ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580007-01-2022-000617-15 от 16.06.2022 Городищенского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а-301/2022

УИД № 58RS0007-01-2022-000617-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Городище 16 июня 2022 года

Городищенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Надысиной Е.В.,

при секретаре Чиркиной Е.Г.,

с участием представителя административного истца - Белгородской таможни - Долженицыной И.В.,

административного ответчика Полянского С.В., его представителя - адвоката Лоскутова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Белгородской таможни к Полянскому С.В. о взыскании таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Белгородская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Полянскому С.В., указав, что дата Полянский С.В. на таможенную территорию Евразийского экономического союза через таможенный пост МАПП Нехотеевка по пассажирской таможенной декларации временно ввез транспортное средство «ВАЗ 21053», регистрационный , дата выпуска, . Срок временного ввоза транспортного средства был определен до дата В установленный срок указанный автомобиль с таможенной территории Евразийского экономического союза Полянским С.В. не вывезен. дата года Белгородской таможней вынесено уведомление об уплате таможенных платежей в размере 319141, 24 руб. и пени в размере 148985, 78 руб., которое направлено административному ответчику 20.05.2021 года. Задолженность в добровольном порядке не оплачена. На день обращения в суд размер пени составил 195660, 18 руб.

Административный истец просит взыскать с Полянского С.В. в пользу Белгородской таможни таможенные платежи в размере 319141, 24 руб. и пени в размере 195660, 18 руб., а всего сумму в размере 514801, 42 руб.

Представитель Белгородской таможни - Долженицына И.В., участвовавшая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи Городищенского районного суда Пензенской области с Октябрьским районным судом г.Белгород, в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, настаивала на удовлетворении исковых требований Белгородской таможни.

Административный ответчик Полянский С.В. в судебном заседании исковые требования Белгородской таможни не признал, пояснив, что дата он вместе с семьей (супруга, малолетний ребенок и сестра супруги), в связи с обострением политической ситуации, опасаясь за свою жизнь, покинул принадлежащее ему место жительства в Республике Украина и въехал на территорию Российской Федерации, имея намерение получить право на постоянное место жительства и гражданство Российской Федерации. Автомобиль, принадлежащий ему на праве собственности, на котором они следовали, был в плохом техническом состоянии. На тот момент ему было не до того, чтобы решать вопрос с вывозом транспортного средства, в связи со сложным материальным положением и необходимостью в обустройстве на территории Российской Федерации. дата он получил временное убежище, затем разрешение на временное проживание, впоследствии гражданство Российской Федерации. Кроме того, он и его семья стали участниками программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Полагая доводы истца необоснованными, заявленными с истечением срока исковой давности, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Полянского С.В. - Лоскутов Д.В. в судебном заседании исковые требования Белгородской таможни не признал, указав на их несостоятельность, ввиду пропуска истцом срока для обращения с иском в суд. Просил в удовлетворении иска Белгородской таможни отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС (действовавшего на дату перемещения объекта через таможенную границу), иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Согласно п. 5 ст. 358 ТК ТС, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Как следует из п. 5 ст. 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса.

Пункт 6 подпункт 3 указанной статьи предусматривает, что в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с не вывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса считается сроком уплаты таможенных пошлин.

Как следует из обстоятельств дела, согласно пассажирской таможенной декларации от дата гражданин Украины Полянский С.В. ввез на территорию Российской Федерации через таможенный пост МАПП Нехотеевка транспортное средство автомобиль «ВАЗ 21053», регистрационный дата выпуска, , объем двигателя 1452 куб.см., в качестве транспортного средства для личного пользования, до дата, без уплаты таможенных платежей.

В связи с истечением установленного срока временного ввоза транспортного средства, по результатам таможенного контроля установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства, зарегистрированного за иностранным гражданином, в связи с чем дата года таможенным органом составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № (л.д. 23), а также вынесено решение по результатам таможенного контроля от дата (л.д.25-29).

дата должнику было направлено уведомление об уплате таможенных платежей от дата по имеющимся в распоряжении таможенного органа , и , что подтверждается сопроводительными письмами и почтовыми конвертами. Согласно данному уведомлению Полянский С.В. в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления и (или) по истечении 10 рабочих дней со дня получения уточнения к уведомлению обязан уплатить всю сумму задолженности (л.д. 30 - 35).

Определением мирового судебного участка № 2 Городищенского района Пензенской области от дата отменен судебный приказ от дата о взыскании в пользу Белгородской таможни с Полянского С.В. задолженности по таможенным платежам в размере 477541, 69 руб. и расходов по оплате государственной пошлины ы размере 3987, 71 руб. (л.д. 12).

С иском о взыскании таможенных платежей Белгородская таможня обратилась в Городищенский районный суд Пензенской области дата, что подтверждается почтовым штампом на конверте (л.д. 36).

Полянский С.В. является собственником автомобиля «ВАЗ 21053», регистрационный , дата выпуска, . Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами.

В соответствии со ст. 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.

В соответствии со статьей 12 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (Соглашение) таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.

Пунктом 24 Приложения № 3 Соглашения в числе товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, указан автомобиль, находящийся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий:

- их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;

- такой автомобиль должен находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированным на третьих лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 356 Таможенного кодекса Таможенного союза подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в частности документа, удостоверяющего личность (в том числе несовершеннолетнего лица); документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающих временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающих признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов таможенного союза.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 12, пункта 8 раздела 1 Приложения 3 к Соглашению, освобождение от уплаты платежей предоставляется в отношении товаров для личного пользования, ввозимых физическими лицами, прибывающими (переселяющимися) в государство-член Таможенного союза на постоянное место жительства.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 2 Соглашения определено, что датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

Из системного толкования вышеприведенных норм усматривается, что право на освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется лицам, прибывающим и переселяющимся в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства.

Установлено, что прибытие Полянского С.В. на территорию Российской Федерации было связано с обострением внутриполитической обстановки в стране происхождения.

УФМС России по Пензенской области Полянскому С.В. была выдана справка о предоставлении временного убежища, сроком действия с дата по дата, а впоследствии ему выдано свидетельство о предоставлении временного убежища сроком действия с дата по дата. Полянским С.В. получено разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

Решением Управления по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области от дата Полянский С.В. принял гражданство РФ, на основании ч.7 ст. 14 Федерального закона № 62-ФЗ от 31.05.2002 года «О гражданстве Российской Федерации». Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (л.д. 14 - 17, 65).

Административный ответчик поставлен на учет с дата по дата, по месту прибытия: , впоследствии зарегистрирован по

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным данным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

При переселении физического лица на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 документом, подтверждающим признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства, является предусмотренное данным правовым актом свидетельство участника Государственной программы.

В соответствии с пп. "а" п. 19 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Пунктом 44 Государственной программы установлено, что участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с п. 26 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 № 403, свидетельство подтверждает статус участника Государственной программы, его права и обязательства.

дата административному ответчику и его супруге Полянской О.С. выдано свидетельство участника программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

дата Полянский С.В. получил паспорт гражданина РФ.

Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что Полянский С.В. переселился на территорию Российской Федерации, имеет намерение постоянно проживать в Российской Федерации, а, следовательно, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, имеет право на льготу по уплате таможенных платежей.

То обстоятельство, что Полянским С.В. не были предоставлены в таможенный орган документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие признание его переселяющимся на постоянное место жительства, не может свидетельствовать об отсутствии у Полянского С.В. права на получение льготы.

Формальное нарушение Полянским С.В. обязанности по предоставлению в таможенный орган документов, подтверждающих право на льготу, не должно влечь для административного ответчика таких последствий, которые противоречат целям, которые взяло на себя государство по обеспечению баланса интересов переселенцев.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Налогового кодекса РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Федерального закона "О таможенном регулировании" принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании.

Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

В силу пункта 4 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно части 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Поскольку в таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании с физического лица таможенных платежей, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также положений статей 34, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, на взыскание обязательных таможенных платежей в судебном порядке распространяется шестимесячный срок для обращения таможенных органов в суд, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в отношении товаров перемещенных через таможенную границу в течение трех лет после их выпуска, и в случае неисполнения физическим лицом требования об уплате обязательных платежей, в течение срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, могут обратиться в суд за принудительным взысканием таможенных платежей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что судебный приказ о взыскании с Полянского С.В. в пользу Белгородской таможни задолженности по таможенным платежам был отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Городищенского района пензенской области дата, а в суд в порядке искового производства Белгородская таможня обратилась дата, т.е. в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, довод стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не состоятелен.

Вместе с тем, исковые требования Белгородской таможни о взыскании с Полянского С.В. таможенных платежей и пени удовлетворению не подлежат, в связи с наличием у ответчика права на льготу по уплате таможенных платежей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белгородской таможни к Полянскому С.В. о взыскании таможенных платежей и пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Городищенский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21 июня 2022 года.

Судья Городищенского районного суда

Пензенской области Е.В.Надысина