УИД № 58RS0022-01-2022-000552-94
Производство № 2а - 203/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Поляковой Е.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Мокшанского района Пензенской области Шумаевой А.В.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложения обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением, со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданский Кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области», Приказ Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», к администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в котором просит признать незаконным бездействие администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения, неосуществлении их классификации и отнесения к категориям автомобильных дорог, обязать Администрацию провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, осуществить их классификацию и отнесение к категориям автомобильных дорог.
В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой Мокшанского района проведена проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в деятельности администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что на Администрацию, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе: проведению оценки их технического состояния, классификации и отнесению к категориям автомобильных дорог. Установлено, что в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Чернозерского сельсовета, утвержденный постановлением Администрации от 07.06.2021 № 26, входят автомобильные дороги: <...> (протяженностью 240 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Стрижи (протяженностью 422 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Советская (протяженностью 712 метров с видом дорожного покрытия -грунт), ул. Потапова (протяженностью 1650 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Первомайская (протяженностью 254 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Нижняя Поляна (протяженностью 688 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Верхняя Поляна (протяженностью 766 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Молодежная (протяженностью 856 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Луговая протяженностью 154 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Комсомольская (протяженностью 461 метр с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Кульмановка (протяженностью 1580 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Шалим (протяженностью 1640 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. 40 лет Победы (протяженностью 872 метра с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Базарная (протяженностью 751 метр с видом дорожного покрытия - щебень). Указанные сооружения оформлены в собственность Администрации. Также в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Чернозерского сельсовета включены автомобильные дороги: <...> (протяженностью 211 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Дворянка (протяженностью 502 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Екимовка (протяженностью 514 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Ивановка (протяженностью 1036 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Киселевка (протяженностью 363 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Короба (протяженностью 1457 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Красное Замостье (протяженностью 864 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Сенькина (протяженностью 817 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Школьная (протяженностью 1178 метров с видом дорожного покрытия - щебень) и <...> (протяженностью 4567 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Кругловка (протяженностью 538 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Чурдюмка (протяженностью 1269 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Волынская (протяженностью 755 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Георгиевская (протяженностью 2060 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Городище (протяженностью 415 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Заводская (протяженностью 1179 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Коммуна (протяженностью 541 метр с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Красные Озерки (протяженностью 985 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Медаевка (протяженностью 907 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Новая Поляна (протяженностью 752 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул Потьминская (протяженностью 1633 метра с видом дорожного покрытия -грунт), ул. Соловьева (протяженностью 394 метра с видом дорожного покрытия -грунт), ул. Ясная Поляна (протяженностью 1427 метров с видом дорожного покрытия-грунт). Указанные сооружения в собственность Администрации не оформлены. Вместе с тем в ходе проверки установлено, что оценка технического состояния (первичное обследование) в отношении названных автомобильных дорог не проведена, классификация и отнесение автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог не осуществлены (соответствующие работы не проводились, договора не заключались). В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений 28.03.2021 г. в адрес главы Администрации внесено представление, согласно ответу на которое (исх. № 31 от 06.05.2022 г.) оценку технического состояния автомобильных дорог, их классификацию и отнесение к категориям автомобильных дорог планируется провести в 2022 году. Однако до настоящего времени соответствующие работы не начаты, конкурсная (аукционная) документация в целях применения конкурентных способов определения подрядчика не подготовлена, осуществление закупки у единственного поставщика не проведено, что не позволяет обеспечить надлежащее техническое состояние автомобильных дорог, определить соответствие их транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям технических регламентов. Администрация имела возможность устранить выявленные нарушения, однако действенных мер к этому не предприняла. Допущенные нарушения законодательства о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности не позволяют обеспечить реализацию прав граждан в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, эффективное бюджетное планирование. Выявленное длительное бездействие администрации ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Шумаева А.В. административное исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика глава администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области ФИО2. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Мокшанского района Пензенской области административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 23 Устава Чернозерского сельсовета к полномочиям Администрации отнесено решение вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом сельсовета.
Согласно ч. 9 ст. 5 и ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, указанные автомобильные дороги, а также дороги не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, являются собственностью поселения.
В силу положений п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» следует, что к вопросам местного значения сельского поселения Пензенской области относится также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу положений п. 6 и п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 18 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеназванной нормы закона принято Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», в соответствии с пунктами 6, 7 которого классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в отношении автомобильной дороги местного значения органом местного самоуправления; классификация и отнесение автомобильной дороги федерального значения к категории автомобильной дороги осуществляется в течение 30 дней со дня приемки результатов работ по оценке технического состояния автомобильной дороги.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. Периодичность проведения обследований закреплена пунктом 4 рассматриваемого акта: первичное обследование проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования, повторное обследование - ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится), приемочное обследование проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
Судом установлено, что в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации от 07.06.2021 № 26, входят автомобильные дороги с. Чернозерье: ул. Фабричная (протяженностью 240 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Стрижи (протяженностью 422 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Советская (протяженностью 712 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Потапова (протяженностью 1650 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Первомайская (протяженностью 254 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Нижняя Поляна (протяженностью 688 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Верхняя Поляна (протяженностью 766 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Молодежная (протяженностью 856 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Луговая протяженностью 154 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Комсомольская (протяженностью 461 метр с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Кульмановка (протяженностью 1580 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Шалим (протяженностью 1640 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. 40 лет Победы (протяженностью 872 метра с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Базарная (протяженностью 751 метр с видом дорожного покрытия - щебень). Указанные сооружения оформлены в собственность администрации. Также в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Чернозерского сельсовета включены автомобильные дороги <...> (протяженностью 211 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Дворянка (протяженностью 502 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Екимовка (протяженностью 514 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Ивановка (протяженностью 1036 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Киселевка (протяженностью 363 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Короба (протяженностью 1457 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Красное Замостье (протяженностью 864 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Сенькина (протяженностью 817 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Школьная (протяженностью 1178 метров с видом дорожного покрытия - щебень) и <...> (протяженностью 4567 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Кругловка (протяженностью 538 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Чурдюмка (протяженностью 1269 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Волынская (протяженностью 755 метров с видом дорожного покрытия - щебень), ул. Георгиевская (протяженностью 2060 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Городище (протяженностью 415 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Заводская (протяженностью 1179 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Коммуна (протяженностью 541 метр с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Красные Озерки (протяженностью 985 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Медаевка (протяженностью 907 метров с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Новая Поляна (протяженностью 752 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Потьминская (протяженностью 1633 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Соловьева (протяженностью 394 метра с видом дорожного покрытия - грунт), ул. Ясная Поляна (протяженностью 1427 метров с видом дорожного покрытия - грунт). Указанные сооружения в собственность администрации не оформлены.
Вместе с тем, оценка технического состояния (первичное обследование) в отношении названных автомобильных дорог не проведена, классификация и отнесение автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог не осуществлены (соответствующие работы не проводились, договора не заключались). Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, административным ответчиком не представлено. В связи с чем, в адрес главы администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области 28.03.2021 прокурором внесено представление № 07-27-2022 об устранении нарушений.
Согласно ответу главы администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 28.03.2022 № 31, данному на представление прокурора, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, классификация и отнесение автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог будет проведена до конца 2022 года.
Судом установлено, что до настоящего времени соответствующие работы не начаты, конкурсная (аукционная) документация в целях применения конкурентных способов определения подрядчика не подготовлена, осуществление закупки у единственного поставщика не проведено, что не позволяет обеспечить надлежащее техническое состояние автомобильных дорог, определить соответствие их транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям технических регламентов.
Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанной автомобильной дорогой. В связи с чем, обращение в суд прокурора в защиту неопределенного круга лиц с требованием по непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения, неосуществлении их классификации и отнесения к категориям автомобильных дорог, является законным и обоснованным.
Доказательств устранения выявленных нарушений на дату судебного заседания административным ответчиком не представлено.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административно so судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложения обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения, неосуществлении их классификации и отнесения к категориям автомобильных дорог.
Обязать администрацию Чернозерского сельсовета Мокшанского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, осуществить их классификацию и отнесение к категориям автомобильных дорог.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.