ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580007-01-2023-000531-95 от 05.07.2023 Городищенского районного суда (Пензенская область)

УИД № 58RS0007-01-2023-000531-95

дело № 2а-484/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Городище 05 июля 2023 года

Городищенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Надысиной Е.В.,

при секретаре Чиркиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Публично - правовой компании «Фонд развития территорий» о признании незаконным отказа в выплате возмещения и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выплате возмещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Публично - правовой компании «Фонд развития территорий», указав, что 14.12.2006 ООО «Север-Траст» получено разрешение на строительство № 148 от 14.12.2006 объекта капитального строительства: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), расположенного по <адрес>. 29.05.2014 года между ООО «Север-Траст» и ООО «Вектор» был заключен договор № 47 участия в долевом строительстве жилья в отношении однокомнатной квартиры № 190 проектной площадью 49, 61 кв.м., на 3 этаже многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли, расположенного по <адрес> Государственная регистрация договора была произведена Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 09.06.2014, номер регистрации . Цена договора в сумме 130459200 руб. исполнены в полном объеме, о чем имеется акт исполнения обязательств от 17.12.2014 года, подписанный ООО «Север-Траст» и ООО «Вектор», который уступил права требования на указанную квартиру ООО «Спектр-Строй» путем заключения договора уступки права требования от 24.12.2014 года, прошедшего государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 27.12.2014 года, номер регистрации . ООО «Спектр-Строй» уступил права требования на указанную квартиру ФИО2 путем заключения договора уступки права требования б/н от 18.11.2019 года, прошедшего государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 09.12.2019 года, номер регистрации . И.И.М. уступил права требования на указанную квартиру ему (истцу) путем заключения договора уступки права требования б/н от 18.05.2020 года, прошедшего государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 01.06.2020 года, номер регистрации . Застройщик обязательства по вводу дома в эксплуатацию и передаче ему (истцу) квартиры не исполнил. 30.07.2019 в отношении Застройщика возбуждено дело о банкротстве . Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.10.2019 Застройщик признан несостоятельным (банкротом) по основаниям параграфа 7 главы 9 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» - «Банкротство застройщиков», в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО3 Его (истца) требование, как участника долевого строительства включено в реестр требований участников строительства (далее - РТУС) с суммой требования 1516924, 97 руб., что подтверждается извещением конкурсного управляющего от 08.08.2020 года. 01.07.2019 Федеральным законом № 151-ФЗ от 27.06.2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены два федеральных механизма восстановления прав граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, путем принятия Наблюдательным советом публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (до 01.01.2022 наименование - публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства») (далее - Федеральный фонд) решения: - о финансировании завершения строительства многоквартирных жилых домов, по которым застройщиком не были в установленном порядке исполнены обязательства перед участниками долевого строительства (т.е. решения о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ от 29.07.2017 «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №218-ФЗ», - о финансировании выплаты возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в РТУС (т.е. решения о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ). Одновременно законодатель установил возможность принятия Наблюдательным советом Федерального фонда решения о нецелесообразности финансирования указанных выше мероприятий (завершения строительства/выплаты возмещения), закрепив ее частью 3.1 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ. 30.12.2020 протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда № НС-29/2020 от 30.12.2020 принято решение о финансировании мероприятий по завершению строительства в отношении объектов незавершенного строительства Застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: № 148 от 14.12.2006. ID в ЕРПО: р-115358. На основании данного решения между Федеральным фондом и Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области (далее - Регфонд) было заключено Соглашение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов Застройщика № ФЗП-28/270-21 от 10.02.2021. Регфонд в рамках дела о банкротстве Застройщика обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о намерении стать приобретателем земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (прав на такой земельный участок) и исполнить обязательства Застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в РТУС. 02.06.2021 определением Арбитражного суда Пензенской области отказано в удовлетворении заявления Регфонда о намерениях. 03.12.2021 Протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда № НС-34/2021 от 03.12.2021 принято решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства в отношении объектов незавершенного строительства Застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: № 148 от 14.12.2006. ID в ЕРПО: р-115358. В соответствии с Правилами выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1233 от 07.10.2017, административный истец 22.03.2023 года обратился с заявлением о выплате возмещения, предоставив необходимый пакет документов. 18.04.2023 года Федеральный фонд письмом № 08-14071-ДК отказал ему (истцу) в выплате возмещения. В качестве основания отказа Федеральный фонд ссылается на то, что в соответствии с частью 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ Федеральный фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по восстановления прав граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков в случае, если застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство. Истец считает отказ Федерального фонда незаконным, его нарушенное право на защиту от недобросовестных действий Застройщика - подлежащим восстановлению, с учетом следующего. В рамках рассмотрения дела о банкротстве Застройщика № А49-7849/2019 вступившими в законную силу определением Арбитражного суда Пензенской области от 04.06.2021 года, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 года, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2021 года установлено, что доводы Федерального фонда об отсутствии разрешения на строительство 2-й и 3-й очередей противоречат установленным по делу обстоятельствам. Из материалов дела следует, что у ООО «Север-Траст» имелось разрешение на строительство в отношении объекта - многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом). Доказательств того, что ООО «Север-Траст» выполняло какие-либо строительные работы, не предусмотренные разрешением на строительство, не представлено. Наличие разрешения на строительство не только первой, но и фундаментов остальных очередей, позволило заключить договоры в отношении квартир, расположенных также в первом и четвертом подъездах, данные договоры никем не оспорены. Требования в отношении всех квартир включены в Единый реестр требований участников строительства определениями суда, никем не оспорены. В соответствии со статьей 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Пункт 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что в случае, когда застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство. Федеральный фонд принимает решения о нецелесообразности финансирования, однако такое решение Федеральным фондом не принималось, напротив, Федеральный фонд принял решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения.

Истец просит суд признать незаконным отказ публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в выплате ФИО1 предусмотренного пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещения как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст»; обязать публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» рассмотреть заявление ФИО1 о выплате предусмотренного пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возмещения как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст».

Истец в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 218-ФЗ), а именно частью 2 статьи 13.1, предусмотрена возможность для Фонда принять решение о финансировании (часть 3.2 статьи 13.1 Закона №218-ФЗ): а) мероприятий по завершению строительства проблемного объекта; б) мероприятий по выплате возмещения гражданам - участникам строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 № 1192 утверждены Правила принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила). В соответствии с п. 3 Правил решение о финансировании принимается в отношении объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых в соответствии с проектной документацией входят объекты долевого строительства, при условии, что строительство (создание) указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в пределах одного разрешения на строительство, либо в пределах нескольких разрешений на строительство в соответствии с градостроительным планом земельного участка или утвержденным проектом планировки территории. В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и дающий застройщику право осуществлять застройщику строительство объекта. В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», привлечение денежных средств застройщиком в отсутствие разрешительной документации не допускается. Согласно пункту 4 Правил Решение о нецелесообразности финансирования принимается наблюдательным советом Фонда при наличии хотя бы одного из предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, если решением Правительства Российской Федерации не установлено иное. Решение о нецелесообразности финансирования может быть принято как в отношении жилого комплекса, так и в отношении отдельных объектов незавершенного строительства, входящих в состав жилого комплекса, а также объектов инфраструктуры, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 3.3 статьи 13.1 Закона. В силу части 3.3 статьи 13.1 Закона №18-ФЗ, Фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования (за исключением случаев, если решением Правительства Российской Федерации установлено иное) если застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство. Таким образом, на основании подпункта 3 пункта 3.3 части 3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ и Правил, в отношен жилых помещений в подъездах/секциях и на этажах объектов, строительство которых осуществлялось без полученного застройщиком в установленном законом порядке разрешения на строительство, Фондом не может быть принято решение о целесообразности финансирования мероприятий по восстановлению прав граждан - участников долевого строительства. 30.12.2020 Наблюдательным советом Фонда в отношении объекта, строительство которог осуществлось застройщиком ООО «Север-Траст» принято решение о восстановлении прав граждан путем завершения строительства. Разрешение на строительство от 12.10.2007 № 148, предусмотренное статьей 51 ГрК РФ, выдавалось Застройщику для строительства многоэтажного жилого дома со встроенным помещением жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок секции в осях II-VI и фундаменты под весь жилой дом. Выданное разрешение не корректировалось, отдельное разрешение на строительство 2 и 3 очереди застройщику не выдавалось. Решение Наблюдательного совета Фонда принято в отношении жилых помещений 1 очереди строительства, строительство которых осуществлялось, в соответствии с полученным застройщиком разрешением на строительство, а также на основании проектной документации. Истцу принадлежит право требования на объект долевого строительства в части жилого дома, расположенного по адресу: <...>, строительство которого осуществлялось застройщиком без получения в установленном законом порядке разрешения на строительство. В этой связи, у Фонда отсутствуют основания для выплаты административному истцу возмещения в соответствии со ст. 13 Закона №218-ФЗ. Просил в удовлетворении иска ФИО4 отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Правительства Пензенской области ФИО5 в судебное заседание не явилась, в письменных объяснениях просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что на сегодняшний день Наблюдательным советом Публично-правовой компании "Фонд развития территорий" приняты решения о финансировании мероприятий по восстановлению прав граждан - участников долевого строительства в отношении восьми объектов, в том числе, объекта, расположенного по адресу<адрес> Доля софинансирования за счет средств бюджета Пензенской области обеспечена на 100% путем выделения необходимых средств субсидии в бюджете Пензенской области и своевременного перечисления средств субсидии в виде имущественного взноса главным распорядителем бюджетных средств в Публично-правовую компанию "Фонд развития территорий". В случае удовлетворения требований ФИО1 и возникновения необходимости увеличения размера имущественного взноса Пензенской области, Правительством Пензенской области будет внесен в Законодательное Собрание Пензенской области законопроект о внесении изменений в Закон Пензенской области от 20.12.2021 года № 3775-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в части увеличения суммы имущественного взноса Пензенской области в Публично-правовую компанию "Фонд развития территорий".

Представитель заинтересованного лица Министерства градостроительства и архитектуры Пензенской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представив письменные объяснения по иску.

Изучив материалы дела, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, и приходит к следующему.

По правилам ст. 13 ФЗ от 29.07.2017 № 218 "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 218-ФЗ) выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1233 утверждены Правила выплаты возмещения, которая осуществляется на основании заявления гражданина (пункт 2 данных Правил).

Согласно ст. 201.15.2.2 ФЗ № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Фонд, принявший решение о выплате возмещения, является приобретателем земельного участка, его неотделимых улучшений и проектной документации в качестве встречного предоставления за выплаченное возмещение.

Процесс передачи объектов осуществляется в рамках дела о банкротстве по заявлению Фонда.

Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 № 1233 в п. 1 устанавливает порядок выплаты возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства.

Статья 1 Закона № 218-ФЗ под участником строительства понимает физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

В соответствии со ст. 201.1 Закона о банкротстве понятие участник строительства включает в себя термин "участник долевого строительства" и определяется как физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и нежилого помещения или денежное требование.

Требование о передаче жилого помещения - требование участника строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме.

Денежное требование - требование участника строительства о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения; возмещении убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика передать жилое помещение; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, которые признаны судом или арбитражным судом недействительными; возврате денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.

По смыслу указанных норм, выплата возмещения возможна участнику строительства, не обязательно долевого, чьи требования основаны на любом возмездном договоре, включая требования об исполнении обязательства в натуре (передача объекта) или о возмещении убытков.

Требование о возврате денежных средств по расторгнутой, незаключенной или недействительной сделке, которая предполагала передачу объекта гражданину, также охватывается регулированием Закона № 218-ФЗ.

Согласно части 3.1 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий (далее соответственно - решение Фонда о финансировании, решение Фонда о нецелесообразности финансирования) по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен предусматривать в том числе предельный объем финансирования за счет имущества Фонда с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 № 1192 утверждены Правила принятия решения публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан- участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила). Решение о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ. принимается Наблюдательным советом фонда (пункт 2 Правил).

Из материалов дела следует, что 14.12.2006 ООО «Север-траст» получено разрешение на строительство № 148 от 14.12.2006 объекта капитального строительства: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), расположенного по <адрес> 29.05.2014 года между ООО «Север-траст» и ООО «Вектор» был заключен договор участия в долевом строительстве жилья в отношении однокомнатной квартиры № 190 проектной площадью 49, 61 кв.м., на 3 этаже многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли, расположенного по <адрес>. Государственная регистрация договора была произведена Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 09.06.2014, номер регистрации . Цена договора в сумме - 130459200 руб., обязательства исполнены в полном объеме, о чем имеется акт исполнения обязательств от 17.12.2014 года, подписанный ООО «Север-Траст» и ООО «Вектор», который уступил права требования на указанную квартиру ООО «Спектр-Строй» путем заключения договора уступки права требования № 190-191/12-2014 от 24.12.2014 года, прошедшего гсударственную регистрацию в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 27.12.2014 года, номер регистрации

ООО «Спектр-Строй» уступил права требования на указанную квартиру И.И.М. путем заключения договора уступки права требования б/н от 18.11.2019 года, прошедшего государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 09.12.2019 года, номер регистрации .

И.И.М. уступил права требования на указанную квартиру ему (истцу) путем заключения договора уступки права требования б/н от 18.05.2020 года, прошедшего государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области 01.06.2020 года, номер регистрации

Обязательства по оплате цены договора уступки требования от 18.05.2020 года ФИО1 выполнены в полном объеме, что подтверждается распиской ФИО2 от 16.06.2020 года.

Застройщик обязательства по вводу дома в эксплуатацию и передаче ФИО1 квартиры не исполнил.

30.07.2019 в отношении ООО «Север Траст» возбуждено дело о банкротстве № А49-7849/2019.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.10.2019 года ООО «Север Траст» признан несостоятельным (банкротом) по основаниям параграфа 7 главы 9 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» - «Банкротство застройщиков», в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.В.Ю.

Требование ФИО1 как участника долевого строительства включено в реестр требований участников строительства (РТУС) с суммой требования 1516924, 97 руб., что подтверждается извещением конкурсного управляющего от 08.08.2020 года и выпиской из РТУС.

30.12.2020 Протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда от 30.12.2020 принято решение о финансировании мероприятий по завершению строительства в отношении объектов незавершенного строительства Застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: № 148 от 14.12.2006. ID в ЕРПО: р-115358. На основании данного решения между Федеральным фондом и Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области (далее - Регфонд) было заключено Соглашение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов Застройщика от 10.02.2021.

Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области в рамках дела о банкротстве Застройщика обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о намерении стать приобретателем земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (прав на такой земельный участок) и исполнить обязательства Застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в РТУС.

02.06.2021 года определением Арбитражного суда Пензенской области отказано в удовлетворении заявления Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области о намерениях.

03.12.2021 Протоколом Наблюдательного совета Федерального фонда от 03.12.2021 принято решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства в отношении объектов незавершенного строительства Застройщика: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), разрешение на строительство: № 148 от 14.12.2006. ID в ЕРПО: р-. В соответствии с Правилами выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1233 от 07.10.2017.

ФИО1 22.03.2023 года обратился с заявлением о выплате возмещения, предоставив необходимый пакет документов. 18.04.2023 года Федеральный фонд письмом -ДК отказал ему (истцу) в выплате возмещения.

В качестве основания отказа Федеральный фонд ссылается на то, что в соответствии с частью 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ Федеральный фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по восстановления прав граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков в случае, если застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство.

Пункт 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что в случае, когда застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство. Федеральный фонд принимает решения о нецелесообразности финансирования, однако такое решение Федеральным фондом не принималось, напротив. Федеральный фонд принял решение о финансировании мероприятий по осуществлению выплаты возмещения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств застройщиком в отсутствие разрешительной документации не допускается.

Согласно пункту 4 Правил решение о нецелесообразности финансирования принимается наблюдательным советом Фонда при наличии хотя бы одного из предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, если решением Правительства Российской Федерации не установлено иное. Решение о нецелесообразности финансирования может быть принято как в отношении жилого комплекса, так и в отношении отдельных объектов незавершенного строительства, входящих в состав жилого комплекса, а также объектов инфраструктуры, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 3.3 статьи 13.1 Закона.

Как следует из материалов дела, 14.12.2006 ООО «Север-траст» получено разрешение на строительство № 148 от 14.12.2006 объекта капитального строительства: Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом), расположенного по <адрес>.

Вступившими в законную силу определением Арбитражного суда Пензенской области от 4.06.2021 по делу , постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2021 установлено следующее: доводы Федерального фонда об отсутствии разрешения на строительство 2-ой и 3-ей очередей противоречат установленным по делу обстоятельствам, из материалов дела следует, что у ООО «Север-траст» имелось разрешение на строительство в отношении объекта: многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями жилищно-эксплуатационной конторы и предприятиями торговли. 1-я очередь строительства (две блок-секции в осях III-VI и фундаменты под весь жилой дом). Доказательств того, что ООО «Север-Траст» выполняло какие-либо строительные работы, не предусмотренные разрешением на строительство, не представлено. Наличие разрешения на строительство не только первой очереди, но и фундаментов остальных очередей, позволило заключить договоры участия в долевом строительстве, данные договоры зарегистрированы Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Пензенской области и никем не оспорены. Требования в отношении всех квартир включены в единый реестр требований участников строительства определениями суда, никем не оспорены.

В соответствии со статьей 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Из материалов настоящего дела следует, что требования административного истца включены в реестр требований должника арбитражным управляющим, учтены в реестре требований участников строительства, который является частью реестра требований кредиторов в соответствии с правилами параграфа № 7 главы IX Закона № 127-ФЗ.

Факт того, что при строительстве объекта Застройщик вышел за пределы разрешения на строительство, при условии принятия Фондом решения о целесообразности финансирования, не может являться основанием для отказа в выплате участникам долевого строительства, требования которых признаны обоснованными и включены в реестр.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 Ж305-ЭС14-1186, в соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) означает, помимо прочего, недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

По мнению суда, производя выплаты одним участниками долевого строительства, включенным в реестр, и отказывая в выплатах участникам, в отношении помещений которых отсутствует разрешение на строительство, и также включенным в реестр, нарушается принцип равенства.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что договор долевого участия, заключенный между ООО «Север-Траст» и ООО «Вектор», впоследствии переуступившего право требования, был заключен законно, зарегистрирован в установленном законом порядке, административный истец - участник долевого строительства включен в реестр требований участников строительства, который является частью реестра требований кредиторов, имеются вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда в рамках дела о банкротстве, договор зарегистрирован в ЕГРН, предметом договора является строительство и передача должником квартиры, ФИО1 были предприняты разумные и добросовестные доступные гражданину меры для проверки, минимизации рисков участия в незаконном строительстве (права застройщика на земельный участок, разрешение на строительство, зарегистрированный договор о передаче спорной квартиры), объекты строительства находятся в едином капитальном объекте незаверенного строительства, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в выплате возмещения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения Фонда об отказе в выплате возмещения подлежат удовлетворению.

Какие-либо опровергающие доводы административных истцов доказательства ответчиком представлены не были, несмотря на то, что в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения.

При этом Фонд имеет право на проведение повторной проверки по другим основаниям поданных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости понуждения Фонда к повторному рассмотрению заявления ФИО1 о выплате возмещения в отношении объекта строительства по <адрес>.

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. В данном случае отказ административного ответчика не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца на получение выплаты как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174- 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Публично - правовой компании «Фонд развития территорий» о признании незаконным отказа в выплате возмещения и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о выплате возмещения удовлетворить.

Признать незаконным отказ Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в выплате возмещения ФИО1, предусмотренного пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст» (ID в ЕРПО: р-).

Возложить обязанность на Публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» повторно рассмотреть вопрос о выплате возмещения ФИО1, предусмотренной пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» как гражданину - участнику строительства, имеющему требования о передаче жилого помещения, включенные в реестр требований участников строительства ООО «Север-траст» (ID в ЕРПО: р-).

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 июля 2023 года.

Судья Городищенского районного суда

Пензенской области Е.В.Надысина