Дело № 58RS0014-01-2020-000335-70
(2-165/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Колышлей 12 августа 2020 года
Пензенской области
Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Прошкина С.В.,
при секретаре Ерзеневой И.А.,
с участием помощника прокурора Колышлейского района Пензенской области Коженовой А.В.,
представителя ответчика - администрации Колышлейского района Пензенской области Бученкова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Колышлейского районного суда Пензенской области (р.п. Колышлей. ул. Советская, 46) гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов муниципального образования Колышлейский район Пензенской области к администрации Колышлейского района Пензенской области о признании недействительным электронного аукциона,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой Колышлейского района Пензенской области проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в деятельности администрации Колышлейского района Пензенской области (далее - администрация, заказчик) при осуществлении закупки жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Колышлейского района. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. На основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, путем однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Полномочия по приобретению (строительству) таких жилых помещений в целях их последующего предоставления, согласно Закону Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», переданы органам местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области» расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот производятся за счет средств бюджета Пензенской области. В целях реализации переданных администрации Колышлейского района полномочий по приобретению жилых помещений, органом в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 18.06.2020 размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме № и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Колышлейского района (далее - аукционная документация), утвержденная 18.06.2020 заместителем главы администрации по вопросам экономического развития Колышлейского района Пензенской области Еськиным Г.В. Согласно пункту 14 раздела 1 информационной карты электронного аукциона, а также приложению № 2 к информационной карте, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) определена нормативным методом в размере 1 134 350 руб. исходя из стоимости 1 квадратного метра жилья на территории Колышлейского района в 2020 г. – 32 410 руб., установленной решением Собрания представителей Колышлейского района Пензенской области четвертого созыва от 28.01.2020 № 316-37/4, принятым в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Вместе с тем нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основании требований к закупаемым товарам, установленных в соответствии со ст. 19 Закона о контрактной системе, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 22 Закона о контрактной системе). Акты органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об определении размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья не являются актами нормирования в сфере закупок, принятыми во исполнение ст. 19 Закона о контрактной системе, в связи с чем не могут применяться для определения НМЦК нормативным методом. В данном случае заказчиком должен был быть применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который в силу ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной системе является приоритетным. Использование иных методов допускается лишь в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи, которые в данном случае применены быть не могут. Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта в размере 1 134 350 руб. определена нормативным методом, без соответствующего анализа рынка, что не отвечает требованиям ст.ст. 19, 22 Закона о контрактной системе. Более того, результаты ранее проведенных аукционов (извещения № от 21.05.2020, № от 21.05.2020), а также анализ рынка недвижимости района показали, что данная цена является необоснованно завышенной, что может повлечь неэффективное расходование средств бюджета и закупку жилья по цене, в 2 раза превышающей рыночную стоимость. Для участия в аукционе подана единственная заявка Минеевой Р.И.. В силу части 16 статьи 67 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся. Как следует из пункта 4 части 1 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого аукциона. Заявка Минеевой Р.И. признана соответствующей требованиям аукционной документации, о чем 30.06.2020 составлен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №. Согласно расчету, цена контракта, подлежащего заключению с Минеевой Р.И., определена исходя из площади предложенной участником квартиры 33,1 кв.м. и составила 1 072 771 руб. (33,1 кв.м.* 32 410 руб.). Протокол от 30.06.2020 размещен в Единой информационной системе 30.06.2020. Согласно ч. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи или иные нарушения правил, установленных законом. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с изложенным, учитывая, что по результатам электронного аукциона цена контракта определена с нарушением требований закона о контрактной системе, что в случае его заключения может повлечь неэффективное расходование бюджетных средств и не отвечает принципу эффективности осуществления закупок, результаты электронного аукциона, проведенного администрацией на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Колышлейского района, а также протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.06.2020 №, подлежат признанию недействительными. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе. Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе, 08.07.2020 в соответствии с порядком, установленным ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт подписан победителем закупки усиленной электронной подписью и размещен на электронной площадке. Заказчиком контракт до настоящего времени не подписан. Ссылаясь на ст. 449 ГК РФ, ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», просит (с учетом уточнений) признать недействительным электронный аукцион (извещение от 18.06.2020 №, протокол от 30.06.2020 №), проведенный администрацией Колышлейского района Пензенской области на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Колышлейского района.
Третье лицо Минеева Р.И. - будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представив суду письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие, просила признать результаты электронного аукциона действительными.
Представитель третьего лица - председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом Колышлейского района Пензенской области Еськин Г.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представив суду письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении иска отказать.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных третьих лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Коженова А.В. исковое заявление и.о. прокурора Колышлейского района Пензенской области полностью поддержала по основаниям, в нем изложенным, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Колышлейского района Пензенской области Бученков А.А., действующий на основании доверенности от 10.01.2020 г. № 3, в судебном заседании с исковым заявлением и.о. прокурора Колышлейского района не согласился, просил в его удовлетворении отказать, пояснив, что при проведении электронного аукциона (извещение от 18.06.2020 №, протокол от 30.06.2020 №) заказчиком администрацией Колышлейского района Пензенской области соблюдены все требования Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Начальная (максимальная) цена контракта в документации электронного аукциона - 1 134 350 руб. (исходя из стоимости 1 квадратного метра жилья на территории Колышлейского района в 2020 г. - 32 410 руб.) определена правильно, фактически с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании ч. 5 и п. 7 ч. 18 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ в соответствие с отчетом ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» № И-58/20.01.2020/21 «Об оказании оценочно-консультативных услуг в отношении стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений на территории Колышлейского района Пензенской области по состоянию на 20.01. 2020 г.».
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ все доказательства в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме по следующим основаниям.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» (в редакции Закона Пензенской обл. от 27.06.2019 г. № 3357-ЗПО), органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области наделены государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области», (далее в настоящей части - граждане) жилыми помещениями, в том числе, приобретение (строительство) жилых помещений в целях их последующего предоставления гражданам.
Согласно ч. 5 ст. 10 того же Закона Пензенской области № 1176-ЗПО государственными полномочиями Пензенской области, предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 1 настоящего Закона наделены, в том числе, органы местного самоуправления Колышлейского района, к которым относится исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация Колышлейского района Пензенской области, которая наделена также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Колышлейского района федеральными законами и законами Пензенской области (ст. 17, ч. 1 ст. 21 Устава Колышлейского района Пензенской области, л.д. 95-128).
Из ч. 1 ст. 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 г. № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и которые не были обеспечены жилыми помещениями, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам (далее - жилые помещения специализированного жилищного фонда). Размер общей площади жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренный абзацем первым настоящей части, может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров.
Приобретение (строительство) жилых помещений в целях их последующего предоставления гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту Федеральный закон № 44-ФЗ), который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ст. 1 указанного Закона).
Статьей 24 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являются, в том числе аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствие с положениями гл. 3 Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствие с ч. 1 ст. 59 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно положениям ст.ст. 63, 64 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе начальную (максимальную) цену контракта, а документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод, тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод. Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствие со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами; информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами; информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах; информация о котировках на электронных площадках; данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг; информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях; информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств; информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
Согласно ч. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случаях, если были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, а также иные нарушения правил, установленных законом.
В целях реализации переданных администрации Колышлейского района Пензенской области по приобретению жилых помещений для детей-сирот, администрацией Колышлейского района Пензенской области в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 18.06.2020 г. размещено извещение о проведении электронного аукциона № (л.д. 9-14) и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Колышлейского района Пензенской области, утвержденная 18.06.2020 г. заместителем главы администрации по вопросам экономического развития Колышлейского района Пензенской области Еськиным Г.В., в состав которой входят информационная карта электронного аукциона, спецификация (приложение № 1 к информационной карте), обоснование начальной (максимальной) цены контракта (приложение № 2 к информационной карте), а также проект муниципального контракта (л.д. 15-36). В вышеуказанном извещении в разделах условия контрактов и требования заказчика - администрации Колышлейского района Пензенской области указана начальная (максимальная) цена контракта 1134350 рублей, в разделе объект закупки (единица измерения) - квартира, количество - 1, стоимость 1134350 рублей, в разделе место доставки товара указан р.п. Колышлей, по фактическому адресу приобретенного по результатам электронного аукциона в муниципальную собственность жилого помещения. В прилагаемой к извещению документации электронного аукциона - информационной карте и обосновании начальной (максимальной) цены контракта указана дата его проведения – 02.07.2020 г., объект закупки: жилое помещение на территории р.п. Колышлей, общей площадью, равной 30 квадратным метрам, размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем пять квадратных метров, количество поставляемого товара: 1 штука (квартира), условия поставки: квартира должна находиться в домах, расположенных на территории рабочего поселка Колышлей, начальная (максимальная) цена контракта: 1134350 рублей; порядок формирования цены контракта: стоимость одного квадратного метра жилого помещения не может превышать 32410 рублей (окончательная цена контракта высчитывается умножением жилой площади предлагаемого жилого помещения на 32410 рублей). В приложении № 2 к информационной карте электронного аукциона указан используемый метод начальной (максимальной) цены контракта с обоснованием: нормативный метод - стоимость 1 кв. м жилого помещения, расчете НМЦК на приобретение благоустроенного жилого помещения (однокомнатной квартиры площадью 30 кв. м плюс-минус 5 кв. м для детей-сирот: НМЦК за 1 кв. м жилого помещения 32410 рублей, начальная (максимальная) цена контракта 32410х35= 1134350 рублей, на основании отчета ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» от 20.01.2020 г. № И-58/20.01.2020/1 (об оказании оценочно-консультативных услуг в отношении стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений на территории Колышлейского района Пензенской области по состоянию на 20.01.2020 г.», Решением Собрания представителей Колышлейского района Пензенской области от 28.01.2020 г. № 316-37/4 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2020 год по Колышлейскому району Пензенской области».
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Колышлейского района» № от 30.06.2020 г., в соответствие с ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с поступлением одной заявки от Минеевой Р.И. , предлагающей квартиру, площадью 33,1 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес> Данная заявка признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, определена цена контракта – 33,1 кв.м. х 32410,00 руб. = 1072771,00 рублей (л.д. 37-38).
Из договора № И-58/20.01.2020/1 на оказание оценочно-консультативных услуг, следует, что ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» в лице директора Атряскина А.В. (исполнитель) и Администрация Колышлейского района Пензенской области в лице заместителя главы Администрации по вопросам экономического развития Еськина Г.В. (заказчик), 20.01.2020 года, заключили данный договор, согласно которого заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя обязанность по предоставлению услуг по оценке в соответствии с заданием на оценку - определение рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений на территории Колышлейского района Пензенской области, с датой определения стоимости объекта оценки 20.01.2020 г. Оценщик - Ворфоломеев С.В. Договор подписан сторонами (л.д. 65-66).
Как следует из отчета ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» № И-58/20.01.2020/21 «Об оказании оценочно-консультативных услуг в отношении стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений на территории Колышлейского района Пензенской области по состоянию на 20.01.2020 г.» (л.д. 67-90), в результате проведенных расчетов Оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость одного квадратного метра площади жилых помещений, расположенных на территории Колышлейского района Пензенской области по состоянию на 20.01.2020 г. составляет 32410 рублей. Указанный вывод, согласно раздела 11 Отчета «Определение рыночной стоимости объекта оценки», сделан на основе сравнительного подхода, который основывается на прямом сравнении оцениваемого объекта с другими объектами недвижимости, которые были проданы или включены в реестр на продажу, рыночная стоимость недвижимости определяется ценой, которую заплатит типичный покупатель за аналогичный по качеству и полезности объект. Согласно таблице 1 Отчета «Описание объектов-аналогов и расчет стоимости объектов оценки, а также Приложения «Предложения о продаже объектов-аналогов» видно, что расчет среднерыночной стоимости квадратного метра жилого помещения на территории Колышлейского района Пензенской области производился на основании анализа объявлений на сайтах сети «Интернет» о продаже частных домов с земельными участками на территории различных населенных пунктов Колышлейского района Пензенской области. При этом анализ рыночной стоимости квадратного метра предлагаемых к продаже однокомнатных квартир в р.п. Колышлей, площадью от 25 до 35 кв. м, не производился.
Решением Собрания представителей Колышлейского района Пензенской области от 28.01.2020 г. № 316-37/4 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2020 год по Колышлейскому району Пензенской области» следует, что на 2020 г. установлен норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Колышлейскому району Пензенской области в размере 32410 рублей. Из содержания данного Решения следует, что оно принято в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (с последующими изменениями) (л.д. 129).
Согласно копии постановления по делу об административном правонарушении № 15/01-12-52, вынесенного 07.08.2020 г. врио министра финансов Пензенской области, заместитель главы администрации Колышлейского района Пензенской области Еськин Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, за нарушения ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ при обосновании НМЦК по закупкам благоустроенных жилых помещений (по извещениям от 18.06.2020 г. №№, 0№, 0№), за которое ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 154-160).
Таким образом, совокупностью вышеприведенных доказательств судом достоверно установлено, что в целях реализации переданных органами государственной власти Пензенской области государственных полномочий по приобретению жилых помещений для детей-сирот, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления - администрацией Колышлейского района Пензенской области проведен электронный аукцион (по извещению от 18.06.2020 г. №). Согласно извещения о проведении данного электронного аукциона и документации электронного аукциона следует, что объектом закупки администрацией Колышлейского района Пензенской области является благоустроенная однокомнатная квартира, площадью от 25 до 35 кв. м, расположенная на территории р.п. Колышлей Пензенской области, максимальной стоимостью 1134350 рублей. При этом начальная (максимальная) цена контракта в размере 1134350 рублей на закупку такого жилого помещения определена нормативным методом на основании отчета ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» от 20.01.2020 г. № И-58/20.01.2020/1 (об оказании оценочно-консультативных услуг в отношении стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений на территории Колышлейского района Пензенской области по состоянию на 20.01.2020 г.), решения Собрания представителей Колышлейского района Пензенской области от 28.01.2020 г. № 316-37/4 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2020 год по Колышлейскому району Пензенской области», в соответствии с которыми составила 32410 рублей за 1 кв. м жилого помещения (35 кв. м х 32410 руб. = 1134350 рублей). Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Колышлейского района» № от 30.06.2020 г., в соответствие с ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с поступлением одной заявки от Минеевой К.В., предлагающей квартиру, площадью 33,9 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Данная заявка признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, определена цена контракта: 33,1 кв.м. х 32410,00 руб. = 1072771,00 рублей.
Совокупностью вышеприведенных исследованных судом доказательств судом также достоверно установлено, что при проведении данного электронного аукциона допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, выразившиеся в нижеследующем.
Начальная (максимальная) цена контракта на закупку жилого помещения для детей-сирот в размере 1134350 рублей, согласно извещению и документации электронного аукциона, определена нормативным методом на основании отчета ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» от 20.01.2020 г. № И-58/20.01.2020/1 (об оказании оценочно-консультативных услуг в отношении стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений на территории Колышлейского района Пензенской области по состоянию на 20.01.2020 г.), решения Собрания представителей Колышлейского района Пензенской области от 28.01.2020 г. № 316-37/4 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2020 год по Колышлейскому району Пензенской области», в соответствии с которыми среднерыночная стоимость 1 кв. м жилого помещения на территории Колышлейского района Пензенской области составила 32410 рублей. Однако в данном случае применение нормативного метода при расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) является ошибочным, поскольку данный метод заключается в расчете НМЦК на основании требований к закупаемым товарам, установленных в соответствии со ст. 19 Закона о контрактной системе, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ). Решение Собрания представителей Колышлейского района Пензенской области от 28.01.2020 г. № 316-37/4 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2020 год по Колышлейскому району Пензенской области», принятое в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и установившее норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Колышлейскому району Пензенской области на 2020 г. в размере 32410 рублей, не является актом нормирования закупок жилья для детей-сирот, принятым во исполнение ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ, в связи с чем не могло применяться для определения НМЦК нормативным методом при проведении рассматриваемого электронного аукциона. В данном случае заказчиком должен применяться метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который в силу ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ является приоритетным, а использование иных методов допускается лишь в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи, которые при проведении данного электронного аукциона применены быть не могут. Из извещения и документации о проведении электронного аукциона следует, что объектом закупки является благоустроенная квартира в р.п. Колышлей, площадью от 25 до 35 кв.м. На основании ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) должен заключаться в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, то есть информации о рыночных ценах применительно к объекту закупки - благоустроенных квартир в р.п. Колышлей, площадью от 25 кв. м до 35 кв. м. Из документации электронного аукциона следует, что вопреки указанным выше требованиям Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при определении начальной (максимальной) цены контракта применительно к объекту закупки спорного аукциона, ответчиком не применялся. При этом установленная отчетом ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» от 20.01.2020 г. № И-58/20.01.2020/21 «Об оказании оценочно-консультативных услуг в отношении стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений на территории Колышлейского района Пензенской области по состоянию на 20.01. 2020 г.» среднерыночная стоимость 1 квадратного метра жилья в Колышлейском районе Пензенской области в размере 32410 рублей, не является реализацией метода анализа рынка в рамках спорного электронного аукциона, поскольку в нем не произведен анализ сопоставимых рыночных цен объектов, идентичного либо однородного объекту закупки - благоустроенной квартиры в р.п. Колышлей, площадью от 25 до 35 кв.м. При этом ответчиком не представлено объективных и достоверных доказательств правильности определенной им начальной (максимальной) цены контракта спорного электронного аукциона.
При таких обстоятельствах к доводам представителя ответчика, третьих лиц о законности проведенного электронного аукциона, в том числе о том, что при определении начальной (максимальной) цены контракта фактически использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) со ссылкой на отчет ООО «Межрегиональный центр независимой оценки» от 20.01.2020 г., суд относится критически, поскольку они противоречат совокупности исследованных доказательств и установленным судом обстоятельствам дела, выводов суда о допущенных существенных нарушениях закона при проведении спорного электронного аукциона они не опровергают.
С учетом изложенного, на основании ч. 1 ст. 449 ГК РФ, судом достоверно установлено, что при проведении электронного аукциона «Приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Колышлейского района» (извещение от 18.06.2020 №, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.06.2020 №), администрацией Колышлейского района Пензенской области допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, установленные Федеральным законом № 44-ФЗ, повлекшие неправильное определение цены продажи, а поэтому суд считает необходимым указанный электронный аукцион признать недействительным.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования и.о. прокурора Колышлейского района Пензенской области законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов муниципального образования Колышлейский район Пензенской области к администрации Колышлейского района Пензенской области о признании недействительными электронного аукциона - удовлетворить.
Признать недействительным электронный аукцион (извещение от 18.06.2020 №, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.06.2020 №), проведенный администрацией Колышлейского района Пензенской области на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Колышлейского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.
Решение в окончательной форме принято 17.08.2020 г.
Председательствующий