ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580018-01-2021-004846-18 от 16.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 58RS0018-01-2021-004846-18

№ 2а-2167/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2021 года г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Миллер С.А.

при секретаре Яковлевой Ю.Б.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,

установил:

ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, указав, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего в период с 14.04.2011г. по 27.09.2018г.

За 2017 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии составляют 23400,00 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС- 4590,00 руб.

С 2018 года величина страховых взносов индивидуальных предпринимателей в фиксированном размере не зависит от МРОТ и установлена на три последующие года 2018-2020 г.г.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, в случае прекращения деятельности уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов.

Суммы налогов и сборов должны поступать в бюджет своевременно.

При несвоевременной уплате налогов и сборов начисляются пени.

Налоговым органом ФИО1 начислены пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017г., за период с 06.11.2018г. по 12.11.2018г. в размере 40,95 руб., пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС, начиная с 01.01.2017г., за период с 06.11.2018г. по 12.11.2018г., в размере 8,03 руб.

В порядке досудебного урегулирования спора ФИО1 налоговым органом направлялось требование от 12.11.2018г. № 12446 об уплате страховых взносов, пени со сроком исполнения до 30.11.2018г.

Требование налогового органа ФИО1 не исполнено, задолженность не погашена.

Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 страховых взносов, пени, 07.06.2019г. мировым судьей был выдан судебный приказ, 05.07.2019г. мировым судьей судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1

ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы просила взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам, пени в размере 28038,98 руб., из которых:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017г., за 2017 год в размере 23400,00 руб.,

пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017г., в размере 40,94 руб.,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС, начиная с 01.01.2017г., за 2017 год в размере 4590,00 руб.,

пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС, начиная с 01.01.2017г., в размере 8,03 руб.

ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просила восстановить срок на подачу административного иска о взыскании с ФИО1 страховых взносов за 2017 год и пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

Представитель ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на административном иске настаивал.

В судебном заседании, состоявшемся 23.08.2021г., представитель административного истца ФИО2 административный иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила восстановить срок на подачу административного иска.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен.

В судебном заседании, состоявшемся 23.08.2021г., ФИО1 выразил несогласие с административным иском, ссылаясь на то, что налоговым органом пропущен срок предъявления к нему требования о взыскании страховых взносов за 2017 год и пени за неуплату страховых взносов за 2017 год. Обязанности арбитражного управляющего он фактически не исполнял, в связи с чем не должен уплачивать страховые взносы.

10.09.2021г. в суд поступило заявление ФИО1 об отложении судебного заседания, назначенного на 16.09.2021г., с указанием на то, что ФИО1 не имеет возможности присутствовать в судебном заседании 16.09.2021г. в связи с предстоящей командировкой в Адрес , с 20.09.2021г. он будет находиться за пределами Адрес в связи с отпуском, просил отложить судебное заседание на один месяц.

Суд не находит оснований для отложения судебного заседания, о судебном заседании ФИО1 извещен. Будучи извещенным о судебном заседании, ФИО1 вправе реализовывать процессуальные права по своему усмотрению. 23.08.2021г. ФИО1 в судебном заседании присутствовал, выразил свою позицию по возникшему спору. Отложение судебного заседания на срок один месяц, по мнению суда, ведет к неоправданному затягиванию рассмотрения административного дела.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 с 14.04.2011г. по 27.09.2018г. был зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего.

Решением Ленинского районного суда г.Пензы от 13.05.2020г. удовлетворен административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и пени.

С ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы взыскана задолженность по страховым взносам и пени в размере 24793,87 руб., из которых на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2018 год – 19 687,54 руб., пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии по состоянию на 17.02.2019г. - 635,25 руб., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2018 год – 4331,33 руб., пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС по состоянию на 17.02.2019г. – 139,75 руб. С ФИО1 взыскана государственная пошлина в бюджет г.Пензы в размере 943,82 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 23.07.2020г. решение Ленинского районного суда г.Пензы от 13.05.2020г. оставлено без изменения.

Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.03.2021г. решение Ленинского районного суда г.Пензы от 13.05.2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 23.07.2020г. оставлены без изменения.

Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 22.06.2020г. удовлетворен административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.

С ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы взыскана задолженность по пени по страховым взносам в размере 3287,59 руб., из которых пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. прочие начисления по состоянию на 09.07.2019г. - 2734,13 руб., пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 прочие начисления по состоянию на 09.07.2019г. - 553,46 руб. С ФИО1 взыскана государственная пошлина в бюджет г.Пензы в размере 400,00 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 17.12.2020г. решение Ленинского районного суда г.Пензы от 22.06.2020г. оставлено без изменения.

Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2021г. решение Ленинского районного суда г.Пензы от 22.06.2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 17.12.2020г. оставлены без изменения.

ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы ФИО1 выставлено требование № 12446 по состоянию на 12.11.2018г. об уплате:

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017г., со сроком уплаты 09.01.2018г. в размере 23400,00 руб.,

пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017г., в размере 40,95 руб.,

страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС, начиная с 01.01.2017г., со сроком уплаты 09.01.2018г. в размере 4590,00 руб.,

пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС, начиная с 01.01.2017г., в размере 8,03 руб.

Срок исполнения данного требования установлен до 30.11.2018г.

Требование направлено в адрес ФИО1 13.11.2018г., о чем свидетельствует реестр отправки корреспонденции.

Задолженность по страховым взносам, пени ФИО1 не погашена.

07.06.2019г. ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского района г.Пензы с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам, пени.

Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г.Пензы от 07.06.2019г. с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы взысканы:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017г., в размере 23400,00 руб., пени в размере 40,95 руб.,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС, начиная с 01.01.2017г., в размере 4590,00 руб., пени в размере 8,03 руб.,

государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 520,58 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Пензы от 05.07.2019г. указанный судебный приказ отменен в связи с возражениями ФИО1 относительно исполнения судебного приказа.

22.07.2021г. ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы обратилась в Ленинский районный суд г.Пензы с настоящим административным иском.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

В п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 6, ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Страхователи, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В силу п. 1 ст. 423 Налогового кодекса РФ расчетным периодом признается календарный год.

В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 430 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного п.п. 3 п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса.

Плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в п.п. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.

В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Согласно п.п. 1, 2, 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В п.п. 1-3 ст. 48 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.п. 1, 2, 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В Определении Конституционного суда РФ от 08.04.2010г. № 468-О-О изложена следующая правовая позиция. Признав направление налогового требования по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. Факт получения налогового уведомления, требования по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.

В данном случае административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате страховых взносов в установленный законом срок. За неисполнение обязанности по уплате страховых взносов в установленный законом срок административному ответчику начислены пени.

Выявив недоимку, административный истец направил административному ответчику соответствующее требование об уплате страховых взносов, пени.

Требование об уплате страховых взносов, пени административным ответчиком не исполнено. У суда отсутствуют основания полагать, что данное требование административному ответчику не направлялось.

Довод ФИО1 об отсутствии у него обязанности по уплате страховых взносов ввиду неосуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего, несостоятелен.

В силу п. 4.1 ст. 85 Налогового кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта приобретения статуса арбитражного управляющего и прекращается с даты внесения в реестр членов СРО записи по решению постоянно действующего коллегиального органа управления СРО в случае подачи арбитражным управляющим в СРО заявления о выходе либо исключения из состава членов ассоциации в связи с нарушением членства в СРО.

Решением Ленинского районного суда г.Пензы от 13.05.2020г. установлено, что 24.12.2010г. ФИО1 обратился к председателю совета Данные изъяты с заявлением о намерении работать в качестве арбитражного управляющего, просил принять его в члены СРО арбитражных управляющих Данные изъяты По состоянию на 14.04.2011г. в членах СРО значились 105 человек, в том числе ФИО1 Решением Ассоциации СРО арбитражных управляющих Данные изъяты от 27.09.2018г. ФИО1 исключен из членов Ассоциации в связи с нарушением условий членства в СРО арбитражных управляющих, установленных СРО арбитражных управляющих в соответствии со ст. 20 Закона о несостоятельности, носящих устранимый характер: в нарушении п. 2.2 Положения о членстве не сдан повторно теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, в связи с неутверждением арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве более трех лет подряд.

Согласно ч. 2 ст. 61 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

ФИО1 не представлены доказательства, свидетельствующие о прекращении им деятельности в качестве арбитражного управляющего ранее 27.09.2018г.

ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы заявлено о восстановлении срока на подачу данного административного иска.

В требовании № 12446 о необходимости уплаты страховых взносов, пени, направленном налоговым органом в адрес ФИО1 13.11.2018г., указан срок исполнения требования 30.11.2018г.

Обращение налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа имело место 07.06.2019г.

Судебный приказ вынесен мировым судьей 07.06.2019г.

Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (п. 3 ст. 229.2, гл. 26 АПК РФ).

При рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа подлежит проверке при разрешении соответствующего вопроса мировым судьей.

В данном случае судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа о вынесении судебного приказа (ст. 123.4 КАС РФ).

Правомерность выдачи судебного приказа после его отмены при рассмотрении административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций не может являться предметом проверки в порядке главы 32 КАС РФ.

В силу ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и п.п. 1 и 2 ст. 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса;

с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Таким образом, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пени, штрафа сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате.

Судебный приказ отменен мировым судьей 05.07.2019г. В материалах административного дела № 2а-912/2019 имеются сведения о направлении мировым судьей 05.07.2019г. в адрес ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы и ФИО1 копии определения об отмене судебного приказа, но отсутствуют данные о вручении корреспонденции. На справочном листе административного дела № 2а-912/2019 имеется отметка о вручении копии определения об отмене судебного приказа ФИО1 25.11.2019г. Копия определения об отмене судебного приказа поступила в ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы 25.11.2020г., о чем свидетельствует соответствующая отметка на копии определения. Достоверных сведений об иной дате получения ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы копии определения об отмене судебного приказа не имеется.

Обращение ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы в районный суд с настоящим административным иском имело место 22.07.2021г.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с ФИО1 неуплаченных сумм страховых взносов, пени, в связи с чем было подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен административный иск.

В Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. № 381-О-П изложена следующая правовая позиция. Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Суд находит уважительными причины пропуска ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы срока обращения в суд с настоящим административным иском, что является основанием для восстановления пропущенного срока.

Суд признает, что до 25.11.2020г. ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы не было известно об отмене судебного приказа.

Суд не усматривает недобросовестности в действиях ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, принимавшей предусмотренные законом меры для взыскания с ФИО1 задолженности по страховым взносам, пени.

По мнению суда, обращение ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы с настоящим административным иском последовало в разумный срок, необходимый для оформления и подачи административного искового заявления после уведомления об отмене судебного приказа.

С учетом изложенного настоящий административный иск подлежит удовлетворению.

При определении размера страховых взносов, пени суд исходит из расчета административного истца, который административным ответчиком не опровергнут.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, исчисленная согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

восстановить ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы срок на подачу административного искового заявления о взыскании с ФИО1 страховых взносов, пени.

Административный иск ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: Адрес , в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по страховым взносам, пени в размере 28038,98 руб., из которых:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017г., за 2017 год в размере 23400,00 руб.,

пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017г., за период с 06.11.2018г. по 12.11.2018г., в размере 40,95 руб.,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС, начиная с 01.01.2017г., за 2017 год в размере 4590,00 руб.,

пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС, начиная с 01.01.2017г., за период с 06.11.2018г. по 12.11.2018г. в размере 8,03 руб.

Взыскать с нугаева Р.Р. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1041,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 23.09.2021г.

Судья С.А. Миллер