ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580007-01-2020-000807-11 от 03.08.2021 Городищенского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2- 459/2021

УИД №58RS0007-01-2020-000807-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2021 года

Городищенский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Абрамовой Г.В.

при секретаре Кипиной Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в г.Городище Пензенской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г.Городище Пензенской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии в связи с педагогической деятельностью, указав, что 05.04.2021г. обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от 08.04.2021г. в назначении пенсии ей было отказано по причине недостаточности стажа. В ее стаж не зачислены периоды работы с 01.09.1994 по 17.10.1994 и с 17.07.1997 по 22.12.2003 в должности учителя в школе-комплексе дифференцированного обучения №11 ст.Чаадаевка Куйбышевской железной дороги, а также с 01.04.2014 по 17.05.2014 и с 01.03.2015 по 05.04.2021 в должности воспитателя в МБОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области» по причине того, что наименования таких учреждений отсутствуют в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Выражая несогласие с принятым решением, ФИО1 ссылается на то, что школа-комплекс являлось общеобразовательным учреждением, имеющим лицензию, осуществлявшем педагогическую образовательную деятельность по обучению и воспитанию детей по учебным планам и программам в соответствии с Уставом. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, в разделе «Наименования учреждений» содержит общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований. Школа в период с 01.09.1994 года по 23.12.2003 года в полном объеме выполняла функции образовательного учреждения для детей. При таких обстоятельствах подлежит включению в специальный стаж периоды работы: с 01.09.1994г. по 17.10.1994г. и с 17.07.1997г. по 22.12.2003г. в должности учителя в школе-комплексе дифференцированного обучения №11 ст. Чаадаевка Куйбышевской жел.дор. в количестве 6 лет 6 месяцев 23 дней. По мнению истца, работа МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области», также должна войти в специальный стаж, поскольку в стаж включен период работы с 01 октября 2012 года по 17 мая 2014г воспитателем в МКУ «Чаадаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Городищенского района Пензенской области. Данное учреждение являлось самостоятельным юридическим лицом, а затем с 01.01.2014 года учреждение было реорганизовано в форме присоединения к МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области». При этом, трудовые отношения с работниками с 1 января 2014 года продолжены в соответствии с приказом №11 от 24 января 2014 года, работа не изменилась, функциональные обязанности тоже. Должностные обязанности и функции воспитателя в МКУ «Чаадаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Городищенского района Пензенской области», так и в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области» остались прежними, ввиду чего период работы в должности воспитателя в отделении социального приюта, являющимся структурным подразделением МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области» в период с 01 января 2014 года по 17 мая 2014 года и с 01 марта 2015г. по 05 апреля 2021 года подлежат включению в льготный страховой стаж в количестве 6 лет 5 месяцев 22 дней. С учетом изложенного, истец просит обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж периоды работы: с 01.09.1994г. по 17.10.1994г. и с 17.07.1997г. по 22.12.2003г. в должности учителя в школе-комплексе дифференцированного обучения №11 ст. Чаадаевка Куйбышевской жел.дор. в количестве 6 лет 6 месяцев 23 дней; с 01.01. 2014г. по 17.05.2014г. и с 01.03.2015г. по 05.04.2021г. в должности воспитателя в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области» в количестве 6 лет 5 месяцев 22 дней, назначить страховую пенсию по старости со дня возникновения права на нее.

В судебном заседании истец ФИО1 работы истца в исковые требования поддержала. Показала, что в каждый из исключенных периодов осуществляла педагогическую деятельность.

Свидетель Б.О.В. в судебном заседании показала, что в период работы истца в МКУ «Чаадаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Городищенского района Пензенской области» и МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области» она работала делопроизводителем данных учреждений и социальным педагогом. Работа ФИО1 после реорганизации ничем не отличалась, она продолжала исполнять свои обязанности педагога на основании устава, вела корректирующие занятия, организовывала спортивные мероприятия.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что в назначении пенсии истцу было отказано по тем основаниям, что в исключенные периоды истец не осуществляла педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, поименованных в Списке.

Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании на основании содержания трудовой книжки, копий приказов, в спорные периоды ФИО1 осуществляла следующую трудовую деятельность: -с 01.09.1994г. по 23.12.2003г. в должности учителя в школе- комплексе дифференцированного обучения № 11 ст.Чаадаевка. -с 01.01.2014г. по 03.04.2021г. в должности воспитателя в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области». Указанные периоды работы не включены истцу в специальный педагогический стаж, со ссылкой на то, что наименование учреждений не соответствует наименованиям Списка должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Отказ изложен в решении от 07.04.2021г. Данное решение суд признает частично незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с нормами подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Закона РФ от «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. право на страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью предоставлено лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от достижения ими общеустановленного возраста, предусмотренного действующим пенсионным законодательством.

Период работы в должности учителя в школе-комплексе дифференцированного обучения №11 ст. Чаадаевка Куйбышевской железной дороги подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в разделе «Наименования учреждений» содержит общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.

Наименование учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение страховой пенсии, как Государственное учреждение "Школа-комплекс дифференцированного обучения №11 станции Чаадаевка Куйбышевской железной дороги» в указанных Списках отсутствует.

Вместе с тем, в соответствии с п.1, 5 ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (действовавшем на период работы) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Суд пришел к убеждению, что Государственное учреждение "Школа-комплекс дифференцированного обучения №11 станции Чаадаевка Куйбышевской железной дороги» являлось общеобразовательным учреждением. Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, педагогические работники в нем осуществляли деятельность в полном объеме по обучению и воспитанию детей по учебным планам и программам в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения.

Как следует из материалов дела, общеобразовательная средняя школа №11 ст.Чаадаевка Куйбышевской железной дороги переименована с 01.09.1994г. в школу-комплекс дифференцированного обучения №11 ст. Чаадаевка Куйбышевской ж.д. С 23.12.2003 года Государственное учреждение «Школа-комплекс дифференцированного обучения №11 ст.Чаадаевка Куйбышевской ж.д.» переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение Чаадаевская поселковая средняя школа №2 в связи с изменением ведомственной принадлежности, а с 12 апреля 2004 года стала именоваться как Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Чаадаевка».

В уставе школы-комплекса станции Чаадаевка Куйбышевской железной дороги, принятого учредителем Начальником Куйбышевской железной дороги протокол №12 от 06 сентября 1994 года в разделе 111 «Структура, комплектование и предмет деятельности» пункте 3.1 указываются три ступени образования: первая ступень- начальное общее образование (1-4 классы), вторая ступень-основное общее образование (5-9 классы), третья ступень среднее (полное) общее образование (10-11 классы). В пункте 3.2. указывается, что в каждой параллели первой и второй ступени имеются классы: гимназический, работающий по авторским программам интенсивного обучения; класс, работающий по стандартным общеобразовательным программам и класс коррекции (компенсирующего обучения или выравнивания). Таким образом, школа в период с 01.09.1994 года по 23.12.2003 года выполняла функции образовательного учреждения для детей.

С 04 ноября 1993 года истец работала учителем математики в школе №11 ст. Чаадаевка (приказ № 197 п.2 от 01.11.1993г.) Период работы в этой должности с 04.11.1993г. по 31.08.1994г. ФИО1 исчислен и включен в расчет специального стажа. Факт работы в указанный спорный период подтверждается выписками из приказа №197 п.2 от 01.11.1993г., приказа №123 от 14.10.1994г., приказа №12 от 15.01.1996., Справкой, уточняющей особый характер работы от 23.04.2021г. № 109, выписками из приказов «О переименовании организации», лицензией, Уставами школы.

При таких обстоятельствах ФИО1 подлежат включению в специальный стаж периоды работы: с 01.09.1994г. по 17.10.1994г. и с 17.07.1997г. по 22.12.2003г. в должности учителя в школе-комплексе дифференцированного обучения №11 ст.Чаадаевка Куйбышевской жел.дор.

Как следует из иска и подтверждается исследованными доказательствами, с 01 октября 2012 года по 17 мая 2014 года ФИО1 работала воспитателем в МКУ «Чаадаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Городищенского района Пензенской области. Данное учреждение имело статус юридического лицаЮ действовало на основании Устава.

С 01.01.2014 года учреждение реорганизовано в форме присоединения к МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области». Трудовые отношения с работниками с 1 января 2014 года продолжены в соответствии с приказом №11 от 24 января 2014 года. 17 мая 2014 года истец была уволена в связи с сокращением штата (приказ № 18- лс от 16.05.2014г.). С 01 марта 2015 года истец работает по настоящее время воспитателем (приказ №11-л от 24.02.2015г.) в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области.

Период работы истца в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области обоснованно ответчиком не включен в специальный педагогический стаж. К такому выводу суд приходит по следующим основаниям.

В соответствии с нормами подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Закона РФ от «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. право на страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью предоставлено лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от достижения ими общеустановленного возраста, предусмотренного действующим пенсионным законодательством.

Таким образом, для назначения указанной пенсии помимо выполнения педагогической деятельности необходимо, чтобы данная деятельность осуществлялась в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанный Список применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665.

В ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). Согласно пп."м" п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п.3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно, Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.

П.1.13 Списка предусмотрены учреждения социального обслуживания, к которым относятся: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками. Таким образом, каждое из поименованных учреждений имеет назначение в наименовании «для детей». А такое учреждение, как Комплексный центр социального обслуживания населения в указанный перечень не включено.

Наличие в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области отделения социального приюта, предоставляющего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания при круглосуточном временном проживании несовершеннолетним в возрасте от 3 до 14 лет в период, установленный индивидуальной программой предоставления социальных услуг и решения вопросов их дальнейшего устройства, и работа в нем истца в должности воспитателя, не дают основания считать, что указанное учреждение относится к перечню учреждений, предусмотренных п.1.13 Списка, поскольку оно осуществляло лишь отдельные вилы педагогической деятельности, тогда как такая деятельность не являлась основной (уставной) деятельностью.

Довод истца о том, что функции отделения социального приюта МБУ «Городищенский КЦСОН» аналогичны деятельности МКУ «Чаадаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Городищенского района Пензенской области», не могут быть приняты во внимание судом. В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665, п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ дано право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время ст.30 ФЗ №400-ФЗ), а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Минздравсоцразвития РФ тождество наименований учреждений, в которых истец работала в спорные периоды, наименованиям учреждений, предусмотренных Списком №781, не устанавливало. Как следует из п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Ввиду изложенного суд не находит предусмотренных законом оснований к тому, что включить в специальный педагогический стаж ФИО1 период работы в должности воспитателя в отделении социального приюта, являющимся структурным подразделением МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Городищенского района Пензенской области» в период с 01 января 2014 года по 17 мая 2014 года и с 01 марта 2015г. по 05 апреля 2021 года.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015г.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Городище Пензенской области (межрайонное) от 08.04.2021г. частично незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Городище Пензенской области (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1 период работы в должности учителя с 01.09.1994 по 17.10.1994 и с 17.07.1997 по 22.12.2003г. в школе-комплексе дифференцированного обучения №11 ст.Чаадаевка Куйбышевской железной дороги. В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Городище Пензенской области (межрайонное) в пользу ФИО1 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины и 1000 рублей - в счет возмещения расходов на представителя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение 30 дней со дня вынесения мотивированного решения - с 06 августа 2021 года.

Судья Н.В.Абрамова