Дело № 58RS0022-01-2020-000629-25
Производство № 2а-218/2020
Решение
Именем Российской Федерации
4 августа 2020 года р.п.Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Поляковой Е.Ю.,
при помощнике судьи Зезелевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неутверждении программы использования и охраны земель,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения, со ссылкой на статьи 1, 12, 11, 13 Земельного кодекса РФ, к администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неутверждении программы использования и охраны земель, обязать администрацию Елизаветинского сельсовета Мокшанского района утвердить соответствующую программу. Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой Мокшанского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности Елизаветинского сельсовета было установлено, что администрацией сельского поселения допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы граждан. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в марте 2020 года, установлено, что администрацией Елизаветинского сельсовета программа охраны земель поселения не разработана и не утверждена, муниципальный правовой акт, утверждающий программу охраны земель поселения, отсутствует, в связи с чем 31.03.2020 в адрес главы администрации Елизаветинского сельсовета внесено представление. Ответ на данное представление поступил в прокуратуру района 10.06.2020 за № 47. Согласно нему представление прокуратуры рассмотрено и удовлетворено, в целях устранения выявленных нарушений администрацией поселения разрабатывается проект программы охраны земель, включающей в себя мероприятия по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Однако до настоящего времени соответствующая программа не разработана и не принята, что подтверждается информацией администрации поселения от 30.06.2020 № 62. Вышесказанное свидетельствует о нарушении администрацией поселения требований федерального законодательства, длительном неустранении названных нарушений, в том числе по требованию прокурора. Непринятие соответствующей программы также нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть дело без его участия, административное исковое удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в судебное заседание не явился. Просил дело рассмотреть без его участия, требования прокурора признает.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Мокшанского района Пензенской области административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Согласно статье 12 Земельного Кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статье 13 Земельного Кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно статье 11 Земельного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Прокуратурой Мокшанского района Пензенской области в ходе проведения проверки в марте 2020 года установлено, что администрацией Елизаветинского сельсовета программа охраны земель поселения не разработана и не утверждена, муниципальный правовой акт, утверждающий программу охраны земель поселения, отсутствует. 31.03.2020 в адрес главы администрации Елизаветинского сельсовета прокурором Мокшанского района Пензенской области внесено представление.
Согласно ответу администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области № 47 от 10.06.2020 представление прокуратура рассмотрено и в целях устранения выявленных нарушений администрацией поселения разрабатывается проект программы охраны земель, включающей в себя мероприятия по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Согласно ответу администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области № 62 от 30.06.2020 программа охраны земель не принималась.
Таким образом, администрацией Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области нарушаются требования земельного законодательства, непринятие соответствующей программы нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
Доказательств устранения выявленных нарушений на дату судебного заседания административным ответчиком не представлено.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неутверждении программы использования и охраны земель.
Обязать администрацию Елизаветинского сельсовета Мокшанского района утвердить программу использования и охраны земель в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия.