ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580004-01-2020-000037-39 от 04.01.2020 Бековского районного суда (Пензенская область)

Дело №2а-21/2020

УИД №58RS0004-01-2020-000037-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Бековский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Ульянина Д.Ю.,

при секретаре Тараевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бековского районного суда Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселений и о возложении обязанности определить такую организацию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бековского района Пензенской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поседений и о возложении обязанности определить такую организацию, указав в обосновании своих исковых требований на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о водоснабжении в администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, в ходе которой были выявлены нарушения, а именно: согласно схемы водоснабжения, утвержденной постановлением администрации Мошковского сельсовета от 25.12.2013 года №89, с.Мошки и с.Гранки обеспечены централизованным водоснабжением на 100%. Протяженность водопроводной сети составляет 9087 метров. Согласно реестру муниципального имущества Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, в состав муниципальной собственности входят в том числе: водопровод, расположенный в <адрес>, протяженностью 9087 м, водонапорная башня, расположенная в <адрес>, каптаж, расположенный в <адрес>, а также скважина, расположенная в с<адрес>, глубиной 120м. Вместе с тем, в нарушение законодательства, в настоящее время администрацией Мошковского сельсовета гарантирующая организация не определена. 09 января 2020 года по взаимному согласию сторон расторгнуто концессионное соглашение в отношении систем водоснабжения Мошковского сельсовета от 13.03.2017 года с ООО «Возрождение». В период с 09 января 2020 года по настоящее время гарантирующая организация не определена, водоснабжением населения на территории сельсовета занимается администрация и инициативная группа граждан без необходимой разрешительной документации, в том числе, без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод. Отсутствие гарантирующей организации может повлечь бесконтрольное использование недр, несвоевременный ремонт водопроводных сетей, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшить экологическую обстановку, а также нарушает право граждан на получение услуг водоснабжения надлежащего качества, на обеспечение питьевой водой, право на бесперебойное получение коммунальной услуги водоснабжения.

Просит признать незаконным бездействие администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской, выразившееся в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселений.

Обязать администрацию муниципального образования «Мошковский сельсовет Бековского района Пензенской области» определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения на территории Мошковского сельсовета в течение 6 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец – помощник прокурора Бековского района Пензенской области Овчарова М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, так как водоснабжением населения на территории Мошковского сельсовета занимается администрация и инициативная группа граждан без необходимой разрешительной документации, в том числе, без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод. Отсутствие гарантирующей организации может повлечь бесконтрольное использование недр, несвоевременный ремонт водопроводных сетей, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшить экологическую обстановку, а также нарушает право граждан на получение услуг водоснабжения надлежащего качества, на обеспечение питьевой водой, право на бесперебойное получение коммунальной услуги водоснабжения. Просила установить администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области срок для исполнения решения суда – 7 месяцев.

Представитель администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области – глава администрации ФИО1 в судебном заседании показал, что согласен с заявленными исковыми требованиями прокурора, поскольку действительно в настоящее время не определена какая-либо гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения поселения, при этом он указал о необходимости увеличения периода исполнения судебного решения до 9 месяцев и более, поскольку процесс заключения концессионного соглашения регламентирован законодательством и происходит поэтапно, для каждого этапа законом предусмотрены конкретные сроки, а в последствие требуется согласование с губернатором Пензенской области. Поэтому, суммируя все предусмотренные законодательством сроки, для исполнения решения суда и определения гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения, заключения с такой организацией концессионного соглашения, потребуется как минимум 9 месяцев.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным иском заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 года №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области, подп.4 п.1.1 ст.4 Устава Мошковского сельсовета, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с ч.3 ст.43 Водного кодекса РФ, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Согласно абз.1 ст.9 Закона РФ «О недрах», пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В силу абз.1 ст.11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно пп.2 п.1 ст.6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Закона о водоснабжении определение гарантирующей организации для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения и установление зон ее деятельности (за исключением случаев, предусмотренных названным федеральным законом) относится к полномочиям органов местного самоуправления. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Администрация Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом Мошковского сельсовета, наделенным полномочиями по решения вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Мошковского сельсовета Федеральными законами и законами Пензенской области (пункт 1 статьи 19, пункт 1 статьи 23 устава Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области).

Следовательно, администрация Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по организации водоснабжения населения и водоотведения.

Судом установлено, что 27 января 2020 года прокуратурой Бековского района Пензенской области была проведена проверка в деятельности администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области на предмет исполнения требований законодательства о водоснабжении, которой установлено, что согласно схемы водоснабжения, утвержденной постановлением администрации Мошковского сельсовета от 25.12.2013 года №89, с.Мошки и с.Гранки обеспечены централизованным водоснабжением на 100%. Протяженность водопроводной сети составляет 9087 метров. Согласно реестру муниципального имущества Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, в состав муниципальной собственности входят в том числе: водопровод, расположенный в <адрес>, протяженностью 9087 м, водонапорная башня, расположенная в <адрес>, каптаж, расположенный в <адрес>, а также скважина, расположенная в <адрес> глубиной 120м. Вместе с тем, в нарушение законодательства, в настоящее время администрацией Мошковского сельсовета гарантирующая организация не определена. 09 января 2020 года по взаимному согласию сторон расторгнуто концессионное соглашение в отношении систем водоснабжения Мошковского сельсовета от 13.03.2017 года с ООО «Возрождение». В период с 09 января 2020 года по настоящее время гарантирующая организация не определена, водоснабжением населения на территории сельсовета занимается администрация и инициативная группа граждан без необходимой разрешительной документации, в том числе, без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод.

В целях реализации государственной политики в области водоснабжения и соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, позволяющего обеспечивать соблюдение прав граждан в указанной сфере, необходимо определение гарантирующей организации.

На момент рассмотрения настоящего административного дела, нарушения вышеуказанного законодательства не устранены. Таким образом, бездействием администрации названного сельсовета, выразившемся в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселений, нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие гарантирующей организации может повлечь бесконтрольное использование недр, несвоевременный ремонт водопроводных сетей, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшить экологическую обстановку, а также нарушает право граждан на получение услуг водоснабжения надлежащего качества, на обеспечение питьевой водой, право на бесперебойное получение коммунальной услуги водоснабжения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Мошковского сельсовета выразившегося в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселений, поэтому заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц и о признании незаконным бездействия администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившегося в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселений и о возложении обязанности определить такую организацию подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п.1,4 ст.227 Кодекса Административного судопроизводства РФ на администрацию Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области должна быть возложена обязанность устранить выявленные нарушения в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца и опубликования решения суда в официальном издании.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 291-293 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации названного сельсовета, выразившегося в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселений, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселений.

Обязать администрацию муниципального образования «Мошковский сельсовет Бековского района Пензенской области» определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения на территории Мошковского сельсовета.

Установить администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области срок для совершения вышеуказанных действий - 8 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Мошковский сельсовет Бековского района Пензенской области» об исполнении решения суда известить суд и административного истца не позднее чем в течение месяца; опубликовать решение суда в официальном печатном издании «Ведомости Мошковского сельсовета» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02.03.2020 года.

Судья