УИД № 58RS0014-01-2021-000374-66 (2а-176/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Колышлей 02 сентября 2021 года
Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.
при секретаре Новичковой Т.Т.
с участием представителей административного истца – Саратовской таможни ФИО2, ФИО3,
административного ответчика ФИО4 и его представителя – адвоката Бравичева А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению Саратовской таможни к ФИО4 о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Саратовская таможня обратилась в суд с указанным заявлением на том основании, что в ходе проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № установлен факт незаконного перемещения по таможенной декларации на транспортное средство № автомобиля марки «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, VIN №, объем двигателя – 5 967 см3, зарегистрированного в республике Абхазия, номер № а также факт неуплаты утилизационного сбора за ввоз указанного легкового автомобиля. Дата ввоза вышеуказанного транспортного средства – 17.09.2020 года. Лицом, ответственным за уплату таможенных и иных платежей, признан ФИО4 05.03.2021 года Саратовской таможней принято решение по результатам таможенного контроля №, доначислены таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, в размере 3 022 447 рублей 09 копеек. В адрес ФИО4 направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также процентов и пеней от 12.03.2021 года №, которое в добровольном порядке не исполнено. Срок исполнения уведомления истек 14.04.2021 года. За период с 18.09.2020 года по 09.06.2021 года начислены пени в сумме 189 969 рублей 19 копеек. За каждое транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в России, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Размер утилизированного сбора, установленный постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» равен произведению базовой ставки для расчета размера утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора. За данное транспортное средство подлежит уплате утилизационный сбор в размере 5 200 рублей (0,26 - коэффициент х 20 000 рублей – базовая ставка). Сумма пеней за неуплату утилизационного сбора за период с 03.10.2020 года по 09.06.2021 года составила 191 рубль 53 копейки. ФИО4 направлено уведомление об уплате утилизационного сбора от 12.03.2021 года №. Уведомление плательщиком не получено, письмо возвращено в таможенный орган в связи с истечением срока хранения почтового отправления. Информация об исполнении ФИО4 обязанности по уплате утилизационного сбора по направленному уведомлению отсутствует. Кроме того, в ходе оперативно-розыскных мероприятий автомобиль «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, изъят и находится в г. Пенза на территории Пензенского областного таможенного поста. В отношении ФИО4 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 194 УК РФ. Истец просит взыскать с ФИО4 таможенные платежи в размере 3 022 447 рублей 09 копеек, пени за просрочку уплаты таможенных платежей с 18.09.2020 года по 09.06.2021 года в сумме 189 969 рублей 19 копеек, и с 10.06.2021 года по день фактического исполнения основного денежного обязательства; а также утилизационный сбор в размере 5 200 рублей и пени с 03.10.2020 года по 09.06.2021 года в сумме 191 рубль 53 копейки, и с 10.06.2021 года по день фактического исполнения основного денежного обязательства.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству административный истец представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просил взыскать с ФИО4 таможенные платежи в размере 2 689 832 рубля 48 копеек, пени за просрочку уплаты таможенных платежей с 18.09.2020 года по 26.03.2021 года в сумме 60 427 рублей 83 копейки, а также утилизационный сбор в размере 5 200 рублей и пени с 03.10.2020 года по 09.06.2021 года в сумме 191 рубль 53 копейки, и с 10.06.2021 года по день фактического исполнения основного денежного обязательства (л.д. 75-79).
Представитель административного истца – Саратовской таможни ФИО2, действующая на основании доверенности от 28.12.2020 года №, в судебном заседании уточненные исковые требования административного истца поддержала по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснила, что 17.09.2020 года ФИО4 из Республики Абхазия через таможенный пост Адлер Сочинской таможни по таможенной декларации временно ввез транспортное средство «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, государственный номерной знак №, зарегистрированное в Абхазии. Цель ввоза автомобиля - для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории. В декларации таможенным органом указан срок временного ввоза - до 26.09.2020 года. От уплаты таможенных платежей ФИО4 был освобожден. В установленный срок указанный автомобиль с территории РФ вывезен не был. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий установлено, что ФИО4 фактически в ООО «Норд Инвест» не работает, документы, представленные им на таможенный пост при ввозе транспортного средства, являются фиктивными, транспортное средство по маршруту, указанному в путевом листе, не следовало, перевозку пассажира не осуществляло, находилось в г. Пенза и использовалось ФИО4 для личных нужд. После 17.09.2020 года ФИО4 и пассажир ФИО1 с территории Российской Федерации не выезжали, никаких поездок не осуществляли. В настоящее время в отношении ФИО4 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 194 УК РФ. В ходе легендированного опроса ФИО4 пояснил, что он является фактическим собственником автомобиля, автомобиль был куплен им за наличные денежные средства, для цели ввоза автомобиля без уплаты таможенных платежей был оформлен фиктивный трудовой договор. Была установлена неуплата ФИО4 таможенных платежей в сумме около 3 000 000 рублей. Также ФИО4 не был уплачен утилизационный сбор в размере 5 200 рублей. В адрес ФИО4 направлялись уведомления об уплате таможенных платежей, утилизационного сбора и пени, а также уточнение к уведомлению, которые административным ответчиком получены не были. В соответствии со ст. 73 Федерального закона №289-ФЗ в случае направления уведомления по почте днем его получения является шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма. До настоящего времени требования уведомления не исполнены. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного истца – Саратовской таможни ФИО3, действующая на основании доверенности от 20.04.2021 года № в судебном заседании исковые требования административного истца уточнила, суду дополнительно пояснила, что ФИО4 по фиктивным документам ввез из Республики Абхазия в Российскую Федерацию через таможенный пост Адлер Сочинской таможни транспортное средство «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, зарегистрированное в Абхазии, государственный номерной знак №. ФИО4, не желая уплачивать таможенные платежи, осознавая, что срок временного ввоза автомобиля закончился 26.09.2020 года, мер к вывозу данного транспортного средства с территории России не предпринял, обратился в автосалон «Доступное авто», сотрудниками которого в сети «Интернет» были размещены объявления о продаже указанного автомобиля. В ходе осмотра автомобиля ФИО4 продемонстрировал его и сообщил информацию о целях и условиях его ввоза. В результате проведенной таможней проверки по факту ввоза ФИО4 транспортного средства с Республики Абхазия было принято решение по результатам таможенного контроля от 05.03.2021 года; 12.03.2021 года ФИО4 направлено уведомление об уплате таможенных платежей в сумме 3 022 447 рублей 09 копеек. В дальнейшем таможенные платежи были пересчитаны, сумма их была снижена и составила 2 689 832 рубля 48 копеек, в связи с чем ФИО4 заказным письмом направлено уточнение к уведомлению от 24.06.2021 года, а уведомление, направленное ФИО4 12.03.2021 года, отозвано. 10.08.2021 года решением Приволжского таможенного управления в порядке ведомственного контроля решение Саратовской таможни о внесении изменений в решение по результатам таможенного контроля от 21.06.2021 года отменено. В связи с этим было оформлено новое Уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 12.08.2021 года, которое вручено ФИО4 под роспись. В связи с изменением размера подлежащих уплате платежей уведомления от 12.03.2021 года и от 24.06.2021 года отозваны. Поскольку был выявлен факт незаконного перемещения автомобиля «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, доначислены таможенные платежи на общую сумму 3 022 447 рублей 09 копеек и пени на день вынесения уточнения к уведомлению в сумме 128 978 рублей 73 копейки. Срок исполнения уточнения к уведомлению составляет 10 рабочих дней со дня его получения плательщиком, но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение. С учетом уточнения исковых требований в связи с увеличением размера пени на день рассмотрения дела в суде, окончательно просит взыскать с ФИО4 таможенные платежи в размере 3 022 447 рублей 09 копеек, пени за просрочку уплаты таможенных платежей с 18.09.2020 года по 02.09.2021 года в сумме 170 235 рублей 13 копеек; утилизационный сбор в размере 5 200 рублей, а также пени с 03.10.2020 года по 02.09.2021 года в сумме 278 рублей 89 копеек, с 03.09.2021 года по день фактического исполнения основного денежного обязательства. Уточненные исковые требования просила удовлетворить.
Административный ответчик ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласился, суду пояснил, что 17.09.2020 года он устроился на работу водителем в ООО «Норд Инвест», расположенное в Республике Абхазия. Через день – два, когда именно он не помнит, он поехал в командировку для осуществления международной перевозки пассажира, фамилии которой он не помнит, с территории Мордовии в республику Абхазия, конкретный пункт назначения не помнит. 17.09.2020 года по таможенной декларации для осуществления международной перевозки через таможенный пост Адлер он ввез на территорию Российской Федерации автомобиль «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, регистрационный номер №, зарегистрированный в Республике Абхазия. Таможенным органом был разрешен выпуск автомашины с освобождением от уплаты таможенных платежей. При ввозе автомобиля сотрудники таможни устно ему разъяснили, что транспортное средство должно быть вывезено с территории Российской Федерации в течение 11 месяцев. Фамилии тех, кто ему это говорил, назвать не может. Поскольку его ввели в заблуждение сотрудники таможни, считал, что автомобиль нужно вывезти с территории РФ в течение 11 месяцев. До 26.09.2020 года он указанный автомобиль с территории РФ не вывез и не поместил под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления. Его упущение, что не прочитал документ. Транспортное средство в собственность он не приобретал, деньги за него никому не отдавал, продавать его на территории России не собирался. Примерно в конце сентября – начале октября 2020 года он довез пассажирку до г. Сочи, где она вышла. На территорию Абхазии он пассажирку не перевозил. После этого вернулся в Пензу, машину поставил на стоянку, а сам уехал в Москву. После сентября 2020 года он в Абхазию не возвращался. Автомобиль он ввозил в Россию, так как хотел подзаработать. Примерно в январе - феврале 2021 года автомобиль изъяли, в настоящее время он находится на территории Пензенского таможенного поста.
Представитель административного ответчика ФИО4 – адвокат Бравичев А.Е., действующий на основании ордера от 02.08.2021 года №, в судебном заседании позицию своего доверителя поддержал, суду пояснил, что ФИО4 впервые ввозил транспортное средство на территорию Российской Федерации, опыта не имел, в связи с чем сотрудники таможни ввели его в заблуждение относительно срока вывоза автомобиля, указав, что это надо сделать в течение 11 месяцев. Доказательств тому, что ФИО4 был введен в заблуждение относительно срока вывоза автомобиля, представить не может. Кроме того, возможности выплатить сумму таможенных платежей, утилизационного сбора и пени, указанных в иске, у ФИО4 нет.
Выслушав представителей административного истца ФИО2 и ФИО3, административного ответчика ФИО4 и его представителя Бравичева А.Е., исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.
Из ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) следует, что незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза – это перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или не декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Как следует из ч. 1 ст. 56 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
В силу ч. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары.
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза (ч. 4 ст. 56 ТК ЕАЭС).
Согласно ст. 273 ТК ЕАЭС временно ввозимые транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Как следует из ч. 2 ст. 275 ТК ЕАЭС, временно ввезенные транспортные средства международной перевозки должны находиться в фактическом владении и пользовании лиц, осуществляющих их ввоз на таможенную территорию Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей допускается передача таких транспортных средств иным лицам. На таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи; передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 279 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении временно ввозимых (временно ввезенных) транспортных средств международной перевозки возникает у декларанта временно ввозимого транспортного средства международной перевозки - с момента регистрации таможенным органом декларации на транспортное средство.
Из положений ст. 84 ТК ЕАЭС следует, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (ч. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.09.2020 года ФИО4 из Республики Абхазия на территорию Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию через таможенный пост МАПП Адлер Сочинской (Краснодарской) таможни по таможенной декларации на ТС № с освобождением от уплаты таможенных платежей временно ввезен автомобиль марки «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, VIN №, регистрационный знак №, зарегистрированный в Республике Абхазия.
Согласно представленным ФИО4 таможенному органу документам: таможенной декларации на транспортное средство - лицом, осуществляющим перевозку товаров, является ООО «Норд Инвест», расположенное в г. Сухум Республика Абхазия, лицом, ответственным за использование транспортного средства, указан ФИО4, цель ввоза автомобиля - для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории; в соответствии с трудовым договором № ФИО4 с 17.09.2020 года является водителем указанной организации; в договоре перевозки пассажиров от 17.09.2020 года № указан маршрут перевозки пассажира: г. Саранск (РФ) – г. Сухум Республика Абхазия (л.д. 11-12, 56, 61).
В соответствии с командировочным удостоверением №, выданным ООО «Норд Инвест» 17.09.2020 года, и путевым листом от 17.09.2020 года водитель ФИО4 командируется в г. Саранск РФ для международной перевозки пассажиров, грузов и багажа на 30 календарных дней с 17.09.2020 года по 16.10.2020 года и следует на автомобиле «CHEVROLET SUBURBAN», регистрационный знак № из Республики Абхазия г. Сухум в Российскую Федерацию г. Саранск (л.д. 53-54, 55).
17.09.2020 года выпуск указанного транспортного средства таможенным органом разрешен с освобождением от уплаты таможенных платежей, срок временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС установлен до 26.09.2020 года (л.д. 11-12).
Согласно докладной записке оперативно-аналитического отделения Саратовской таможни от 02.03.2021 года № в результате проверочных мероприятий установлено, что ФИО4 из Республики Абхазия ввез на территорию ЕАЭС (в Российскую Федерацию) транспортное средство марки «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, регистрационный знак №, для личного пользования под видом транспортного средства международной перевозки. Документы, представленные ФИО4 на таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни при ввозе указанного транспортного средства (трудовой договор, договор на перевозку пассажиров, командировочное удостоверение) содержат фиктивные сведения, транспортное средство по маршруту, указанному в путевом листе, не следовало, перевозку пассажира не осуществляло, находилось на территории г. Пензы и использовалось ФИО4 для личных нужд. После 17.09.2020 года ФИО4 и пассажир ФИО1, с которой был заключен договор перевозки от 17.09.2020 года, с территории Российской Федерации не выезжали, международных поездок не осуществляли. Осенью 2020 года ФИО4 с целью продажи и извлечения материальной выгоды разместил объявления о продаже указанного автомобиля (л.д. 62-66).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО4 по окончании срока временного ввоза мер по вывозу автомобиля «CHEVROLET SUBURBAN», регистрационный знак №, с территории РФ не предпринял и не поместил указанное транспортное средство под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления, что не оспаривалось административным ответчиком ФИО4 и его представителем Бравичевым А.Е. в ходе судебного разбирательства.
Довод административного ответчика ФИО4 и его представителя Бравичева А.Е. о том, что ФИО4 был введен в заблуждение сотрудниками таможни о сроке вывоза автомобиля (через 11 месяцев), является голословным, объективно никакими доказательствами в судебном заседании не подтвержден.
Согласно акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № от 04.03.2021 года в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий установлен факт незаконного перемещения ФИО4 через таможенную границу ЕАЭС из Республики Абхазия в Российскую Федерацию с недостоверным таможенным декларированием (с недостоверным заявлением цели ввоза товара, а также предоставлением фиктивных документов (трудового договора, договора на перевозку пассажиров, командировочного удостоверения), ложных сведений (транспортное средство по маршруту, указанному в путевом листе, не следовало, перевозку пассажира не осуществляло, находилось на территории г. Пензы и использовалось для личных нужд) по таможенной декларации ТС № автомобиля марки «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, регистрационный знак № (л.д. 13-17).
09.03.2021 года старшим дознавателем отделения дознания Саратовской таможни в отношении ФИО4 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ (л.д. 67-70).
Анализируя вышеназванные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 незаконно ввез на территорию Российской Федерации транспортное средство - автомобиль марки «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, регистрационный знак № для личного пользования под видом транспортного средства международной перевозки без уплаты таможенных платежей.
Довод административного ответчика о том, что он ввозил вышеназванный автомобиль не для личного пользования, опровергается его последующими действиями: после ввоза автомобиля ФИО4 международную перевозку пассажира по маршруту, указанному в командировочном удостоверении и путевом листе, не осуществил, транспортное средство в Республику Абхазия не вывез, на предприятие не вернул, поставил его на автостоянку в г. Пензе, разместил в сети «Интернет» объявление о его продаже, лично встречался с потенциальным покупателем, где в ходе разговора подтвердил факт продажи данного автомобиля.
Таким образом, у ФИО4 на основании ч. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, начисляемых по единым ставкам в отношении указанного транспортного средства, как у лица, незаконно перемещающего товар через таможенную границу Союза.
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры: при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (п. 1 ч. 5 ст. 56 ТК ЕАЭС).
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с ТК ЕАЭС (п. 10 ст. 56 ТК ЕАЭС).
В силу ч. 3 ст. 258 ТК ЕАЭС, товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза, для их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами должны быть выпущены таможенными органами, за исключением случаев, когда такие товары для личного пользования считаются выпущенными при наступлении событий, предусмотренных пунктом 5 статьи 262 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой, без помещения таких товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Как следует из ст. 260 ТК ЕАЭС, таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов. Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми по единым ставкам, либо таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми в виде совокупного таможенного платежа, являются товары для личного пользования (ч. 11 ст. 266 ТК ЕАЭС).
В силу ч. 12 ст. 266 ТК ЕАЭС, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, базой для их исчисления в зависимости от категорий товаров для личного пользования и применяемых видов ставок являются стоимость товаров для личного пользования и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики товара). Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов порядок определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто - и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования, определяется Комиссией.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 14 ст. 266 ТК ЕАЭС).
Из ч. 17 ст. 266 ТК ЕАЭС следует, что плательщиками таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации (ч. 1 ст. 268 ТК ЕАЭС).
05.03.2021 года Саратовской таможней по результатам таможенного контроля принято решение № о доначислении таможенной пошлины, налогов, взимаемых по единым ставкам, в размере 3 022 447 рублей 09 копеек (л.д. 18-20).
16 марта 2021 года в адрес ФИО4 заказным письмом направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, пеней от 12.03.2021 года № на общую сумму 3 085 246 рублей 82 копейки. Срок исполнения – 15 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления (л.д. 21, 24).
Решением Саратовской таможни от 21.06.2021 года № внесены изменения в решение от 05.03.2021 года № в сторону уменьшения начисленных сумм таможенных платежей и пени (л.д. 91-96).
12.07.2021 года Саратовской таможней в адрес ФИО4 заказным письмом направлено уточнение к уведомлению от 24.06.2021 года № о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени на общую сумму 2 750 260 рублей 31 копейка (л.д. 97-100, 140-143).
10.08.2021 года решением Приволжского таможенного управления в порядке ведомственного контроля решение Саратовской таможни от 21.06.2021 года № о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля от 05.03.2021 года № отменено (л.д. 177-181).
На основании вышеуказанного уведомления от 12.03.2021 года № и от 24.06.2021 года № были отозваны (л.д. 182-183).
Как следует из Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» для исчисления ввозной таможенной пошлины на автомобили, рабочий объем двигателя которых превышает 3 000 куб., применяется единая ставка – в размере 5,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Для автомобиля «CHEVROLET SUBURBAN», 2001 года выпуска, регистрационный знак №, с объемом двигателя 5 967 см3 ввозная таможенная пошлина, исходя из курса евро, действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 3 022 447 рублей 09 копеек (5,7 евро х 88,8644 (курс евро на 17.09.2020 года ) х 5 967 см3).
16.08.2021 года ФИО4 было вручено уведомление (уточнение к уведомлению) от 12.08.2021 года № о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей на сумму 3 022 447 рублей 09 копеек (л.д. 172).
Согласно ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени. Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи. Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Частью 14 ст. 72 Закона определено, что при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
Пунктом 19 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком, уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком, но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
В настоящее время указанная в уведомлении сумма административным ответчиком не уплачена.
Согласно расчету за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленный законом срок ответчику ФИО4 истцом за период с 18.09.2020 года по 02.09.2021 года начислены пени в сумме 170 235 рублей 13 копеек (л.д. 198).
Указанный расчет ответчиком не оспорен и принимается судом, так как соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. Какой-либо иной расчет пени ответчиком не представлен.
В силу ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Плательщиками утилизационного сбора признаются, в том числе, лица, осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (ч. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 года).
Из ч.ч. 2, 4 ст. 24.1 названного Закона следует, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок его взимания и размеры устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 года №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, которые ввезли транспортные средства в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Размер утилизированного сбора, установленный постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 года № 1291 равен произведению базовой ставки для расчета размера утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
В соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным указанным постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 года №1291 (с изменениями и дополнениями), базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении легковых автомобилей равна 20 000 рублей.
Коэффициент для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, составляет 0,17 (для новых автомобилей) и 0,26 (для автомобилей, с даты выпуска которых прошло более трех лет).
Таким образом, за указанное транспортное средство подлежит уплате утилизационный сбор в сумме 5 200 рублей (0,26 х 20 000 рублей).
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, подтверждающих оплату утилизационного сбора, или наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Указанные документы, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования) (п. 11.2 Правил).
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Согласно п. 15(1) вышеуказанных Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
12.03.2021 года в адрес ФИО4 было направлено уведомление № об уплате утилизационного сбора в сумме 5 200 рублей и пени за период с 03.10.2020 года по 12.03.2021 года в сумме 118 рублей 60 копеек (л.д. 22- 24), которое оставлено без удовлетворения.
С учетом уточнения, истец просит взыскать с ответчика пени за период с 03.10.2020 года по 02.09.2021 года в сумме 278 рублей 89 копеек (л.д. 198).
Расчет задолженности, представленный административным истцом, является обоснованным, арифметически правильным, произведенным на основании требований законодательства.
Срок принудительного взыскания таможенных платежей, утилизационного сбора и пени таможенным органом не пропущен.
Доказательств того, что таможенные платежи, пени за просрочку уплаты таможенных платежей, утилизационный сбор, а также пени за просрочку уплаты утилизационного сбора уплачены, административным ответчиком в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает требования Саратовской таможни области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку истец при обращении с иском в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от её уплаты. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с ответчика ФИО4 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 24 190 (двадцать четыре тысячи сто девяносто) рублей 81 копейка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Саратовской таможни к ФИО4 о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора и пени - удовлетворить.
Взыскать с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, таможенный платеж в размере 3 022 447 (три миллиона двадцать две тысячи четыреста сорок семь) рублей 09 копеек, пени за просрочку уплаты таможенных платежей с 18.09.2020 года по 02.09.2021 года в сумме 170 235 (сто семьдесят тысяч двести тридцать пять) рублей 13 копеек; утилизационный сбор в размере 5 200 (пять тысяч двести) рублей, а также пени с 03.10.2020 года по 02.09.2021 года в сумме 278 (двести семьдесят восемь) рублей 89 копеек, и с 03.09.2021 года – по день фактического исполнения основного денежного обязательства.
Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 24 190 (двадцать четыре тысячи сто девяносто) рублей 81 копейка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.
Судья С.Н. Елизарова
Решение в окончательной форме принято 06 сентября 2021 года
Судья С.Н. Елизарова