ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580022-01-2022-000430-72 от 11.05.2022 Мокшанского районного суда (Пензенская область)

Дело (УИД) № 58RS0022-01-2022-000430-72

Производство № 2а-146/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Поляковой Е.Ю..

с участием помощника прокурора Мокшанского района Пензенской области Барышева Н.С.

при секретаре Сергеевой А.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности установить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с санитарными нормами и правилами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд к администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области с названным иском, указав, что по обращению А.Н. от 02.12.2021 года прокуратурой Мокшанского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено что постановлением администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 07.04.2020 № 46 утверждена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. Согласно приложению к данному постановлению на территории д. Пяша расположено 4 площадки ТКО, расстояние от жилого индивидуального <адрес> до ближайшей площадки ТКО <адрес> составляет 492м., чем нарушаются прав а граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, так как согласно пункту 4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарно-противоэпидемических, (профилактических) мероприятий" расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. 14.12.2021 прокуратурой района в адрес главы администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. 22.12.2021 администрацией Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области был предоставлен ответ, согласно которому в целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства запланирована установка дополнительного контейнера для сбора ТКО в д. Пяша на ул. Нагорная в 1 квартале 2022 года. До настоящего времени дополнительный контейнер для сбора ТКО не установлен, нарушения не устранены.

Представитель административного истца - помощник прокурора Мокшанского района пензенской области Барышев Н.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административных исковых требований. Указал, что нарушение требований законодательства на день проведения судебного заседания административным ответчиком не устранены.

Представитель административного ответчика администрации Рамзайского сельсовета мокшанского района пензенской области в суд не явился, представил заявление о рассмотрения дела в его отсутствие, в котором указал о согласии с административными исковыми требованиями.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, принципа обязательного участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона №89-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений если иное не установлено законом субъекта Российской Федераций, а также на межселенной территории.

В соответствии с п. 18 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно статьи 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 N 2626-ЗПО "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области" (принят ЗС Пензенской обл. 10.10.2014) за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4,5, 6, 7-7- 7-2 3,13,15,18, 22, 34 33-1 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления" одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления" органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила) "контейнерная площадка" - место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В силу п. 3 Правил сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Согласно п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В силу п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарно-противоэпидемических, (профилактических) мероприятий" расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что постановлением администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 7 апреля 2020 года №46 утверждена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «Рамзайский сельсовета Мокшанского района Пензенской области».

В соответствии с реестром на территории д. пяша Мокшанского района Пензенской области расположено 4 площадки ТКО.

Проведенной 25.06.2021 Кимовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что расстояние от жилого индивидуального <адрес> до ближайшей площадки ТКО, расположенной на <адрес>, составляет 492м.

14 декабря 2021 года прокуратурой Мокшанского района в адрес главы администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.

22 декабря 2021 года администрацией Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области был предоставлен ответ, согласно которому в целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства запланирована установка дополнительного контейнера для сбора ТКО в <адрес> квартале 2022 года.

До настоящего времени дополнительный контейнер для сбора ТКО не установлен, нарушения не устранены.

Таким образом, требование о признании незаконным бездействие администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непроведении работ по оборудованию контейнерной площадки по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.

Рассматривая требование о возложении обязанности на администрацию Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области принять меры по установке контейнерной площадки по адресу: <адрес>, для накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с санитарными нормами и правилами СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, суд приходит к следующему.

Неисполнение администрацией Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области возложенных законом обязанностей создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, приводит к складированию мусора на прилегающих к площадкам земельных участках.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов, в данном случае неопределенного круга лиц.

По смыслу ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае суд определяет срок исполнения судебного решения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неустановке контейнерной площадки по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по установке контейнерной площадки по адресу: <адрес>, для накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с санитарными нормами и правилами СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия окончательной форме.

Судья Е.Ю. Полякова

Мотивированное решение составлено 17 мая 2022 года.

Судья Е.Ю. Полякова