Дело № 58RS0018-01-2022-002799-64 2а-1430/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2022 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой О.В.
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени указав, что согласно сведениям, представленным в инспекцию Управлением Росреестра по Пензенской области, на ФИО1 зарегистрированы объекты налогообложения: иные строения, помещения и сооружения, адрес: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 25,1, дата регистрации права 21.05.2015 г., дата утраты права 30.03.2020 г.; иные строения, помещения и сооружения, адрес: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь109,4, дата регистрации права 21.05.2015 г., дата утраты права 21.10.2021 г.; гаражи, адрес: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 23,6, дата регистрации права 20.02.2017 г., дата утраты права 08.11.2021 г.; иные строения, помещения и сооружения, адрес: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 348,8, дата регистрации права 06.10.2017 г., дата утраты права 21.10.2021 г. Согласно ст. ст. 400, 401, 402, 404 Кодекса, ст. 2 Решения Пензенской городской думы от 28.11.2014 № 38-4/6 на основании вышеуказанных сведений ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы ФИО1 произвела исчисление налога на имущество физических лиц, подлежащего к уплате в бюджет за 2020 г., налоговое уведомление от 01.09.2021 г. № 58161514 со сроком уплаты 01.12.2021 г.: по объекту налогообложения с кадастровым номером Данные изъяты – 237 рублей, по объекту налогообложения с кадастровым номером Данные изъяты – 86 285 рублей, по объекту налогообложения с кадастровым номером Данные изъяты – 164 рубля. Объект с кадастровым номером Данные изъяты расположен в здании с кадастровым номером Данные изъяты по адресу: Адрес , в соответствии с Приказом Департамента госимущества Пензенской области от 26.12.2019 № 777-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (строка 85 Перечня), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» включены в перечень объектов, в отношении которых, налог на имущество физических лиц начисляется по ставке равной 2 % от кадастровой стоимости объекта, в соответствии с пп. 2 п. 2 Решения Пензенской городской Думы от 28.11.2014 № 38-4/6 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Пензы». По объекту налогообложения с кадастровым номером Данные изъяты исчислен налог в размере 68 776 рублей. ФИО1 своевременно не исполнил обязанность по уплате налога на имущество за 2020 г. и ему были исчислены пени. Согласно представленным в инспекцию сведениям Управлением Роснедвижимости по Пензенской области ФИО1 имеет в собственности земельный участок, адрес: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 978, дата регистрации права 03.02.2015 г., дата утраты права 21.10.2021 г. На основании статей 391, 394, 396 Кодекса должнику исчислен земельный налог в размере 3 324 рубля. ФИО1 не исполнил обязанность по своевременной уплате земельного налога. Согласно КРСБ налогоплательщика налог на имущество за 2020 г. частично погашен в размере 119 рублей 97 копеек, остаток долга 156 342 рубля 03 копейки. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в адрес ФИО1 на основании ст. 69 Кодекса направлено требование от 06.12.2021 г. № 23615 об уплате налога и пени, срок исполнения 28.12.2021 г. В установленный в требовании срок и до настоящего времени административный ответчик налоговые обязательства не исполнил. Административный истец просил взыскать с ФИО1 неуплаченную в добровольном порядке сумму 159 825 рублей 65 копеек: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 156 342 рубля 03 копейки, пени в размере 156 рублей 30 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 3 324 рубля, пени в размере 3 рубля 32 копейки.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 13.05.2022 г. прекращено производство по делу в части административных исковых требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 1 237 рублей и задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 164 рубля в связи с отказом административного истца от административного иска в данной части.
Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддрежала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФИО1 – ФИО3, действующий на основании ордера, в судебном заседании административные исковые требования не признал, указал, что регистрация за административным ответчиком права индивидуальной собственности на недвижимое имущество с кадастровым номером Данные изъяты, площадью 348,8 кв.м, (предыдущий кадастровый номер Данные изъяты площадью 348,8 кв.м), с кадастровым номером Данные изъяты площадью 109,4 кв.м, расположенное по адресу: Адрес , была произведена с нарушением действующего законодательства. Указанное право индивидуальной собственности ФИО1 было оспорено в судебном порядке. Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 30.08.2016 г. по гражданскому делу 2-1787/2016 на указанное имущество признано право общей долевой собственности всех сособственников здания по адресу: Адрес . Решение вступило в законную силу 07.10.2016 г. Общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером Данные изъяты, признанная судом собственностью не ФИО1, а всех сособственников здания - 348,8 кв.м. Общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером Данные изъяты, признанная судом собственностью не ФИО1, а всех сособственников здания – 109,4 кв.м. По результатам кадастровых работ нежилое помещение с кадастровым номером Данные изъяты было разделено на два объекта, с образованием, в том числе, нежилого помещения с кадастровым номером Данные изъяты, площадью 348,8 кв.м. Указанное новое нежилое помещений представляет собой ту часть нежилого помещения с кадастровым номером Данные изъяты, которая признана решением суда от 30.08.2016 г. общим имуществом сособственников здания, что подтверждается данными ГКН, заключением кадастрового инженера. Таким образом, несмотря на наличие в ЕГРН сведений о регистрации за ФИО1 права собственности на нежилые помещения, в судебном порядке признана принадлежность таких помещений иным лицам - всем сособственникам нежилых помещений здания по адресу: Адрес . Сам административный ответчик ФИО1 не имеет в своей личной собственности ни одного нежилого помещения в здании, в связи с чем, не является собственником спорных помещений. В этой связи, по смыслу ст. 400 НК РФ, ФИО1, как лицо, не обладающее правом собственности на спорное имущество, не является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. Кроме того, в силу положений ч. 3 ст. 401 НК РФ, в виду признания спорных помещений общим имуществом здания, сами по себе, спорные помещения с кадастровыми номерами Данные изъяты, площадью 348,8 кв.м (предыдущий кадастровый номер Данные изъяты, площадью 348,8 кв.м), а так же Данные изъяты, площадью 109,4 кв.м, не признаются объектами налогообложения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного административного иска в указанной части. Доля 23/400 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером Данные изъяты по адресу: Адрес , требование об оплате земельного налога за который заявлено административным истцом, зарегистрирована в реестре за ФИО1 в связи с регистрацией права собственности на два вышеуказанных спорных помещения здания, расположенного на указанном земельном участке. Доля 23/400 в праве общей долевой собственности на земельный участок следует судьбе спорных помещений, поскольку соответствует пропорции совокупной площади указанных двух спорных помещений в составе здания относительно общей площади всего здания. В связи с признанием Ленинским районным судом г. Пензы в рамках гражданского дела №2-1787/2016 спорных помещений общим имуществом всех сособственников здания, именно совокупность всех таких сособственников является действительным собственником спорной доли в праве собственности на земельный участок. ФИО1 не является и не может признаваться плательщиком земельного налога за такой земельный участок, поскольку не обладает собственностью на помещения в здании, расположенном на земельном участке.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании ч. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, согласно сведениям, представленным в инспекцию Управлением Россреестра по Пензенской области, на имя ФИО1 зарегистрированы объекты налогообложения: иные строения, помещения и сооружения, адрес: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 25,1, дата регистрации права 21.05.2015 г., дата утраты права 30.03.2020 г.; иные строения, помещения и сооружения, адрес: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь109,4, дата регистрации права 21.05.2015 г., дата утраты права 21.10.2021 г.; гаражи, адрес: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 23,6, дата регистрации права 20.02.2017 г., дата утраты права 08.11.2021 г.; иные строения, помещения и сооружения, адрес: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 348,8, дата регистрации права 06.10.2017 г., дата утраты права 21.10.2021 г.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяются федеральным законодателем в соответствии с требованиями Кодекса.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса, согласно которой объектом признается следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 406 НК РФ налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
Статьей 409 Налогового кодекса РФ определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса РФ).
Статьей 1 Закона Пензенской области от 18.11.2014 г. № 2639-ЗПО «О единой дате начала применения на территории Пензенской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что на территории Пензенской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется с 1 января 2015 года.
Пунктом 8.1 статьи 408 Кодекса предусмотрен коэффициент, ограничивающий рост налога на имущество физических лиц не более чем на 10 процентов в год.
Указанный коэффициент применяется при исчислении налога на имущество физических лиц начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Положения пункта 8.1 статьи 408 Кодекса распространяются на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 года.
Согласно ст. ст. 400, 401, 402, 404 Кодекса, ст. 2 Решения Пензенской городской думы от 28.11.2014 № 38-4/6 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Пензы» на основании вышеуказанных сведений ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы ФИО1 произвела исчисление налога на имущество физических лиц, подлежащего к уплате в бюджет за 2020 г.: по объекту налогообложения с кадастровым номером Данные изъяты в размере 1 237 рублей; по объекту налогообложения с кадастровым номером Данные изъяты в размере 86 285 рублей из расчета: (4 314 243 рублей налоговая база х 2 налоговая ставка / 1200) х 1 доля в праве х 12 количество месяцев = 86 285 рублей (объект с кадастровым номером Данные изъяты, расположен в здании с кадастровым номером Данные изъяты по адресу: Адрес , в соответствии с Приказом Департамента госимущества Пензенской области от 26.12.2019 № 777-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (строка 85 Перечня), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» включены в перечень объектов, в отношении которых, налог на имущество физических лиц начисляется по ставке равной 2 % от кадастровой стоимости объекта, в соответствии с пп. 2 п. 2 Решения Пензенской городской Думы от 28.11.2014 № 38-4/6 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Пензы»); по объекту налогообложения с кадастровым номером Данные изъяты в размере 164 рубля из расчета: 207 604 рубля налоговая база х 1 доля в праве х 0,1 налоговая ставка х 12 количество месяцев / 1200 = 208 рублей - сумма налога к уплате, 149 рублей исчисленная сумма налога за предыдущий год х 110 % = 164 рубля; по объекту налогообложения с кадастровым номером Данные изъяты в размере 68 776 рублей из рачета: (13 755 102 рублей налоговая база х 0,5 налоговая ставка/ 1200) х 1 доля в праве х 12 количество месяцев = 68 776 рублей.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ФИО1 было направлено налоговое уведомление от 01.09.2021 г. № 58161514 со сроком уплаты до 01.12.2021 г.
Установлено, что административным ответчиком произведена частичная оплата налога на имущество за 2020 г. в размере 119 рублей 97 копеек и в размере 1 237 рублей, остаток задолженности составляет 155 105 рублей 03 копейки.
Поскольку ФИО1 своевременно не исполнил обязанность по уплате налога на имущество за 2020 г. в полном объеме, ему были исчислены пени.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в адрес ФИО1 направлялось требование от 06.12.2021 г. № 23615 об уплате налога и пени со сроком исполнения 28.12.2021 г. В установленный в требовании срок и до настоящего времени административный ответчик налоговые обязательства в полном объем не исполнил.
Учитывая, что ФИО1 обязанность по уплате земельного налога в полном объеме не исполнена, а срок обращения налоговым органом в соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ не пропущен, суд считает требования ИФНС по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 155 105 рублей 03 копейки обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 4 ст. 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 396 Кодекса, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований представляют в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о недвижимом имуществе и земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно сведениям, представленным в инспекцию Управлением Росреестра по Пензенской области ФИО1 имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 978, дата регистрации права 03.02.2015 г., дата утраты права 21.10.2021 г.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Размер ставок земельного налога на территории г. Пензы установлен Решением Пензенского городской Думы от 25.11.2005 № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельных участков (п. 2.2. решения).
В соответствии с п. 17 ст. 396 Налогового кодекса РФ, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений п. 7, 7.1, абз. 5 п. 10), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений п. 7, 7.1, абз. 5 п. 10) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений п. 7, 7.1, абз. 5 п. 10) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений п. 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
На основании статей 391, 394, 396 НК РФ административным истцом ФИО1 исчислен земельный налог за 2020 г. в размере 3 324 рубля из расчета: (6 450 868 рублей 44 копейки налоговая база х 0,0625 размер доли - 0) х 1,5 налоговая ставка х 3 количество месяцев / 12000 + (6 450 868 рублей 44 копейки х 0,0575 - 0) х 1,5 х 9/ 1200 = 5 685 рублей по формуле; 3 022 рубля исчисленная сумма налога по объекту п. 17 ст. 396 НК РФ без учета доли за предыдущий год х 110 % = 3 324 рубля.
ФИО1 было направлено налоговое уведомление от 01.09.2021 г. № 58161514 со сроком уплаты до 01.12.2021 г.
Установлено, что административным ответчиком произведена частичная оплата земельного налога за 2020 г. в размере 164 рубл, остаток задолженности составляет 3 160 рублей.
Поскольку ФИО1 своевременно не исполнил обязанность по уплате налога на имущество за 2020 г. в полном объеме, ему были исчислены пени.
Учитывая, что ФИО1 обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в полном объеме не исполнена, а срок обращения налоговым органом в соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ не пропущен, суд считает требования ИФНС по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика задолженности по земельный налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 3 160 рублей.
Заявленные административным истцом пени по налогам подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В связи с тем, что в установленные законодательством сроки ответчик не уплатил суммы налогов, с него подлежат взысканию пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 156 рублей 30 копеек, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 3 рубля 32 копейки.
Довод административного ответчика о том, что он не имеет в своей собственности помещений с кадастровыми номерами Данные изъяты, Данные изъяты, поскольку решением суда они признаны собственностью всех сособственников здания по адресу: Адрес , и соответственно не является собственником доли земельного участка с кадастровым номером Данные изъяты по адресу: Адрес , который следует судьбе спорных помещений, и в связи с чем он не является плательщиком налога на имущество и земельного налога в отношении указанных объектов недвижимости, суд не принимает во внимание, поскольку он основан на неверном толковании норм законодательства.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В силу чт. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В статье 85 Налогового кодекса РФ законодатель установил обязанность органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Таким образом, налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности на соответствующий объект недвижимости. Поэтому обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц и земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним указанного права, то есть внесения записи в госреестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий объект недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
Согласно сведениям, представленным в инспекцию Управлением Росреестра по Пензенской области, на ФИО1 в 2020 г. были зарегистрированы спорные объекты налогообложения: нежилые помещения и земельный участок.
При расчете и начислении налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, и земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, административный истец руководствовался представленными в рамках ст. 85 НК РФ данными уполномоченного органа, обязанность по сбору и передачи которых предусмотрена действующим законодательством.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о праве собственности ФИО1, не были признаны недействительными на дату рассмотрения настоящего административного иска в суде.
Регистрация права на общее имущество сособственников здания по решению Ленинского районного суда г. Пензы от 30.08.2016 г. в установленном порядке произведена не была, таким образом, действия налогового органа по исчислению налогов с ФИО1 являются правомерным, основанным на нормах действующего законодательства.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании приведенной нормы права суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджет в размере 4368 рублей 49 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 155 105 рублей 03 копейки, пени в размере 156 рублей 30 копеек, задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 3 160 рублей, пени в размере 3 рубля 32 копейки.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 4 368 рублей 49 коп.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение принято 23.05.2022 г.