ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 57М0035-01-2019-002153-85 от 14.08.2019 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 12-64/2019

УИД № 57MS0035-01-2019-002153-85

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

14 августа 2019 года г.Орёл

Судья Северного районного суда г.Орла Казимиров Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Трио КТМ» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Северного района г. Орла о его привлечении к административной правонарушении по ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ ),

УСТАНОВИЛ

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Северного района г.Орла от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, в которой указал, что на дату совершения административного правонарушения он утратил правосубъектную способность нести права и обязанности, как генеральный директор ООО «Трио КТМ», так как регистрирующим органом – МРИ ФНС №9 по Орловской области ДД.ММ.ГГГГ ООО «Трио КТМ» было исключено из ЕГРЮЛ, тем самым прекратив свое существование. Также, в связи с тем, что срок предоставления сведений по форме «СЗВМ-СТАЖ» установлен до ДД.ММ.ГГГГ, то составлением протокола от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ нарушен срок привлечения его к административной ответственности. Кроме того, Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области он не был надлежаще уведомлен о дате и времени составления протокола. Помимо этого, в ст.23.3 КоАП РФ отсутствуют правовые нормы, закрепляющие право Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области составлять административные протоколы На основании изложенного, просит постановление мирового судьи судебного участка № 3 Северного района г.Орла от ДД.ММ.ГГГГ отменить, а дело производством прекратить.

В судебное заседание ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил. Ходатайства об отложении рассмотрения жалобы суду не представил, в связи с чем суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившегося заявителя.

Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области ФИО3 считала постановление мирового судьи судебного участка № 3 Северного района г.Орла от ДД.ММ.ГГГГ законным, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Исследовав материалы дела, изучив жалобу, судья, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно перечня должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях утвержденного постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 сентября 2014 г. N 348п, таким правом наделены в соответствии с п.3.1. Управляющие отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, их заместители.

Таким образом, административный протокол от ДД.ММ.ГГГГ по ст.15.33.2 КоАП РФ, составлен на ФИО1 уполномоченным на то лицом - заместителем начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области.

Согласно ст.4.5 КоАП РФ сроки привлечения к административной ответственности в сфере страхового законодательства составляют 1 год.

Статьей 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Должностным лицом страхователя, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, является руководитель организации, действия (бездействие) которого привели к совершению административного правонарушения (например, директор, генеральный директор, президент и т. д.), иное должностное лицо, в обязанности которого входит представление (подписание) соответствующих сведений (документов) в ПФР, не представившее сведения (документы) (отказавшееся от представления, представившее не в полном объеме) либо подписавшее сведения (документы), представленные в Филиал с недостоверными, неполными или искаженными данными.

В качестве документов, устанавливающих должностное лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности, используются следующие документы: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)

ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Трио КТМ» ФИО1, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» по форме «СЗВ – СТАЖ» за 2018 не представлены на 1 застрахованное лицо, в результате чего, должностным лицом страхователя ООО «Трио КТМ» был нарушен п.2 ст.11 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предусматривающей обязанность страхователя представлять указанные сведения в органы ПФР ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалам дела, реестра, сведения по форме СЗВ-М страхователем за отчетный период 2018 предоставлены в органы ПФР до ноября 2018 включительно (последний ДД.ММ.ГГГГ).

Как видно из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом УПФР составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Трио КТМ» ФИО1, как должностного лица, ответственного за предоставление отчетности в УПФР.

Именно данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.33.2 КоАП РФ.

С момента исключения юридического лица из реестра его правоспособность прекращается, организация перестаёт существовать. Любые действия исключенной из реестра организации априори признаются не законными, заключенные сделки ничтожными.

Согласно данным протокола от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ руководителем страхователя ООО «Трио КТМ» в должности генерального директора являлся ФИО1 ООО «Трио КТМ» состояло на учете в УПФР в г.Орле и Орловском районе в качестве страхователя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведения по данному застрахованному лицу представлены в отчетности по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2018. «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» по форме «СЗВ – СТАЖ» за 2018 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представлены на 1 застрахованное лицо.

Согласно выписке ЕГРЮЛ ООО «Трио КТМ» ДД.ММ.ГГГГ исключено как юридическое лицо из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности).

При этом решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Вместе с тем, каких-либо сведений, о том, являлся ли ФИО1 должностным лицом на дату совершения (ДД.ММ.ГГГГ) вменяемого ему административного правонарушения административным органом не представлено.

Кроме того, должностное лицо страхователя, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, должно быть извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, способом подтверждающим получение такого извещения (направление соответствующего уведомления).

Уведомление направляется в день составления акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уведомление может быть вручено лично под расписку лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, или законному представителю лица, либо с использованием любых доступных средств связи, позволяющих подтвердить получение такого уведомления (заказное письмо с уведомлением о вручении, телеграмма с уведомлением, направление электронной почтой, при наличии подтверждения о получении, и т. п.)

В целях соблюдения прав должностного лица, в отношении которого должен быть составлен протокол, дата составления протокола назначается с учетом срока на получение такого уведомления (до 1 месяца).

На момент составления протокола в распоряжении лица, его составляющего, должно быть документальное подтверждение надлежащего уведомления должностного лица, привлекаемого к административной ответственности. С учетом информации представленной выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, таких сведений, кроме списков почтовых отправлений УПФР, не имеется. Уведомления, подтверждающие получение ФИО1 почтовых отправлений из УПФР отсутствуют, чем существенно нарушаются его права.

Помимо этого, принимая решение о наличии оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности, мировой судья исходил из того, что тот являясь ликвидатором общества, не выполнил возложенную на него законом обязанность по предоставлению вышеназванных сведений в органы Пенсионного фонда РФ.

Однако с такими выводом согласиться нельзя, так как ООО «Трио КТМ» исключено как юридическое лицо из ЕГРЮЛ за наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности и указание в постановлении мирового судьи судебного участка №3 от ДД.ММ.ГГГГ на то, что ФИО1 является ликвидатором общества ничем не подтверждено, в то время как вопрос о статусе лица имеет основополагающее значение для разрешения дела и привлечения виновного к административной ответственности.

Оценив собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что административным органом допущены нарушения норм как процессуального характера, выразившиеся в ненадлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, так и материального, так как сведения полученные административным органом, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, не являются основанием для признания ФИО1 должностным лицом, допустившим вменяемое административное правонарушение, что, также, привело к неправильному выводу сделанному мировым судьей при вынесении решения.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая изложенное, считаю необходимым отменить состоявшееся постановление в отношении ФИО1 и прекратить производство по делу по п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по основаниям недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Северного района г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке ст.30.14 КоАП РФ.

Судья Ю.А.Казимиров