ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 57Д от 15.09.2022 Старожиловского районного суда (Рязанская область)

62RS0-57 Дело а-368/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р. 15 сентября 2022 года

Старожиловский районный суд в составе:

председательствующего судьи Прошкина Ю.В.,

с участием и.о.прокурора ФИО1,

при секретаре Мелёшкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ РО «Дирекция дорог » о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства (привести автомобильную дорогу «от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634, в соответствии с требованиями ФИО5 50597-2017 и ФИО5 52766-2007),

у с т а н о в и л :

обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Государственному казённому учреждению «Дирекция дорог » о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства (привести автомобильную дорогу «от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634, в соответствии с требованиями ФИО5 50597-2017 и ФИО5 52766-2007), мотивируя следующими основаниями.

проведена проверка коллективного обращения жителей по вопросу эксплуатации и содержания автомобильной дороги.

в ходе выездных проверочных мероприятий с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Кораблинский» установлено, что автомобильная дорога «от автодороги «Епихино- Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через (61 ОП МЗ 61Н-634) имеет неудовлетворительные дорожные условия: а именно сплошное разрушение дорожного полотна.

В ходе осмотра указанной автомобильной дороги на участке с 0 км + 520 м по 0 км + 670 м в прямом направлении и с 0 км + 540 м по 0 км + 655 м в обратном направлении на автомобильной дороге «от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд: Заполье» отсутствуют боковые дорожные ограждения и элементы конструкции металлического дорожного ограждения.

Проверкой установлено, что автомобильная дорога «от автодороги «Епихино- Ивановское» подъезд: Заполье» (61 ОП МЗ 61Н-634) внесена в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения », утвержденный Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением идентификационного номера 61 ОП МЗ 61Н-634.

С учетом полномочий и задач, определенных разд. 2, 3 указанного Положения, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденные высшим исполнительным органом государственной власти , к которым также относится автомобильная дорога «от автодороги «Епихино- Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634 возложена на Министерство транспорта и автомобильных дорог .

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ-р «О создании государственного казенного учреждения «Дирекция дорог » путем его учреждения» создано ГКУ РО «Дирекция дорог ». Министерство транспорта и автомобильных дорог и Министерство имущественных и земельных отношений осуществляют функции и полномочия учредителей учреждения.

В силу приказа министерства имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ-р автомобильная дорога «от автодороги «Епихино- Ивановское» подъезд: Заполье» изъята из оперативного управления Министерства транспорта и автомобильных дорог и передано с ДД.ММ.ГГГГ с баланса министерства транспорта и автомобильных дорог на баланс ГКУ РО «Дирекция дорог ».

Таким образом, должностными лицами ГКУ «Дирекция дорог », а также должностными лицами Министерства транспорта и автомобильных дорог нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ГКУ РО «Дирекция дорог » было внесено представление по факту ненадлежащего состояния данной автомобильной дороги.

Однако, ГКУ РО «Дирекция дорог » за исх. /мс-2306-исх от ДД.ММ.ГГГГ действенные меры по устранению выявленных нарушений не приняты.

В частности, на автомобильной дороге «от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через (61 ОП МЗ 61Н-634) стационарное освещение в отсутствует. Работы по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги «от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634, а именно, устранение сплошного разрушения дорожного покрытия, установка боковых дорожных ограждений и элементов конструкции металлического дорожного ограждения, а также оборудование стационарным освещением в населенном пункте , не начаты.

Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, привлечь таких лиц в процесс в качестве истцов, указать их в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении гражданского дела не представляется возможным.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц, поскольку возникла необходимость защитить права и интересы участников дорожного движения.

Чёнкин С.Н. просит: признать бездействие ГКУ РО «Дирекция дорог », выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги «от автодороги «Епихино - Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634 с требованиями п.п. 5.2.4, 6.5.1, 6.5.2, 6.9.1 «ФИО5 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и п. 4.6.1.1 «ФИО5 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», незаконным; обязать ГКУ РО «Дирекция дорог » привести автомобильную дорогу «от автодороги «Епихино - Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634 в соответствии с требованиями п.п. 5.2.4, 6.5.1, 6.5.2, 6.9.1 «ФИО5 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и п. 4.6.1.1 «ФИО5 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В соответствии со ст. 178 КАС РФ установить ГКУ РО «Дирекция дорог » срок для исполнения судебного решения в течение 24 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Представитель административного ответчика ГКУ РО «Дирекция дорог » Королёв С.В. в суд не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела предоставил в суд возражения на административное исковое заявление, согласно которой он считает, что ГКУ «ДДРО» не располагает полномочиями по выполни комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения и следовательно, не является лицом непосредственно осуществляющим содержание автомобильной дорог. При осуществлении функций и полномочий в области использования автомобильных и осуществления дорожной деятельности ГКУ «ДДРО» является государственным заказчиком по размещению заказов на выполнение paбот для государственных нужд , а не исполнителем этих работ. В настоящее время между ГКУ «ДДРО» (Заказчик) и ООО «Рязаньинжсельстрой» (Подрядчик) заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение подрядных работ по нормативному содержанию и приведению в нормативное состояние автомобильных дорог - содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Захаровском, Клепиковском, Кораблинском, Милославском, Михайловском, Пронском, Рыбновском, Рязанском, Скопинском, Спасском, х . Согласно п.7.2 Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение к Контракту) в пределах объемов финансирования, предусмотренных Контрактом, с соблюдением Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ОС-28/1270-ис на основании согласованного с Заказчиком Перечня конкретных видов работ (Приложение к Контракту) включая автомобильную дорогу от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд Заполье (поз.3 приложения к Техническому заданию (Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в ), согласно п.8.7. Подрядчик обязан поддерживать техническое состояние автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивающее бесперебойное и безопасное движение транспортных средств; согласно п. 8.18. в период действия Контракта, в целях контроля за транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильной дороги и сооружений на ней, Подрядчик взаимодействует с органами местного самоуправления на территориях которых расположены дороги, районными отделениями УМВД Poссии по и другими исполнительными органами государственной власти , учреждениями и организациями, способствующими выполнению Контракта. Также предусмотрены технические требования к качеству содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и перечень видов цикличность работ. В статье 3 Федерального Закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализованной в положениях ст10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения. Названной нормой материального права предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. от ДД.ММ.ГГГГ N 69-03 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об (областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», государственной программой «Дорожное хозяйство и транспорт», утвержденной постановлением от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено финансирование работ по строительству, в том числе проектированию стационарного искусственного освещения на автодороге 61 ОП МЗ 6Ш-634 от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд . Представитель административного ответчика просит в удовлетворении исковых требований прокурора к ГКУ «ДДРО» отказать. (л.д.34-38)

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и автомобильных дорог в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – ОГИБДД МОМВД России «Кораблинский» в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании и.о. прокурора ФИО2 административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в описательной части решения. Просил административный иск удовлетворить и установить срок для исполнения судебного решения 24 месяца.

Выслушав и.о. прокурора, исследовав материалы административного дела, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «о безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Приказом Госстандарта ДД.ММ.ГГГГ-ст утвержден «ФИО5 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы Контроля».

Согласно пункту 5.2.4 ФИО5 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В соответствии с п.п. 6.5.1, 6.5.2 ФИО5 50597-2017 дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ФИО5 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ФИО5 52607 и быть установлены по ФИО5 52289. Дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4.

В силу п. 6.9.1 ФИО5 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ФИО5 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

Согласно п. 4.6.1.1 «ФИО5 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ-ст стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают, в частности, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено.

Автомобильная дорога «от автодороги «Епихино- Ивановское» подъезд: Заполье» (61 ОП МЗ 61Н-634) внесена в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения », утвержденный Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением идентификационного номера 61 ОП МЗ 61Н-634.

В прокуратуру поступило коллективное обращение жителей по вопросу эксплуатации и содержания автомобильной дороги. (л.д.6-7)

Из рапорта старшего инспектора ОПС группы ДПС ГИБДД МОМВД России «Кораблинский» ФИО3 и фото-таблицы к рапорту от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении осмотра автомобильной дороги «от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634, выявлены следующие недостатки в ее эксплуатационном состоянии: сплошное (полное) разрушение дорожного полотна протяженностью 1 км. + 800 м., в нарушение п.5.2.4 ФИО5 50597-2017; отсутствие дорожного металлического ограждения, в нарушение п.6.5.1 и п.6.5.2 ФИО5 50597-2017; отсутствие дорожных знаков5.23.1 «Начало населенного пункта» и п.5.24.1 «Конец населенного пункта» в нарушение п.6.2.1 и п.6.2.3 ФИО5 50597-2017. (л.д.9-23).

В соответствии с п.1 разд.1 «Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог », утвержденного постановлением от 21.0L2009 , Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории в сфере транспорта, использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти , государственных учреждений .

С учетом полномочий и задач, определенных разд. 2, 3 указанного Положения, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденные высшим исполнительным органом государственной власти , к которым также относится автомобильная дорога «от автодороги «Епихино - Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634 возложена на Министерство транспорта и автомобильных дорог .

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ-р «О создании государственного казенного учреждения «Дирекция дорог » путем его учреждения» создано ГКУ РО «Дирекция дорог ». Министерство транспорта и автомобильных дорог и Министерство имущественных и земельных отношений осуществляют функции и полномочия учредителей учреждения.

В силу приказа министерства имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ-р автомобильная дорога «от автодороги «Епихино- Ивановское» подъезд: Заполье» изъята из оперативного управления Министерства транспорта и автомобильных дорог и передано с ДД.ММ.ГГГГ с баланса министерства транспорта и автомобильных дорог на баланс ГКУ РО «Дирекция дорог ».

Проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на данном участке автодороги, а также деятельность по проектированию, реконструкции капитальному ремонту, ремонту и содержанию этих дорог должна обеспечиваться ГКУ РО «Дирекция дорог ».

Несоответствие данной автомобильной дороги обязательным требованиям ФИО5 52766-2007 и ФИО5 50597-2017 свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком своих публично-правовых обязанностей по содержанию и ремонту автомобильной дороги, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего административного ответчика ГКУ РО «Дирекция дорог » устранить допущенные нарушения.

Административным ответчиком ГКУ РО «Дирекция дорог » не представило доказательств того, что дорожное покрытие спорной автомобильной дороги соответствует требованиям ФИО5 50597-2017 и ФИО5 52766-2007.

При этом суд не принимает позицию по делу административного ответчика ГКУ РО «Дирекция дорог » (76-77), т.к. в ней не отражено состояние спорной автомобильной дороги и её соответствие требованиям п.п. 5.2.4, 6.5.1, 6.5.2, 6.9.1 «ФИО5 50597-2017 и п.4.6.1.1 ФИО5 52766-2007.

При таких обстоятельствах, у суда имеются все предусмотренные законом основания для полного удовлетворения заявленных требований административного истца прокурора .

Частью 2 статьи 178 КАС РФ определено, что при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Для устранения нарушений закона, связанных с непринятием мер по приведению автомобильной дороги «от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634, в соответствии с требованиями ФИО5 50597-2017 и ФИО5 52766-2007, суд полагает возможным предоставить административному ответчику для исполнения судебного решения 24-х месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Поскольку в силу пунктов 9 и 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве административного истца или административного ответчика освобождены от уплаты государственной пошлины, суд не находит оснований для взыскания с административных ответчиков государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180,181,186,227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ РО «Дирекция дорог » о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства (привести автомобильную дорогу «от автодороги «Епихино-Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634, в соответствии с требованиями ФИО5 50597-2017 и ФИО5 52766-2007), удовлетворить.

Признать бездействие ГКУ РО «Дирекция дорог », выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги «от автодороги «Епихино - Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634 с требованиями п.п. 5.2.4, 6.5.1, 6.5.2, 6.9.1 «ФИО5 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и п. 4.6.1.1 «ФИО5 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», незаконным.

Обязать ГКУ РО «Дирекция дорог » привести автомобильную дорогу «от автодороги «Епихино - Ивановское» подъезд: Заполье», проходящей через с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-634 в соответствии с требованиями п.п. 5.2.4, 6.5.1, 6.5.2, 6.9.1 «ФИО5 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и п. 4.6.1.1 «ФИО5 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Установить ГКУ РО «Дирекция дорог » срок для исполнения судебного решения в течение 24 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено апелляционное представление в коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Старожиловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.В.Прошкин