производство № 2-490/2020
УИД № 57RS0027-01-2020-000692-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2020 года город Орёл
Северный районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Швецова Н.В.,
при секретаре судебного заседания Михайловой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда города Орла гражданское дело по исковому заявлению Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла к ФИО1 о снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее УМИЗ) обратилось в суд с иском к ФИО1 о снятии земельного участка с кадастрового учета, указав, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 527 кв.м., является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. К указанному земельному участку примыкает земельный участок с кадастровым номером №, площадью 350 кв.м., принадлежащий на праве собственности ответчику и предназначенный для эксплуатации и обслуживания жилого дома и магазина. На основании обращения ответчика 28 августа 2018 года администрация города Орла своим постановлением № 3723 утвердила схему расположения земельных участков, образуемых в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №. На основании указанного постановления на кадастровый учет были поставлены два земельных участка: № площадью 14 кв.м. для общего пользования и № площадью 863 кв.м, предназначенный для эксплуатации жилого дома и объекта торговли. Между истцом и ответчиком возник спор о размере платы за увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности ответчика. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец полагает, что при возникновении спорного правоотношения отсутствовали правовые основания для перераспределения исходных земельных участков, кроме того, у ответчика возникло право на земельный участок большей площади, а земельный участок для общего пользования, оказался ограниченным в доступе, в связи с чем, истец просит суд снять с кадастрового учета земельные участки № площадью 14 кв.м. для общего пользования и 57:25:0040215:313 площадью 863 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>
В судебное заседание представитель истца не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав исковые требования.
Ответчик ФИО1 и представитель третьего лица Управления Росреестра в судебное заседание не явились, о времени и месте которого, уведомлены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Спорное правоотношение регулируется Федеральным законом от 03.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Исходя из положений указанного закона снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации возможность снятия земельного участка связана с прекращением его существования в результате преобразования.В судебном заседании установлено, что 14 сентября 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № площадью 14 кв.м. с видом разрешенного использования: земельный участок общего пользования и № площадью 863 кв.м., с видом разрешённого использования: индивидуальный жилой дом, объект торговли, рассчитанный на средний поток посетителей, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.53-61).
Спорные земельные участки образованы в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 527 кв.м., являющегося земельным участком, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 350 кв.м., принадлежащий на праве собственности ответчику и предназначенного для эксплуатации и обслуживания жилого дома и магазина, расположенного по указанному адресу.
Схема расположения спорных земельных участков утверждена на кадастровом плане территории Постановлением администрации города Орла от 20 августа 2018 года № 3723 по результатам обращения ответчика (л.д.9).
29 октября 2019 года ответчик обратился к истцу с заявлением, в котором содержалась просьба заключить соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (л.д.18).
27 января 2020 годы был подготовлен проект такого соглашения, в котором содержалось условие о плате за увеличение площади земельного участка в сумме 762716 рублей. Проект соглашения подписан со стороны истца (л.д.24-26). Будучи несогласным с размером платы, ответчик соглашение не подписал и обратился в Советский районный суд города Орла с иском об оспаривании размера платы (л.д.27).
05 марта 2020 года администрация города Орла в рамках самоконтроля постановлением № 828 отменила постановление № 3723 от 20 августа 2018 года (л.д.31).
Рассмотрение заявления истца в Управление Росреестра по Орловской области от 17 марта 2020 года о снятии земельного участка № с кадастрового учета приостановлено 23 марта 2020 года, в связи с тем, что сведения в ЕГРН являются актуальными и не носят временный характер, а так же указанный участок не является преобразуемым (л.д.32).
Оценив в совокупности, приведенные выше сведения, суд приходит к выводу о том, что установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета в спорном правоотношении не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Отмена ненормативного акта администрации и наличие спора об отдельных условиях соглашения не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее - Обзор), согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Доводы истца об отсутствии иных способов защиты нарушенного права, иначе, чем с использованием механизма судебной защиты суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорное правоотношение.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации истцом прав собственника на преобразованные земельные участки в установленном действующим законодательством порядке, не представлено.
Таким образом, поскольку приведенные истцом обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на кадастровый учет земельных участках, исковые требования не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла к ФИО1 о снятии земельного участка с кадастрового учета отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Северный районный суд города Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 июня 2020 года.
Судья Н.В. Швецов