен до 8000 рублей, продолжительность периода выплаты пособия по безработице была увеличена на 6 недель, т. е. по 02.07.2019 года.

Неоднократно ФИО1 выдавались направления на работу в ООО «Газпром теплоэнерго Орел», БУ ОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», ООО «Текстильщик», ООО «Светотехника», ООО «Высокие Технологии Будущего», ПАО «Орелстрой», ЗАО «Центр долгового управления», ООО «Дирекция по эксплуатации зданий № 5 г. Орла», БУЗ ОО «Городская больница им. С. П. Боткина», ООО «Кредитал+», ОАО «Орелжилэксплуатация» и другие учреждения и организации на должность юриста, юрисконсульта, по различным причинам кандидатура истца была отклонена.

В установленные центром занятости населения сроки и даты посещений ФИО1 проходила перерегистрацию, последний день перерегистрации гражданина в качестве безработного был установлен на 24.06.2019 года. В указанный день ФИО1 явилась на регистрацию, что подтверждается листом учета посещений гражданина для подбора подходящей работы.

02.07.2019 года ФИО1 обратилась в КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» с письменным заявлением об отказе от посредничества государственного учреждения службы занятости населения, в своем заявлении указала, что отказывается от посреднических услуг с 03 июля 2019 года.

02.07.2019 года государственным учреждением службы занятости населения было принято решение о снятии ФИО1 с регистрационного учета в качестве безработного на основании письменного заявления истца от отказе от посредничества органов службы занятости, оформленное приказом КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» № 183Д21/1928.

Приказом от 02 июля 2019 года № 183П17/1928 выплата пособия по безработице прекращена ФИО1 с одновременным снятием её с учета в качестве безработного на основании п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". В приказе указана дата - 01 июля 2019 года, с которой прекращается выплата пособия.

Между тем, как следует из представленных стороной ответчика материалов личного дела получателя государственных услуг ФИО1, последняя выплата пособия по безработице была произведена истцу за период с 25.06.2019 года по 01.07.2019 года включительно (за 7 дней), размер пособия за семь дней составил 1858,06 рублей.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что 02.07.2019 года от ФИО1 как получателя государственной услуги в виде пособия по безработице поступило письменное заявление об отказе от посредничества государственного учреждения службы занятости населения, которое является основанием для прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного, суд приходит к выводу о том, что у центра занятости населения не имелось оснований для выплаты пособия по безработице за период, последующий после 01.07.2019 года, поскольку 02.07.2019 года ФИО1 была снята с регистрационного учета в качестве безработного.

Довод истца о незаконном прекращении ответчиком выплаты пособия по безработице в день подачи заявления об отказе от посредничества государственного учреждения службы занятости населения суд признает несостоятельным, поскольку системный анализ вышеприведенных норм законодательства в сфере занятости населения позволяет сделать вывод о том, что решение о снятии с регистрационного учета в качестве безработного гражданина, отказавшегося от посредничества органов службы занятости, принимается в день поступления личного письменного заявления гражданина. В этом случае начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня последней перерегистрации его в качестве безработного до дня поступления соответствующего личного заявления гражданина, то есть день, в который поступило заявление об отказе от посредничества, не подлежит оплате. Такой порядок прекращения выплаты пособия по безработице соответствует целевому назначению меры социальной поддержки безработных граждан в предоставлении временного источника средств к существованию.

Довод истца о том, что ответчик должен был принять решение о прекращении выплаты пособия по безработице не ранее 03.07.2019 года как было указано в заявлении от 02.07.2019 года, суд отклоняет как несостоятельный, поскольку действия ответчика соответствовали п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и не противоречили положениям Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, действующего на момент принятия центром занятости населения решения о снятии с регистрационного учёта в качестве безработного и прекращении выплаты пособия по безработице.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Казенному учреждению Орловской области «Центр занятости населения Северного района города Орла» о признании незаконными действий по снятию с регистрационного учета в качестве безработного, прекращению выплаты пособия по безработице и взыскании невыплаченного пособия по безработице оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2020 года.

Судья Ю.В. Тишаева