УИД № 58RS0007-01-2022-001121-55
производство № 2-652/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Городище 06 октября 2022 года
Городищенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Надысиной Е.В.,
при секретаре Чиркиной Е.Г.,
с участием помощника прокурора Городищенского района Пензенской области Плотниковой А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чувашского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Маврушкину Г.М. о запрете эксплуатации судна,
УСТАНОВИЛ
Чувашский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Маврушкину Г.М., указав, что Чувашской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдений требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта по факту случившегося дата обрыва провода марки АС-120/27 фВ с касанием грозотроса и ф.А и С ВЛ 110 кВ Алатырь-Порецкая участок Алатырь-Кувакино, а также обрыва ВОЛС ВЛ 110 кВ Алатырь-Порецкая марки ДС-20-6Z-5/32 в результате пролета воздушного судна Ан-2 в пролете опор № 68-69 ВЛ Алатырь-Порецкая участок Алатырь-Кувакино. В результате проведенной проверки установлено, что на диспетчерский пункт Алатырского производственного отделения филиала ПАО "Россети-Волга" - "Чувашэнерго" (далее Алатырскуое производственное отделение") дата. поступила информация об отключении линии на 110 Кв участок Алатырь-Кувакино, в связи с чем руководством предприятия дано поручение произвести осмотр линии электропередачи на данном участке. В этот же день, в 13 час. 17 мин., установлено, что на участке Алатырь-Кувакино произошло повреждение проводов ВЛ 110 кВ Алатырь-Порецкая. По результатам расследования Алатырским производственным отделением причин произошедшей 22.05.2022 аварии составлен акт № от 26.05.2022 года, согласно которому дата. произошел обрыв провода марки АС-120/27 ф. В с касанием грозотроса и ф.А и С ВЛ 110 кВ Алатырь-Порецкая участок Алатырь-Кувакино, а также обрыва ВОЛС ВЛ 110 кВ Алатырь-Порецкая марки ДС-20-6Z-5/32. Обрыв линии электропередачи произошел по причине механического воздействия воздушного судна под управлением стороннего лица. Воздушное судно - самолет Ан-2 с опознавательным № которое находилось в момент происшествия под управлением Маврушкина Г.М., являющегося собственником данного воздушного судна. Сведений о наличии у Маврушкина Г.М. действующего свидетельства пилота в базе данных Федеральной государственной информационной системы "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала" не имеется. В информационной системе "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" отсутствуют сведения о наличии сертификата летной годности на воздушное судно Ан-2 с опознавательным №, принадлежащее Маврушкину Г.М. Вышеуказанное судно исключено из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации 08.12.2020 года по причине списания. При указанных обстоятельствах, Маврушкин Г.М. не мог управлять воздушным судном Ан-2, с опознавательным №, поскольку у него отсутствуют выданное в установленном порядке свидетельство пилота, сертификат летной годности на воздушное судно, а ответственность владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, не застрахована.
Чувашский транспортный прокурор просит запретить Маврушкину Г.М. деятельность по эксплуатации воздушного судна Ан-2, с опознавательным №, до регистрации данного воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации; деятельность по эксплуатации воздушного судна Ан-2, с опознавательным №, до получения сертификата летной годности на данное воздушное судно; деятельность по эксплуатации воздушного судна Ан-2 с опознавательным № до получения страхового полиса ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна; деятельность по эксплуатации воздушного судна Ан-2, с опознавательным №, до получения свидетельства пилота.
Чувашский транспортный прокурор направил в суд заявление о рассмотрении дела в заочном порядке.
Помощник прокурора Городищенского района Пензенской области Плотникова А.О., действующая на основании доверенности от 20.09.2022 года, в судебном заседании исковые требования Чувашского транспортного прокурора поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Ответчик Маврушкин в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Алатырское производственное отделение филиала ПАО "Россети-Волга" -"Чувашэнерго", Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, УГАН НОТБ ПФО Ространснадзор, Межрайонная ИФНС России № 5 по Пензенской области в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд, с учетом положений ст. 167, ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в заочном порядке, и приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Ответчик Маврушкин Г.М. является собственником воздушного судна Ан-2, с опознавательным №, серии №, что подтверждается договором купли-продажи воздушного судна № от 25.02.2022 года, заключенным между Маврушкиным Г.М. и С.Т.М. а также актом приема – передачи от 25.02.2022 года, являющимся приложением к указанному договору.
При этом, при продаже ответчику данного воздушного судна, Маврушкин Г.М. был уведомлен о том, что приобретаемое им воздушное судно исключено из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (п.1.1 договора купли-продажи).
Факт управления Маврушкиным Г.М. дата воздушным судном Ан-2, с опознавательным №, без соответствующих правоустанавливающих документов на управление указанным воздушным судном, подтверждается копией рапорта оперативного дежурного Чувашского ЛО МВД России на транспорте от 23.05.2022 года, актом № расследования причин аварии, произошедшей 22.05.2022 года, письменным объяснением Маврушкина Г.М., данным им в ходе проверки, проведенной Чувашской транспортной прокуратурой от 24.05.2022 года, в котором он не оспаривал факт управления АН-2, с опознавательным №, протоколом осмотра места происшествия от 23.05.2022 года и фототаблицей к нему, составленными инспектором ПДН ЛПП на ст. Алатырь в ходе проверки, в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ, а также информацией Приволжского МТУ Росавиации от 31.05.2022 года, согласно которой в информационной системе Росавиации «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» (РЭВС) отсутствуют сведения о воздушном судне самолете Ан-2 №, и данное воздушное судно ранее было снято с регистрации по причине списания (свидетельство №). Информация о собственнике указанного воздушного судна в Приволжском МТУ Росавиации отсутствует. В соответствии с РЭВС сертификат летной годности на самолет Ан-2 № отсутствует. Сведения о наличии свидетельств пилота у Маврушкина Г.М. и у С.Т.М. в базе данных Федеральной государственной информационной системы «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» отсутствуют.
Постановлением Врио начальника УГАН НОТБ Ространснадзора от 27.06.2022 года Маврушкин Г.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.4 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 30000 руб.
Кроме того, Маврушкин Г.М. привлечен к административной ответственности по ч.5 ст. 11.5, ч.6 ст. 11.5, ч.8 ст. 11.5 КоАП РФ и подвергнут административным штрафам, что подтверждается копиями постановлений государственного инспектора ОНСЛС, ИВП и АО от 27.06.2022 года, государственного транспортного прокурора (отдела НПЛГ ГВС) от 27.06.2022 года.
В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса (далее - ВК РФ), федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 66 Воздушного кодекса РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательный знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию. В соответствии со ст. 67 Воздушного кодекса РФ каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию: свидетельство о государственной регистрации, сертификат (свидетельство) эксплантата (копия), сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам).
Приказом Минтранса России от 05.12.2013 года № 457 утвержден Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее Административный регламент № 457).
Согласно п. 75 Административного регламента № 457, гражданское воздушное судно считается зарегистрированным в Государственном реестре после подписания в установленном порядке свидетельства о регистрации начальником Управления и проставления даты внесения записи в книге учета выданных свидетельств о регистрации.
В соответствии с п. 71 Административного регламента № 457, свидетельство о регистрации, имеющее степень защиты, оформляется автоматизированным способом в единственном экземпляре (приложение N 8 к настоящему Административному регламенту).
Статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее.
В соответствии с требованиями ст. 36 ВК РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами.
В соответствии с частью 1 статьи 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна, установленных утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна документацией гражданского воздушного судна, а также правил эксплуатации гражданских воздушных судов, утвержденных федеральными авиационными правилами, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.
Согласно пункту 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
Согласно ст. 68 Воздушного кодекса РФ аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии со с.ст. 8 и 61 Воздушного кодекса РФ физические и юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие выполнение авиационных работ, подлежат обязательной сертификации и являются эксплуатантами, то есть лицами, имеющими воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
В силу п. 2.4.1 ФАП-289 каждый член экипажа воздушного судна должен отвечать требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным ФАП-147, и иметь действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.
Приказом Минтранса России от 12.09.2008 года № 147 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее - ФАП № 147).
В соответствии с п. 2.1 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12.09.2008 года № 147 "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов" для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов необходимо получить свидетельство.
Согласно п. 2.2 Правил, при выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).
В соответствии с п. 2.7 Правил, обладатель свидетельства пилота должен получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для эксплуатации воздушного судна, в сертификате типа или в руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что для его эксплуатации требуется второй пилот.
Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьями 16, 19 Воздушного кодекса РФ установлено, что в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Воздушного кодекса Российской Федерации страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
В соответствии с п. 1 ст. 67 ВК РФ свидетельство о государственной регистрации является судовым документом, выдается эксплуатанту воздушного судна для последующего хранения его на борту, и не является документом, удостоверяющим право юридического или физического лица на воздушное судно.
На борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация: судовые документы (свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса; сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой).
Согласно пунктам 2.8, 2.20 ФАП № 12, при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности; на бумажном или электронном носителе бортовой и санитарный журналы, а также РЛЭ, за исключением случаев эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов; разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;
Воздушное судно Ан-2 RА-33009 действующий сертификат летной годности не имеет. Маврушкин Г.М. свидетельство эксплуатанта не имеет, соответственно его эксплуатация запрещена. Уведомление о производстве полетов собственник воздушного судна также не подавал, более того пилот действующего свидетельства пилота не имеет.
При указанных обстоятельствах, эксплуатация воздушного судна - самолет Ан-2 №, противоречит требованиям федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов, а именно: требованиям Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил.
Невыполнение ответчиком требований воздушного законодательства и обязанностей по получению в установленном порядке сертификата летной годности на используемое воздушное судно, свидетельство эксплуатанта, свидетельства пилота влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов при производстве полетов. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Чувашского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Маврушкину Г.М. о запрете эксплуатации воздушного судна до получения необходимой документации, предусмотренной воздушным законодательством удовлетворить.
Запретить Маврушкину Г.М.:
- эксплуатацию воздушного судна Ан-2, с опознавательным №, до регистрации данного воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
- эксплуатацию воздушного судна Ан-2, с опознавательным №, до получения сертификата летной годности на данное воздушное судно;
- эксплуатацию воздушного судна Ан-2 с опознавательным № до получения страхового полиса ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна;
- эксплуатацию воздушного судна Ан-2, с опознавательным знаком №, до получения свидетельства пилота.
Взыскать с Маврушкина Г.М. в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Городищенского районного суда
Пензенской области Е.В.Надысина