ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580011-01-2020-000280-06 от 21.07.2021 Иссинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 58RS0011-01-2020-000280-06

Производство № 2-111\2021

Р е ш е н и е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

21 июля 2021 года р.п. Исса Пензенской области

Иссинский районный суд пензенской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Л.И., при секретаре Поляковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Иссинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности оборудовать здание торговой точки пандусом с поручнями и кнопкой вызова персонала,

у с т а н о в и л:

прокурор Иссинского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным иском к ИП ФИО1.

В обоснование иска, ссылаясь на требования ст. 7 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов», Градостроительный кодекс РФ, Свод правил и ГОСТ Р 51261-2017 истец указал на то, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1. Данное нежилое здание ФИО1 сдается в аренду ИП С.М.У. под реализацию продуктов питания по договору от 1 апреля 2021 года. При проверке установлено, что вход в здание, где расположена торговая точка для реализации продуктов питания <данные изъяты> имеет ступеньки без пандуса и соответствующих поручней, а также отсутствует кнопка вызова персонала, что препятствует посещению указанного объекта торговли лицами с ограниченными возможностями, в том числе инвалидами, что лишает их права на достойную жизнь. Бездействие ответчика нарушает права инвалидов, предусмотренные статьями 6,7, 17, 39 Конституции РФ, исходя из которых, они имеют равные права и свободы с остальными гражданами.

Представитель истца в судебное заседание не явился. И.о. прокурора Иссинского района Пензенской области просил дело рассмотреть без участия представителя истца.

Ответчик ИП ФИО1, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его присутствия. В письменном возражении на иск указал, что с ним не согласен, поскольку помещение сдано в аренду и по договору аренды арендатор производит за свой счет текущий ремонт арендуемого помещения, а пандус и кнопка вызова не являются капитальным строением, это вспомогательное средство для улучшения обслуживания инвалидов, что входит в обязанность арендатора С.М.У., поэтому он не является надлежащим ответчиком.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.

Статьями 2 и 7 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 с. 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно ст. 209 ГК РФ, 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в зале обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

В судебном заседании установлено, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 5октября 2005 года, постановления от 12.10.2005 администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, вид объекта магазин, общая площадь 252,9 кв.м., 2 этажный. Право ФИО1 на указанный магазин зарегистрировано в ЕГРН 30 апреля 2011 года, запись (л.д.13).

Часть указанного нежилого помещения в виде его площади 15 кв.м. по договору аренды от 1 апреля 2021 года ФИО1 передал С.М.У. для использования под торговлю. В договоре указано, что на момент передачи в аренду помещение пригодно для использования его на эти цели.

То есть, указанное нежилое здание изначально было построено под магазин, и оно значиться в ЕГРН как магазин.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в настоящее время в актуализированной редакции "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".

На момент строительства указанного здания, как магазин, в СНиП 35-01-2001 также было предусмотрены требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды.

Так в п. 1.1 указано, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

Как следует из пункта 1.2 СП 59.13330.2012, действовавшего до 1 августа 2020 года, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

В соответствии с п.п. 1.1,1.2 СП 59.13330.2020 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.

Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Обустройство здания магазина пандусом не является текущим ремонтом здания.

В силу п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к капитальному ремонту объектов капитального строительства относятся замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

На основании п. 3.3. Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, действовавшего до 1 января 2021 года ремонтные работы подразделяются на два вида: текущий и капитальный.

В Приложение N 8 Положения к капитальному ремонту к капитальному ремонту относится частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, смена и усиление всех типов лестниц и их отдельных элементов.

Исходя из требований, указанных в СП 59.13330.2016., СП 140.13330, обустройство пандусов также относится к капитальному ремонту здания.

Как следует из акта осмотра здания (вход в здание) торговой точки <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, от 3 июня 2021 года здание оборудовано открытым крыльцом со ступеньками в количестве 5 штук, крыльцо не оборудовано пандусом, нет кнопки вызова персонала (л.д.18-22).

Из договора аренды нежилого помещения от 1 апреля 2021 года следует, что арендатор обязуется производить за свой счет текущий ремонт арендуемых помещений.

Договор не предусматривает право арендатора производить капитальный ремонт помещения. На него не возложена обязанность по обустройству пандуса при входе в магазин. Тем более, как следует из вышеизложенного, ответчик при строительстве магазина должен был обустроить его пандусом, выполнив требования вышеуказанных нормативных актов (л.д.14-17).

При вышеуказанных обстоятельствах доводы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения, создавать беспрепятственный доступ маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования.

Ответчиком нарушены требования вышеуказанного законодательства РФ, в результате чего отсутствует беспрепятственный доступ инвалидов к помещению торговой точки «Абдуллах», расположенном в нежилом здании, значившийся в ЕГРН как магазин, принадлежащем ответчику.

Согласно п. 5.1.14 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для малогабаритных групп населения. Актуализированная редакция. СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2016», утвержденные Приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр., с учетом п. 43 Постановления Правительства РФ от 4 июля 2020 года № 985,лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%).

В соответствии с п. 5.1.15 Свода правил длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.

Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

Пункт 5.1.16 Свода предусматривает, что поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

Согласно п. 6.1.1 Свода правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

Пункты 5.2.7.2, 5.2.7.3, 5.2.7.4, 5.2.7.5 ГОСТ Р 51261-2017 предусматривают требования к поручням лестниц.

Исковые требования прокурора основаны на законе, предъявлены к надлежащему ответчику и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета Иссинского района Пензенской области в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск прокурора Иссинского района Пензенской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности оборудовать здание торговой очки пандусом с поручнями и кнопкой вызова персонала удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 1 ноября 2021 года оборудовать нежилое здание, где расположена торговая точка <данные изъяты> по адресу: <адрес>, пандусом с поручнями и кнопкой вызова персонала в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход бюджета Иссинского района Пензенской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья-