Дело №2-1910/2021
№58RS0018-01-2021-003817-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензыв составе:
председательствующего судьи Черненок Т.В.,
при секретаре Русиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 09 августа 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению ЗАГС Пензенской области о понуждении к выдаче свидетельства о смерти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с названным иском, в котором просит обязать Управление ЗАГС Пензенской области выдать ей свидетельство о смерти ФИО2.
В обоснование иска указала, что в Дата она узнала о наличии наследства, а именно жилого дома и земельного участка по адресу: Адрес . Прямым наследником никакой очереди после смерти ФИО2 истица не является. Однако, ей стало известно, что на ее имя было составлено завещание. Для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства, ей необходимо свидетельство о смерти наследодателя ФИО2 Точной датой смерти наследодателя истица не располагает. С целью получения свидетельства о смерти ФИО2 ФИО1 обратилась с соответствующим заявлением в ЗАГС. Однако ответом от Дата ей было отказано по причине того, что она не представила доказательства родства с умершей ФИО2
На основании изложенного ФИО1 просила суд обязать Управление ЗАГС Пензенской области выдать ей свидетельство о смерти ФИО2.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила обстоятельства, изложенные в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Управления ЗАГС Пензенской области – ФИО3, действующий на основании доверенности, иск ФИО1 не признал, полагал его незаконным и необоснованным по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке.
Выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее по тексту – Закон) определены органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния; порядок государственной регистрации актов гражданского состояния; порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг); порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния; порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг); порядок выдачи повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния; порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
В соответствии со ст.3 Закона акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть (ч.2 ст.3 Закона).
Согласно ст.4 Закона государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния).
Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.
Органом записи актов гражданского состояния на территории Пензенской области является Управление ЗАГС Пензенской области.
Постановление Правительства Пензенской обл. от 03.02.2003 N 38-пП "О переименовании отдела ЗАГС Пензенской области" утверждено Положение об Управлении записи актов гражданского состояния Пензенской области (Управлении ЗАГС Пензенской области), в соответствии с которым Управление ЗАГС Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, образованным для реализации полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с последующими изменениями).
Управление ЗАГС осуществляет проведение единой государственной политики в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Пензенской области.
Целью деятельности Управления ЗАГС является осуществление реализации полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Пензенской области.
В силу раздела 2 Положения основными задачами Управления ЗАГС являются: организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством; обеспечение охраны государственных и общественных интересов, имущественных и личных неимущественных прав граждан путем обеспечения государственной регистрации актов гражданского состояния в строгом соответствии с действующим законодательством; дальнейшее совершенствование организации работы по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния, повышению культуры обслуживания, качества и доступности предоставления государственных услуг населению; внедрение новых обрядов, связанных с вступлением в брак и рождением детей, усиление воздействия торжественной регистрации актов гражданского состояния на укрепление семьи; осуществление в установленном порядке контроля за исполнением полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния органами местного самоуправления городского округа город Заречный, и сельского поселения Чемодановского сельсовета, входящего в состав Бессоновского муниципального района Пензенской области, наделенных указанными полномочиями законом Пензенской области.
В соответствии с п.3.5 Положения Управление ЗАГС в соответствии с возложенными на него задачами в числе прочих выдает гражданам в установленном порядке повторные свидетельства и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие факта государственной регистрации актов гражданского состояния.
Как следует из искового заявления и пояснений истицы ФИО1, в Дата ей стало известно о наличии наследства, а именно жилого дома и земельного участка по адресу: Адрес . Прямым наследником после смерти ФИО2 ФИО1 не является. Однако, ей стало известно, что на ее имя было составлено завещание. Для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства, ей необходимо свидетельство о смерти наследодателя ФИО2
Судом также установлено, что с целью получения повторного свидетельства о смерти ФИО2 Дата ФИО1 обратилась в Территориальный отдел ЗАГС по государственной регистрации смерти в г. Пензе.
Письмом от Дата Номер ФИО1 отказано в выдаче повторного свидетельства о смерти ФИО2, со ссылкой на положения п. 2 ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 "Об актах гражданского состояния", поскольку документального подтверждения родства с умершим не представлено.
Отказ органа по регистрации актов гражданского состояния в выдаче ФИО1 повторного свидетельства о смерти ФИО2 суд находит законным и обоснованным, исходя из следующего.
Приказом Минюста России от 19.08.2016 N 194 утвержден Перечень документов, подтверждающих в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Указанный перечень утвержден во исполнение пункта 7 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в соответствии с которым при получении повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, в органе записи актов гражданского состояния или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя, и документы, подтверждающие право на получение документа о государственной регистрации акта гражданского состояния. Перечень документов, подтверждающих в соответствии с настоящей статьей право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
В соответствии с данным Перечнем документами, подтверждающими в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, являются:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя;
2) документы, подтверждающие изменение (перемену) фамилии, имени и отчества заявителя и (или) лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния:свидетельство (справка) о заключении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
свидетельство (справка) о расторжении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
свидетельство (справка) о перемене имени либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
свидетельство (справка) об установлении отцовства либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
3) свидетельство (справка) о смерти лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния, либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
4) документы, подтверждающие родственные отношения с умершим:
свидетельство(а) (справки) о рождении либо их нотариально удостоверенные копии;
копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта родственных отношений с умершим;
документы, подтверждающие изменение (перемену) фамилии, имени и отчества заявителя и (или) лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния;
свидетельство (справка) об установлении отцовства либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
свидетельство (справка) об усыновлении (удочерении) либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
5) документы, подтверждающие заинтересованность лица в получении документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении умершего:
свидетельство (справка) о рождении либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
свидетельство (справка) о заключении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
завещание, удостоверенное в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо его дубликат, выданный в установленном порядке;
справка об открытии наследственного дела, выданная нотариусом;
гражданско-правовые договоры, в том числе договоры ренты и пожизненного содержания с иждивением, трудовые договоры;
документы, выданные компетентными органами и организациями о регистрации заинтересованного лица с умершим лицом по одному адресу;
запрос (ходатайство) органа государственной власти и органа местного самоуправления о выдаче повторного свидетельства о смерти в случае признания имущества умершего выморочным;
запрос (ходатайство) органа государственной власти и органа местного самоуправления о выдаче повторного свидетельства о смерти в случае, если умерший являлся нанимателем жилья, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
документ, подтверждающий полномочия заявителя;
6) документы, подтверждающие право на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей:
запрос (ходатайство) органа опеки и попечительства или организации, в которой находится ребенок, о выдаче документа о государственной регистрации акта гражданского состояния;
решение органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства);
договор о приемной семье;
документ, подтверждающий полномочия заявителя;
7) документы, подтверждающие право на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении лица, признанного судом недееспособным:
запрос (ходатайство) организации, в которой находится лицо, признанное недееспособным, о выдаче документа о государственной регистрации актов гражданского состояния;
копия вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным;
решение органа опеки и попечительства об установлении опеки над гражданином, признанным судом недееспособным;
документ, подтверждающий полномочия заявителя;
8) нотариально удостоверенная доверенность от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства или иного документа (справки), подтверждающего(щей) факт государственной регистрации акта гражданского состояния;
9) документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств, при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Учитывая, что ФИО1 при обращении в орган регистрации актов гражданского состояния с заявлением о выдаче повторного свидетельства о смерти ФИО2 не представлено документов, подтверждающих родственные отношения с умершим, либо подтверждающих заинтересованность лица в получении документа о государственной регистрации акта о смерти в отношении умершего, то отказ Территориального отдела ЗАГС по государственной регистрации смерти в г. Пензе является законным и обоснованным.
Судом направлялись запросы в Территориальный отдел ЗАГС по регистрации смерти в г. Пензе и Управление ЗАГС Пензенской области о предоставлении актовой записи о смерти ФИО2 без указания даты рождения, поскольку указанные сведения истцу неизвестны и не предоставлены ею суду.
В соответствии с ответом Территориального отдела ЗАГС по регистрации смерти в г. Пензе от Дата Номер запись акта о смерти ФИО2 отсутствует, проверка произведена по электронной базе данных.
Из ответа отдела правовой и архивной работы Управления ЗАГС Пензенской области от Дата Номер следует, что направить актовую запись о смерти в отношении ФИО2 не представляется возможным, поскольку отсутствует дата ее рождения.
В целях установления анкетных данных ФИО2 судом истребованы из Управления Росреестра по Пензенской области дела правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: Адрес и Адрес .
Из дел правоустанавливающих документов на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Адрес следует, что собственниками указанных объектов недвижимости являются С.Д. и Б.Л. (право общей долевой собственности Данные изъяты в праве на жилой дом соответственно, и по Данные изъяты в праве на земельный участок). ФИО2 указанные объекты недвижимости на праве собственности не принадлежат и не принадлежали ранее.
Из дела правоустанавливающих документов на жилой дом по адресу: Адрес (кадастровый Номер ) усматривается, что Дата за ФИО2, Данные изъяты зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 206,1 кв.м. с хозяйственными постройками, который на основании договора купли-продажи от Дата ФИО2 продала К.В.. Переход права собственности в отношении указанного объекта недвижимости зарегистрирован органом по государственной регистрации права на недвижимое имущество Дата . С указанной даты по настоящее время право собственности в отношении указанного объекта недвижимости зарегистрировано на К.В.
В материалах дела правоустанавливающих документов содержится также копия домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме Номер по Адрес , из содержания которой следует, что на момент регистрации сделки по купле-продажи жилого дома по указанному адресу были зарегистрированы: ФИО2, Данные изъятыГ.О., Данные изъяты Ранее по указанному адресу была зарегистрирована С.М., Данные изъяты которая Дата снята с регистрационного учета по смерти.
Других лиц, имеющих полное совпадение фамилии, имени и отчества с ФИО2, имеющих отношение к объектам недвижимого имущества, расположенным по адресу: Адрес или Адрес , не имеется и судом не установлено.
Судом повторно направлялись запросы в Территориальный отдел ЗАГС по регистрации смерти в г. Пензе и Управление ЗАГС Пензенской области о предоставлении актовой записи о смерти ФИО2, Данные изъяты.
В соответствии с ответом Территориального отдела ЗАГС по регистрации смерти в г. Пензе от Дата Номер запись акта о смерти ФИО2, Данные изъяты отсутствует, проверка произведена по электронной базе данных.
Из ответа отдела правовой и архивной работы Управления ЗАГС Пензенской области от Дата Номер следует, что в архиве УЗАГС Пензенской области не найдены записи актов о смерти в отношении ФИО2, Данные изъяты проверка произведена по ЕГР ЗАГС по Дата .
Согласно сведениям представленным отделом адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Пензенской области, ФИО2, Данные изъяты с Дата зарегистрирована по адресу: Адрес ., в связи с чем ФИО2, Данные изъяты привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 не представлено доказательств смерти ФИО2, что на ее имя ФИО2 оставлено завещание и открыто наследственное дело к имуществу умершей ФИО2, а также доказательств, подтверждающих заинтересованность лица в получении документа о государственной регистрации акта о смерти в отношении умершего.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела нарушение ответчиком прав ФИО1 не установлено, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о понуждении к выдаче свидетельства о смерти.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению ЗАГС Пензенской области о понуждении к выдаче свидетельства о смерти оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2021 года.
Судья Т.В. Черненок