ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580018-01-2021-001801-35 от 23.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 58RS0018-01-2021-001801-35

№ 2-988/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Миллер С.А.

при секретаре Яковлевой Ю.Б.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Пензы о предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г.Пензы о предоставлении жилого помещения, указав, что он является собственником Номер долей в праве общей долевой собственности на Адрес жилого многоквартирного Адрес в Адрес , общей площадью 105,2 кв.м, кадастровый Номер , и соответствующей доли в праве собственности на земельный участок и иное общедомовое имущество.

Постановлением администрации г.Пензы от 15.04.2016г. № 520 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений – 31.12.2026г.

В декабре 2016 года произошло обрушение части наружной стены данного дома, в январе, феврале 2017 года - обрушение балкона второго этажа первого подъезда, части стены указанного подъезда.

11.01.2017г. состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации г.Пензы по вопросу предупреждения чрезвычайной ситуации и проведения работ по реконструкции жилого Адрес в Адрес , по итогам проведенного заседания запланированы строительные мероприятия с целью предотвращения возможной чрезвычайной ситуации. Однако какие-либо действенные меры, направленные на строительно-техническое обследование дома, выполнение работ по усилению, реконструкции жилого дома, не приняты.

Постановлением администрации г.Пензы от 30.08.2017г. № 1588/1 срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном жилом Адрес в Адрес сокращен до 2019 года, срок сноса многоквартирного дома - до 2020 года.

Некоторым собственникам помещений в многоквартирном доме муниципальным органом власти предоставлены иные благоустроенные жилые помещения взамен изымаемых, некоторым собственникам направлены проекты соглашений об изъятии помещений для муниципальных нужд.

Исходя из содержания отчетов об оценке изымаемых помещений в многоквартирном доме, в нарушение федеральных стандартов оценки и жилищного законодательства при оценке затратным подходом не были учтены рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен жилой дом, упущенная выгода собственников помещений, в связи с чем согласиться с такими предложениями невозможно.

Просил обязать администрацию г.Пензы в срок не позднее 1 месяца с даты вступления в законную силу решения суда предоставить ему в собственность взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г.Пензы (пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям) общей площадью не менее, чем у изымаемого объекта недвижимости.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен.

Представитель истца ФИО2 в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие и в отсутствие истца.

Представитель администрации г.Пензы в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил в удовлетворении иска отказать, в возражениях на иск указал, что к возникшим правоотношениям подлежит применению ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, поскольку право собственности на изымаемое жилое помещение возникло у истца после признания многоквартирного дома аварийным, истец имеет право на получение возмещения взамен изымаемого жилого помещения.

Представители третьих лиц Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, Финансового управления г. Пензы, Управления муниципального имущества г.Пензы, МКУ «Управление капитального строительства г.Пензы» в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно сведениям ЕГРН ФИО1 является собственником Номер долей в праве собственности на квартиру площадью 105,2 кв. м, расположенную по адресу: Адрес , на основании договора купли-продажи от 31.07.2017г., право собственности зарегистрировано 04.08.2017г.

82/100 доли указанной квартиры принадлежит муниципальному образованию г. Пенза, право собственности зарегистрировано 07.04.2021г.

Заключением межведомственной комиссии от 16.12.2015г. № 86 многоквартирный дом по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим реконструкции в связи с имеющимися повреждениями (физическим износом конструкций до недопустимого и аварийного уровня).

Постановлением администрации г.Пензы от 15.04.2016г. № 520 признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, расположенные по адресам:

Адрес ,

Адрес ,

Адрес ,

Адрес ,

Адрес ,

Адрес ,

Адрес ,

Адрес

установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов - до 31.12.2026г. (п. 2);

установлен срок сноса многоквартирных домов - до 30.07.2027г. (п. 3);

собственникам жилых помещений многоквартирных домов рекомендовано принять решение о сносе домов собственными силами в срок до 31.12.2026г. (п. 4).

Постановлением администрации г.Пензы от 08.06.2016г. № 886/1 внесены изменения в постановление администрации г.Пензы от 15.04.2016г. № 520, из п. 1 исключен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес .

Постановлением администрации г.Пензы от 16.02.2017г. № 252 в постановление администрации г.Пензы от 15.04.2016г. № 520 внесены изменения:

п.п. 2,3,4,5,6 постановления считаются п.п. 3,5,7,10,11,

постановление дополнено п.п. 2,4,6,8,9 следующего содержания:

п. 2 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим реконструкции,

п. 4 установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, указанном в п. 2 постановления, до 31.12.2024г.,

п. 6 установлен срок реконструкции многоквартирного дома, указанного в п. 2 постановления, до 31.12.2025г.,

п. 8 собственникам жилых помещений многоквартирного дома, указанного в п. 2 постановления, рекомендовано принять решение о реконструкции в срок до 31.12.2025г.

Постановлением администрации г.Пензы от 02.05.2017г. № 761/1 постановление администрации г.Пензы от 16.02.2017г. № 252 признано утратившим силу, в постановление администрации г.Пензы от 15.04.2016г. № 520 внесены изменения:

из п. 1 постановления исключен дом по адресу: Адрес ,

п.п. 5,6 постановления считаются п.п. 9,10,

п. 4 постановление дополнено п.п. 5,6,7,8 следующего содержания:

п. 5 многоквартирный дом по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим сносу,

п. 6 установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома, указанного в п. 5 постановления, до 31.12.2022г.,

п. 7 установлен срок сноса многоквартирного дома, указанного в п. 5 постановления, до 31.12.2023г.,

п. 8 собственникам жилых помещений многоквартирного дома, указанного в п. 5, рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 31.12.2022г.

Постановлением администрации г.Пензы от 30.08.2017г. № 1588/1 в постановление администрации г.Пензы от 15.04.2016г. № 520 внесены изменения:

в п. 6 постановления дата 31.12.2022г. заменена на дату 31.12.2019г.,

в п. 7 постановления дата 31.12.2023г. заменена на дату 31.12.2020г.,

в п. 8 постановления дата 31.12.2020г. заменена на дату 31.12.2019г.

Постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019г. №187-пП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019- 2025 годах».

Постановлением администрации г. Пензы от 29.03.2019г. № 561 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы».

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , включен в региональную и муниципальную программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г.

Постановлением администрации г. Пензы от 10.08.2020г. № 1098 в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес , аварийным и подлежащим сносу изъяты для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения по указанному адресу, в том числе жилое помещение, принадлежащее ФИО1

Администрацией г.Пензы подготовлен проект соглашения об изъятии у ФИО1 объекта недвижимости для муниципальных нужд.

Согласно отчету об оценке ООО «Центр экономического содействия» от 23.11.2020г., представленного администрацией г. Пензы, рыночная стоимость принадлежащих ФИО1 Номер долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Адрес , составляет 540070 руб.

Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы от 10.08.2021г., проведенной АНО «Приволжский экспертно-консультационный центр», размер возмещения за принадлежащие ФИО1 Номер в праве общей долевой собственности на Адрес в Адрес составляет 668205 руб., размер убытков, связанных с изъятием указанного объекта недвижимости, - 61140 руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Жилищные права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд обеспечиваются в порядке, установленном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч.ч. 1, 4, 6, 7, 8, 8.1, 8.2, 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч. 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Федеральный закон от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г., изложена следующая правовая позиция. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Довод администрации г.Пензы о том, что на спорные правоотношения распространяются положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, является ошибочным.

В ст. 6 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

При этом необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 6 Жилищного кодекса РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Федеральным законом от 27.12.2019г № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, ст. 32 Жилищного кодекса РФ дополнена ч. 8.2.

Федеральный закон от 27.12.2019г № 473-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования - с 28.12.2019г. Данный Федеральный закон не содержит положений о его применении к жилищным правоотношениям, возникшим до введения его в действие.

ФИО1 приобрел право на жилое помещение по адресу: Адрес , до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ и как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным, в условиях правовой определенности вправе рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения жилого помещения законодательства. Кроме того, указанный многоквартирный жилой дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019- 2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019г. №187-пП.

Суд приходит к выводу о том, что положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в данном случае не подлежат применению. В связи с признанием многоквартирного жилого Адрес в Адрес аварийным и подлежащим сносу ФИО1 приобрел право на предоставление жилого помещения взамен аварийного до введения в действие указанной нормы.

При таких обстоятельствах настоящий иск основан на законе.

ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого аварийного жилого помещения.

Решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения взамен изымаемого должно быть исполнено администрацией г.Пензы в разумный срок с учетом требований действующего законодательства.

Предоставление администрацией г. Пензы ФИО1 жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения является основанием для прекращения права собственности ФИО1 на изымаемое жилое помещение и перехода права собственности на данное жилое помещение к муниципальному образованию «город Пенза».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО1 к администрации г.Пензы о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Пензы обязанность предоставить ФИО1 в собственность взамен изымаемых у него Номер долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Адрес , благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в г.Пензе.

Предоставление администрацией г. Пензы ФИО1 жилого помещения взамен изымаемого является основанием для прекращения права собственности ФИО1 на принадлежащие ему Номер долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Адрес , и перехода права собственности на данное жилое помещение к муниципальному образованию «город Пенза».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 30.09.2021г.

Судья С.А. Миллер