ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580018-01-2022-002753-08 от 15.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 58RS0018-01-2022-002753-08

№ 2-1642/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2022 года г.Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Миллер С.А.

при ведении протокола помощником судьи Кругловой Ю.С.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриншпуна Олега Ошеровича к военному комиссариату Пензенской области о восстановлении права на безвозмездный проезд к месту организованного отдыха, возложении обязанности возместить расходы на проезд к месту организованного отдыха, признании незаконными действий по отказу в возмещении проезда к месту организованного отдыха,

установил:

Гриншпун О.О. обратился в суд с иском к военному комиссариату Пензенской области о восстановлении права на безвозмездный проезд к месту организованного отдыха, возложении обязанности возместить расходы на проезд к месту организованного отдыха, признании незаконными действий по отказу в возмещении проезда к месту организованного отдыха, указав, что он является пенсионером Министерства обороны РФ с 11.10.1994г., уволен с военной службы по выслуге лет, общая продолжительность его службы в льготном исчислении составляет более 32 лет, он является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена бессрочно.

В 2019 году он приобрел путевки для организованного отдыха в дом отдыха «Питиус», бывший дом отдыха издательства ЦК КПСС, находящийся в Республике Абхазия, на период с 28.08.2019г. по 11.09.2019г., продолжительностью 14 ночей.

Прибыв из дома отдыха, он обратился в центр социального обеспечения военного комиссариата Пензенской области с заявлением о возмещении денежных средств, затраченных на проезд к месту отдыха от станции Пенза до станции Адлер и обратно, только по территории Российской Федерации. При этом он представил ваучер на размещение, справку о подтверждении отдыха в доме отдыха «Питиус», проездные документы.

Военный комиссариат Пензенской области отказал ему в возмещении средств, затраченных на проезд к месту отдыха и обратно.

В связи с тяжелой болезнью он не имел возможности обратиться в суд, в связи с новой редакцией Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и улучшением состояния здоровья он повторно обратился в военный комиссариат Пензенской области.

07.04.2022г. военный комиссариат Пензенской области повторно отказал ему в возмещении средств, затраченных на проезд к месту организованного отдыха - дом отдыха «Питиус» и обратно.

Ранее, когда санатории Министерства обороны РФ отказывали ему в предоставлении путевок, он вместе с членами семьи совершал поездки в места организованного отдыха – дома отдыха и пансионаты других форм собственности. Ранее он неоднократно совершал поездки в дом отдыха «Питиус», а именно с 10.07.2008г. по 14.07.2008г., с 04.09.2009г. по 18.09.2009г., с 06.07.2011г. по 20.07.2011г. и расходы на проезд ему возмещались. В период с 12.08.2013г. по 24.08.2013г. он отдыхал с членами семьи в пансионате «Лучезарный», в то время находящемся на территории Украины, в возмещении расходов на проезд к месту отдыха ему было отказано, в связи с чем он обратился в суд, прокуратуру, министерство юстиции, по его обращениям были проведены проверки, военный комиссариат в суде заявил ходатайство о заключении с ним мирового соглашения. В период с 08.08.2014г. по 20.08.2014г. он отдыхал с членами семьи в пансионате ООО «Виктория» на территории Краснодарского края, расходы на проезд ему были возмещены.

Дом отдыха «Питиус» представляет услуги по проживанию в выбранной категории номера, 3-х разовое питание, посещение бассейна, спортивных площадок, теннисных кортов, детских площадок, медпункта, библиотеки, собственного песчано-галечного пляжа, оборудованного лежаками и зонтиками, кабинками для переодевания и душем.

Все дома отдыха Министерства обороны РФ являются объектами туристкой индустрии и оказывают лишь услуги проживания и организованного питания, но военный комиссариат возмещает денежные средства, затраченные на проезд к месту отдыха и обратно.

Просил восстановить его право на безвозмездный проезд ему и членам его семьи к месту организованного отдыха, обязать военный комиссариат Пензенской области возместить ему расходы на проезд к месту организованного отдыха от станции Пенза-1 до станции Адлер и обратно с учетом инфляции, признать действия военного комиссариата Пензенской области по отказу от возмещения проезда к месту организованного отдыха незаконными.

В судебном заседании Гриншпун О.О. иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель военного комиссариата Пензенской области Попова Л.А. в судебном заседании выразила несогласие с иском по основаниям, изложенным в письмах военного комиссариата Пензенской области на обращения Гриншпуна О.О. по вопросу возмещения расходов на проезд к месту отдыха в дом отдыха «Питиус» и обратно.

Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, выразил несогласие с иском, ссылаясь на то, что дом отдыха «Питиус» находится за пределами Российской Федерации, не является структурным подразделением органов государственной власти Российской Федерации и не является оздоровительной организацией.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По сообщению военного комиссариата Пензенской области Гриншпун О.О. является пенсионером Министерства обороны РФ, 11.10.1994г. ему назначена пенсия за выслугу лет, выслуга лет 32 года (уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), за ним сохранено право на социальные гарантии, предусмотренные п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

01.12.2019г. Гриншпуну О.О. повторно установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию бессрочно.

Гриншпуном О.О. представлен агентский договор на реализацию туристских услуг от 2019 года, который, как пояснил Гриншпун О.О., он получил от ООО «Питиус-Инвест» в электронном виде.

Согласно данному договору ООО «Питиус-Инвест» - агент обязуется совершить от своего имени по поручению принципала действия по поиску покупателей и реализации туристких услуг для отдыхающих в ООО «Питиус» (дом отдыха «Питиус»), за вознаграждение.

Принципал действует на основании лицензии на туроператорскую деятельность № 14 от 27.06.2017г., выданную на основании ПР.39/26 от 27.06.2017г. Министерством по курортам и туризму Республики Абхазия.

Туристкие услуги, входящие в стоимость путевки: проживание, питание, посещение закрытого бассейна, спортивных площадок, теннисных кортов, детских площадок, медпункта, библиотеки, собственного песчано-галечного пляжа, оборудованного лежаками, зонтиками, кабинками для переодевания и душем.

В целях исполнения настоящего договора агент реализует своим клиентам предлагаемые принципалом туристские услуги на основании заключаемого с клиентом договора на реализацию туристских услуг.

Оказание туристких услуг клиентам агента осуществляется силами принципала на основании туристких ваучеров принципала.

Из ваучера на размещение брони № 1902750 от 14.04.2019г. усматривается, что Гриншпуну О.О. сообщено о подтверждении бронирования в доме отдыха «Питиус»/ООО «Питиус-Инвест», расположенном по адресу: Республика Абхазия, г. Пицунда, ул. Гицба, 1А, с 28.08.2019г. по 11.09.2019г., дата бронирования 14.04.2019г., размещение в 2-местном стандартном номере, 2 взрослых +1 ребенок (5-12 лет), 3-х разовое питание, ФИО гостей: Гриншпун О.О., Данные изъяты.

Как следует из справки ООО «Питиус-Инвест» от 14.12.2021г., Гриншпун О.О. и Данные изъяты с 28.08.2019г. по 11.09.2019г. находились на отдыхе в ООО «Питиус-Инвест» (доме отдыха «Питиус»), срок проживания составил 14 суток, в стоимость проживания включены проживание в выбранной категории номера, 3-х разовое питание, посещение бассейна, спортивных площадок, теннисных кортов, детских площадок, медпункта, библиотеки, собственного песчано-галечного пляжа, оборудованного лежаками и зонтиками, кабинками для переодевания и душем.

Согласно лицензии № 14 от 27.06.2017г., выданной на основании пр. № 39/26 от 27.06.2017г. Министерства по курортам и туризму Республики Абхазия, ООО «Питиус-Инвест» (Республика Абхазия, г.Пицунда, ул. Агрба, 39-68) разрешена туроператорская деятельность.

20.09.2019г. Гриншпун О.О. обратился в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Пензы с заявлением об оплате стоимости проезда при следовании в дом отдыха «Питиус» ему и его жене Данные изъяты и обратно, приложив проездные документы.

В письме от 10.10.2019г. военным комиссариатом Пензенской области Гриншпуну О.О. сообщено об отсутствии оснований для возмещения денежных средств, затраченных Гриншпуном О.О. и членами его семьи при следовании в дом отдыха «Питиус» (Республика Абхазия) и обратно, с указанием на то, что расходы на проезд в санаторно-курортные организации, расположенные за пределами Российской Федерации, возмещаются в случаях, если указанные организации являются структурными подразделениями органов государственной власти Российской Федерации и у организации имеется действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, выданная уполномоченным органом Российской Федерации. Лицензия на осуществление медицинской деятельности у дома отдыха «Питиус» отсутствует. Гриншпун О.О. по своему желанию выбрал место отдыха за пределами Российской Федерации в доме отдыха «Питиус».

В письме от 07.04.2022г. военный комиссариат Пензенской области на обращение Гриншпуна О.О. по вопросу возмещения денежных средств на проезд, затраченных Гриншпуном О.О. и членами его семьи при следовании в дом отдыха «Питиус» и обратно, также указал на невозможность возмещения стоимости проезда в дом отдыха «Питиус»/ООО «Питиус-Инвест», не являющийся оздоровительной организацией, не имеющий лицензии на осуществление медицинской деятельности, расположенный за пределами Российской Федерации. В данном письме также указано на то, что Федеральный закон от 28.01.2022г. № 4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вступил в силу 08.02.202г. и на правоотношения, возникшие в 2019 году, не распространяется.

В соответствии с п.п. 4, 5, 8 ст. 16, п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 28.01.2022г. № 4-ФЗ, вступившего в силу 08.02.2022г., военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в п.п. 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные офицеры, прапорщики и мичманы имеют право на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены семей указанных офицеров - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым п. 4 настоящей статьи.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение в медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти.

Офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:

в медицинские (военно-медицинские) организации на лечение в стационарных условиях и обратно в соответствии с заключениями врачебных (военно-врачебных) комиссий на основании направлений военно-медицинских организаций, а в случае отсутствия по месту их жительства военно-медицинских организаций - в соответствии с заключениями врачебных комиссий медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на основании направлений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

в санаторно-курортные организации или к местам организованного отдыха (домам отдыха, базам отдыха, пансионатам, детским оздоровительным лагерям и туристским базам) и обратно один раз в год. Такое же право на проезд один раз в год в санаторно-курортные организации или к указанным местам организованного отдыха и обратно имеют члены семей указанных в абзаце первом настоящего пункта офицеров, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Согласно п.п. 4, 5, 8 ст. 16, п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28.01.2022г. № 4-ФЗ, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в п.п. 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым п. 4 настоящей статьи.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение в медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти.

Офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

В ст. 4 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 настоящего Кодекса.

Таким образом, в силу п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28.01.2022г. № 4-ФЗ, Гриншпун О.О. (члены семьи Гриншпуна О.О., право которых производно от его права) имел право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).

Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством РФ, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

В п. 1 постановления Правительства РФ от 20.04.2000г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что Министерство обороны РФ и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более независимо от основания увольнения, - на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).

Дом отдыха «Питиус», в котором Гриншпун О.О. и члены его семьи находились в период с 28.08.2019г. по 11.09.2019г., расположен на территории Республики Абхазия, не является ведомственным учреждением Министерства обороны РФ, не относится к органам государственной власти Российской Федерации.

В отношении дома отдыха «Питиус» отсутствуют сведения о том, что этот дом отдыха является либо медицинской организацией, либо санаторно-курортной организацией, либо оздоровительной организацией.

Документа, подтверждающего статус дома отдыха «Питиус» именно в качестве дома отдыха, а не гостиничного комплекса, не имеется.

В справке, выданной ООО «Питиус-Инвест» 14.12.2021г., в качестве основания выдачи справки указан ваучер на размещение брони № 1902750 от 14.04.2019г.

Однако указание в ваучере на размещение брони № 1902750 от 14.04.2019г. об объекте размещения – дом отдыха «Питиус» не свидетельствует о наличии у данного объекта размещения именно такого статуса (статуса дома отдыха).

Как следует из представленных Гриншпуном О.О. документов, ООО «Питиус-Инвест» Гриншпуну О.О. была предоставлена туристская услуга, реализован туристкий продукт, в стоимость которого вошли проживание, питание, посещение закрытого бассейна, спортивных площадок, теннисных кортов, детских площадок, медпункта, библиотеки, собственного песчано-галечного пляжа, оборудованного лежаками, зонтиками, кабинками для переодевания и душем.

Ссылка Гриншпуна О.О. на то, что ранее он посещал дом отдыха «Питиус» и иные организаций, не подведомственные Министерству обороны РФ, расположенные за территорией Российской Федерации, и ему возмещались расходы на проезд к месту отдыха и обратно, не свидетельствует об обоснованности данного иска.

При таких обстоятельствах иск Гриншпуна О.О. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Гриншпуна Олега Ошеровича к военному комиссариату Пензенской области о восстановлении права на безвозмездный проезд к месту организованного отдыха, возложении обязанности возместить расходы на проезд к месту организованного отдыха, признании незаконными действий по отказу в возмещении проезда к месту организованного отдыха оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 22.08.2022г.

Судья С.А. Миллер