№2-1006/2021
№58RS0018-01-2021-001815-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2021 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе
председательствующего судьи Егоровой И.Б.
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась с названным иском в суд, указав, что она является собственником жилого помещения, ранее расположенного по адресу: Адрес . Данный жилой дом был признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу 14 апреля 2016 года, включен в адресную региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах по этапу расселения в 2020 году. Порядок расселения граждан влечет за собой действия, которые заключаются прежде всего в предоставлении в собственность нового жилого помещения взамен изымаемого и только в последующем снос аварийного.
Истец полагает, что администрация г. Пензы своими противоправными и разрушительными действиями произвела 25 апреля 2020 года незаконный снос (обрушение) оставшегося строения (1-го подъезда), расположенного по адресу: Адрес , без уведомления и предварительного согласования с истцом с соответствующим предоставлением взамен другого помещения (квартиры) в рамках названной программы.
Из искового заявления следует, что истец обращалась в администрацию города Пензы по вопросу предоставления нового помещения взамен разрушенного в рамках программы переселения. Администрация г. Пензы письмом от 11 декабря 2020 года №-В-9587 отказала истцу, ссылаясь на принятые изменения в Жилищном кодексе РФ от 27 декабря 2019 года.
Ссылаясь на положения ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года, постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года №561, ФИО2 просит взыскать с администрации г. Пензы денежную сумму в размере 500 000 руб. за факт неправомерного и незаконного сноса (обрушения), лишения единственного жилья (помещения), за причиненный моральный вред, выразившийся в нравственных, физических и душевных переживаниях; обязать администрацию г. Пензы в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» предоставить в первоочередном порядке жилое помещение (квартиру) взамен изымаемого аварийного жилого помещения, которое ранее располагалось по адресу: Адрес .
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 9 апреля 2021 года и от 13 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечено соответственно Управление ЖКХ г. Пензы и Управление муниципального имущества города Пензы.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 10 июня 2021 года исковые требования ФИО2 к администрации г. Пензы о взыскании денежной суммы выделены в отдельное производство
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Пензы по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск не признала, просила оставить его без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.22-28).
Представитель третьего лица Управления ЖКХ города Пензы по доверенности ФИО5 в судебном заседании просила иск оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица Управления муниципального имущества города Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела и дела правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Частями 1, 4, 6-8.2 указанной статьи ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 18 марта 2017 года ФИО2 является собственником жилого помещения – части квартиры, состоящей из одной жилой комнаты, жилой площадью 8,9 кв.м., расположенной на четвертом этаже четырехэтажного кирпичного жилого дома, на поэтажном плане Номер , находящейся по адресу: Адрес .
Указанный договор купли-продажи зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 28 марта 2017 года за номером Номер .
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела копией договора купли-продажи недвижимого имущества от 18 марта 2017 года.
Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №86 от 16 декабря 2015 года многоквартирный дом по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим реконструкции в связи с имеющимися повреждениями (л.д.54).
Постановлением администрации города Пензы от 15 апреля 2016 года №520 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим сносу; установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах до 31 декабря 2026 года; установлен срок сноса многоквартирных домов до 30 июля 2027 года.
Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросу признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания №34 от 28 марта 2017 года принято решение о внесении изменений в заключение от 16 декабря 2015 года №86 в части изменения категории многоквартирного дома с аварийного и подлежащего реконструкции на аварийный и подлежащий сносу.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2019 года №187-пП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах».
Постановлением администрации города Пензы от 29 марта 2019 года №561 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы в 2019-2025 годах».
Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , включен в указанные программы. Планируемая дата окончания переселения – 31 декабря 2021 года.
Постановлением администрации г. Пензы от 10 августа 2020 года №1098 в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес , аварийным и подлежащим сносу изъяты для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения по указанному адресу, в том числе и жилое помещение, принадлежащее ФИО2 (п.23) (л.д.29-50).
Как следует из ответа на обращение истца к Губернатору Пензенской области о предоставлении жилого помещения в связи с расселением многоквартирного дома Адрес , администрация г. Пензы письмом от 11 декабря 2020 года №6-В-9587 сообщила, что, учитывая изменения в федеральное законодательство, при расселении аварийного дома ФИО2 вправе получить только возмещение за изымаемое жилое помещение в виде денежной выплаты, определенной в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ (л.д.6-7).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в процессе судебного разбирательства.
В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 16 указанного Федерального закона переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, включения его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Выбор одного из указанных способов обеспечения жилищных прав принадлежит собственнику жилого помещения.
Отказывая истцу в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, администрация города Пензы ссылается на положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, указывая на то, что при изъятии жилого помещения, осуществляемом после 28 декабря 2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.
Часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ, на которую ссылается ответчик, введена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».
Указанная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.
Учитывая, что многоквартирный дом по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим сносу 28 марта 2017 года, путем внесения изменения в заключение межведомственной комиссии от 16 декабря 2015 года №86, именно после этой даты (28.03.2017), в силу действующего законодательства Российской Федерации, у администрации города Пензы возникла обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, в том числе путем изъятия для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме, в целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан.
Дом по адресу: Адрес , был включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2019 года №187-пП, то есть до 27 декабря 2019 года, когда был принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».
Учитывая изложенное, данный Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ не может распространяться на правоотношения, которые возникли до его принятия.
Собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, ФИО2, выбрала способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления взамен подлежащего сносу жилого помещения в собственность равнозначного по площади жилого помещения, что предусмотрено нормами действующего законодательства, в связи с чем отказ администрации города Пензы является незаконным.
Кроме того, как следует из имеющейся в материалах дела копии сообщения Управления ЖКХ города Пензы от 26 марта 2019 года №649, согласно проекту муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы» определена потребность квартир (квартирография), в которую включена, в том числе, принадлежащая на праве собственности истице комната Номер в квартире по адресу: Адрес .
На основании изложенного, принимая во внимание фактическое изъятие (снос) на момент рассмотрения дела квартиры истицы, требования ФИО2 к администрации города Пензы о предоставлении в первоочередном порядке жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» удовлетворить.
Обязать администрацию города Пензы предоставить ФИО2 в первоочередном порядке жилое помещение взамен изымаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес .
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2021 года.
Судья И.Б. Егорова